ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой
программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее -
Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором
Программы Минкультуры России, государственными заказчиками
Программы - Роскультуру, Росархив и Роспечать.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы за счет средств федерального бюджета составляет 54342
млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минкультуры России обеспечить разработку проекта Программы и
в установленном порядке представить его в Правительство Российской
Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ
(2006 - 2010 ГОДЫ)"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации
Отечественная культура развивается в сложных условиях, когда
многие идеологические догмы утратили свое значение, а новые
ценности и социальные установки еще только формируются.
Формирование гражданского общества обусловило рост творческой
инициативы граждан, возникновение новых театров, музеев,
творческих коллективов и объединений, что обеспечило оптимальные
условия для развития отечественной культуры. Появились новые типы
потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие
свои отношения с творческими деятелями на рыночных принципах.
В 90-е годы прошлого столетия государство сокращало свое
участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что
формирующийся рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В
результате этого было значительно уменьшено влияние культуры на
российское общество.
Несмотря на сложную ситуацию, благодаря реализации Федеральной
целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" удалось
частично преодолеть спад в сфере культуры, добиться расширения
форм и объемов участия государства и общества в поддержке
культуры. В настоящее время имеются необходимые социальные и
экономические предпосылки для начала радикального обновления
государственного регулирования в сфере культуры. Сегодняшнюю
ситуацию в этой области можно охарактеризовать как начало
принципиально нового этапа ее устойчивого развития.
Культура обладает богатейшим потенциалом. В настоящее время в
Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных
музеев, в которых сосредоточено более 60,2 млн. единиц хранения,
фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг,
сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс.
государственных и муниципальных архивов, на государственной охране
находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры,
в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры,
около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48
зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовой информации
работают 43850 периодических печатных изданий и 1290 электронных
периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000
издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
За один год в театрах бывает более 30 млн. зрителей, или более
210 человек на 1000 жителей, музеи страны посещает около 80 млн.
посетителей, или более 520 человек на 1000 жителей, годовой тираж
книг и брошюр составляет почти 600 млн. экземпляров, годовой тираж
журналов и периодических изданий составляет более 1 млрд.
экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей, число посещений
киносеансов достигло 50 млн. человек, в библиотеках
зарегистрировано около 60 млн. пользователей.
Вместе с тем в современных условиях становления рыночных
отношений и демократизации общества сфера культуры требует
преобразований, на осуществление которых и направлена Федеральная
целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)" (далее -
Программа).
Сохраняя преемственность с Федеральной целевой программой
"Культура России (2001 - 2005 годы)", разрабатываемую Программу
предполагается ориентировать на последовательное реформирование
отрасли, что позволит обеспечить:
создание условий для развития культуры (в первую очередь
приоритетных направлений) и всестороннего участия граждан в
культурной жизни, а также государственную поддержку
профессионального творчества;
активизацию в отрасли рыночных механизмов посредством
структурной реорганизации государственного сектора в отдельных
сферах культуры;
повышение роли культуры в укреплении институтов гражданского
общества, формировании социально активной личности, защите
социально уязвимых категорий граждан;
сохранение культурного наследия, обеспечение доступности
художественных ценностей;
концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях
развития отрасли.
Программа охватывает все основные виды деятельности в сфере
культуры и искусства: культурное наследие, музеи, библиотеки,
театры, изобразительное искусство, кинематографию, радио,
телевидение, печать, архивы, науку.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении
последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых
программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы
мероприятий были направлены на решение системных вопросов в
области развития культуры в России, связанных с созданием реальных
условий для сохранения культурного наследия страны, развития
традиционных художественных направлений и свободного
художественного экспериментаторства, расширения единого
культурного пространства, внедрения новых технологий создания и
распространения культурных благ, обеспечения доступности
художественных ценностей для граждан и повышения уровня
удовлетворения их духовных потребностей.
Потребность в решении этих задач в течение ограниченного
времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере
культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают
необходимым для их решения использование программно-целевого
метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать
финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах,
предотвратить их распыление.
Финансовые ресурсы, направленные в рамках Федеральной целевой
программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" на сохранение
культурного наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения
реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более
чем на 500 объектах федерального значения. При этом в 2001 - 2003
годах был завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ
на 29 объектах, среди которых главный дом-дворец усадьбы
Грибоедовых (Смоленская область), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова
(Ставропольский край), дом-усадьба Державина (г. Санкт-Петербург),
Кавалерийские корпуса в музее-заповеднике "Царицыно" и другие
объекты федерального значения. За счет средств указанной Программы
отреставрировано свыше 1000 экспонатов из собраний 136 музеев
России.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что
реализация каждого мероприятия требует либо отдельных решений
Правительства Российской Федерации, либо обособления их в рамках
ведомственной программы. Это привело бы к целому ряду негативных
последствий, таких как ослабление культурных связей между
регионами Российской Федерации, возникновение дополнительных
сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов,
необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в
отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках
федеральной целевой программы с использованием программно-целевого
метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное
решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет
реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и
срокам.
3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры
без использования программно-целевого метода, возможные
варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Сохранение культурного наследия народов Российской Федерации
остается актуальной задачей культурной политики государства, в том
числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на
нужды культуры в предыдущие годы.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности
отечественной культуры на внутреннем и мировом рынках является
повышение качества культурных благ и обеспечение их необходимого
многообразия. Решение этой задачи на современном этапе
экономического развития общества тормозится низким уровнем
обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием,
недостаточным развитием информационных технологий в сфере
культуры. Быстрое распространение рыночных институтов и
определенное отставание кадрового потенциала отрасли от ее
реальных потребностей ставят задачу сохранения традиций
отечественной культуры и оптимизации структуры кадрового
потенциала.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи,
кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение
стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого
взаимодействия органов государственной власти всех уровней,
общественных объединений и других субъектов культурной
деятельности, обусловливает необходимость применения программно-
целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса
в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004
г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов", основным направлением реформирования бюджетного
процесса провозглашен переход преимущественно к программно-целевым
методам бюджетного планирования, предусматривающего смещение
акцентов от управления расходами на управление результатами.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение
результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления
бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской
Федерации.
При отсутствии реализации комплексного подхода к решению
существующих в сфере культуры проблем повышается вероятность
утраты объектов культурного наследия, замедляются темпы развития
культуры как одного из ключевых институтов общественного сознания
и системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство
российского государства, мировое культурное наследие и духовный
потенциал народов России.
4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
программно-целевым методом
Федеральная целевая программа является одним из основных
инструментов реализации государственной политики в сфере культуры
на среднесрочную перспективу. Реализация Программы осуществляется
в период с 2006 по 2010 год. Этапы реализации Программы не
выделяются.
В Концепции Федеральной целевой программы "Культура России
(2006 - 2010 годы)" предусматривается реализация комплекса
взаимоувязанных мероприятий по приоритетным направлениям развития
отрасли, обеспечивающих сохранение культурного наследия, внедрение
новых организационно-экономических механизмов и реформирование
отрасли в целом на протяжении всей реализации Программы.
5. Предложения по целям и задачам,
целевым индикаторам, позволяющим оценивать ход реализации
Программы по годам
Выбор целей Программы основан на необходимости культурного и
духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных
благ для всех групп населения России, создания благоприятных
условий для творчества и самореализации специалистов в сфере
культуры, внедрения новых информационных технологий, пропаганды
отечественной культуры за рубежом.
Важным аргументом в выборе целей Программы явилась оценка
позитивного зарубежного опыта, отражающего общие закономерности в
эволюции целей развития культуры и практики культурной
деятельности в условиях рыночной экономики.
Основными целями Программы являются:
сохранение культурного наследия России;
формирование единого культурного пространства, создание условий
для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным
благам и информационным ресурсам;
создание условий для сохранения и развития культурного
потенциала нации;
интеграция в мировой культурный процесс;
создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным
условиям существования.
В рамках достижения цели по сохранению культурного наследия
России ставится задача стабилизации ситуации, касающейся
сохранности объектов культурного наследия, музейных, архивных,
библиотечных фондов, фильмофондов, устранения угрозы их утраты,
предполагающая в том числе:
проведение работ по реставрации объектов культурного наследия,
музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов и
т.д.;
содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей
сохранность указанных ценностей и в итоге гарантирующей доступ к
ним граждан.
Формирование единого культурного пространства, создание условий
для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным
благам и информационным ресурсам означает выравнивание
возможностей такого доступа для различных групп населения. Речь
идет о создании условий, при которых основной спектр
государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был
бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и
принадлежащим различным социальным группам, на основе:
увеличения числа фестивалей, театральных гастролей, выставок и
т.д.;
разработки, внедрения и распространения новых информационных
продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
развития инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого
культурного и информационного пространства.
В рамках создания условий для сохранения и развития культурного
и духовного потенциала нации предполагается решение вопросов,
направленных на:
выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и
массовых коммуникаций;
поддержку перспективных творческих проектов;
преодоление существующих тенденций по оттоку талантов из
России.
Для достижения указанной цели предполагается:
оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т.д.;
совершенствование финансовых механизмов поддержки перспективных
проектов в сфере культуры и средств массовой информации;
использование потенциала средств массовой информации
(телевидение, пресса).
Интеграция в мировой культурный процесс предполагает
продвижение достижений отечественной культуры за рубежом,
сближение целей и задач российской и мировой культуры,
заимствование опыта зарубежных культурных организаций при решении
задач, стоящих перед отечественной культурой, создание
благоприятного имиджа страны в мировых средствах массовой
информации, включая популяризацию достижений отечественной
культуры.
Решение этих задач предполагает широкий культурный обмен,
проведение семинаров, конференций.
Для создания условий для адаптации сферы культуры к рыночным
условиям существования необходимо сформировать механизмы,
обеспечивающие реализацию права собственности граждан на
культурные ценности, а также на доступ к культурным ценностям и
направленные на:
усиление роли и функций государства по защите культурных
ценностей;
формирование рынка культурных ценностей.
В результате должно сформироваться новое отношение граждан к
объектам культурного наследия не только как потребителей
информации в сфере культуры, но и как активных участников
процесса.
Целевые индикаторы, позволяющие оценить ход реализации
Программы по годам, приведены в Приложении N 1.
6. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предусматривается
осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением
внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах
соответствующих лет и составляет 64136,4 млн. рублей, в том числе
за счет средств федерального бюджета - 54342 млн. рублей, прочих
источников - 9794,4 млн. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по
источникам и направлениям расходования средств приведены в
Приложении N 2.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта
решения проблемы
Важной особенностью сферы культуры являются то, что основные
результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в
отложенном социальном эффекте и проявляются в увеличении
интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и
норм поведения индивидуумов, сказываются на модернизации всего
общества. Последствия такого рода не поддаются обычным
статистическим измерениям. Концепцией Федеральной целевой
программы "Культура России (2006 - 2010 годы)" предполагается
использовать систему индикаторов, характеризующих лишь текущие
результаты культурной деятельности, ее объемные показатели. При
этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать
показатели результативности их реализации. Оценка эффективности
реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее разделу
осуществляется государственными заказчиками и государственным
заказчиком-координатором.
Социально-экономический эффект от реализации Программы
выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:
укрепления единого культурного пространства страны как фактора
сохранения государственной целостности России;
создания благоприятных условий для творческой деятельности,
интеграции российской культуры в мировой культурный процесс,
освоения новых форм и направлений культурного обмена;
увеличения доступности и разнообразия предлагаемых населению
культурных благ и информации в сфере культуры;
активизации экономических процессов развития культуры, роста
негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов
творческих профессий в условиях свободного рынка труда, развития
эстетического воспитания молодежи;
оптимизации расходования бюджетных средств.
Реализация комплекса мероприятий Программы позволит улучшить
качество жизни россиян, повысить эффективность использования
федеральной собственности в сфере культуры.
Главным результатом реализации Программы станут формирование
благоприятной общественной атмосферы, поддержка и дальнейшее
развитие национальных культур народов России и этнических групп,
упрочение статуса России как великой культурной державы.
8. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии,
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и
Федеральное архивное агентство.
9. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Функции государственного заказчика-координатора Программы
возлагаются на Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное
архивное агентство определяются государственными заказчиками и
разработчиками Программы.
10. Предложения по основным направлениям
реализации Программы
Основными направлениями реализации Программы являются:
обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
сохранение и развитие системы художественного образования,
поддержка молодых дарований;
адресная поддержка профессионального искусства, литературы и
профессионального творчества;
обеспечение условий для художественного творчества и
инновационной деятельности;
обеспечение культурного обмена;
разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в
сфере культуры;
поддержка отечественных производителей культурных благ и их
продвижение на мировых рынках;
обновление специального оборудования организаций сферы культуры
и массовых коммуникаций;
модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации;
научное и правовое обеспечение Программы.
Обеспечение сохранности историко-культурного наследия
Особенностью этого направления является усиление адресности
охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на
приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного
наследия. Указанное направление включает три основных раздела:
поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников
истории и культуры;
сохранение государственной части Музейного фонда Российской
Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов,
фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового
хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
обеспечение безопасности хранения культурных ценностей,
находящихся в федеральной собственности.
Основной объем средств, выделяемых на реализацию Программы из
федерального бюджета, предусматривается направить на
финансирование строительства и реконструкции объектов федеральной
собственности, в том числе:
реконструкции комплекса зданий Государственного академического
Большого театра России;
проектирования и строительства новой сцены Государственного
академического Мариинского театра;
строительства второй очереди фондохранилища Государственного
Эрмитажа;
строительства нового архивохранилища Государственного архива
Российской Федерации;
реконструкции Политехнического музея;
реконструкции Государственного академического Малого театра;
реконструкции Российского государственного академического
театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского);
реконструкции Московского художественного академического театра
имени А.П. Чехова.
В рамках реализации Программы предусматривается улучшение
технического состояния недвижимых объектов культурного наследия
(реставрация), позволяющее вернуть эти объекты в хозяйственный и
культурный оборот. Из почти 90 тысяч недвижимых памятников истории
и культуры, взятых на учет в Российской Федерации, около 23,4
тысячи составляют объекты культурного наследия народов Российской
Федерации федерального значения.
В 2006 - 2010 годах должен быть завершен комплекс ремонтно-
реставрационных работ на 200 объектах федерального значения, среди
которых Нижегородский кремль, Суздальский кремль, Астраханский
кремль, Лефортовский дворец в Москве, Путевой дворец в Твери,
Дворец Наместника в Тобольске, Здание Арсенала в Челябинске,
Гостиный двор в Архангельске, памятники Литературного музея,
Усадьба Остафьево, объекты государственных музеев-заповедников
"Гатчина", "Павловск" и другие.
Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных
и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации,
более 20 процентов которых нуждаются в реставрации.
Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий первого
направления представлены показателями количества (доли)
отреставрированных недвижимых памятников культуры и завершенных
этапов работ, а также отреставрированных единиц фондового
хранения.
Сохранение и развитие системы художественного
образования и поддержка молодых дарований
На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды
особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности
воспроизводства и обновления творческого потенциала посредством
выявления и поддержки молодых дарований, сохранения и развития
всемирно известной отечественной системы художественного
образования.
В рамках Программы предлагается реализовать мероприятия по
поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для
детей и творческой молодежи.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества
проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для
детей и творческой молодежи.
Адресная поддержка профессионального искусства,
литературы и профессионального творчества
Адресная поддержка искусства и литературы, связанная с
компенсацией негативного воздействия на культуру рыночных
механизмов, призвана обеспечить создание дополнительных
возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень
доступности искусства и литературы для населения страны.
Государство создает условия для развития конкуренции и роста
потребительского спроса посредством финансовой поддержки
организации и проведения фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих
общероссийское, межнациональное и международное значение и
формирующих единое культурное пространство, поддержки создания
культурной продукции.
Также предусматривается поддержка творческих деятелей,
работающих в области классического искусства и литературы.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества
созданных произведений искусства, проведенных фестивалей,
конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и
международное значение и формирующих единое культурное
пространство.
Обеспечение условий для художественного творчества
и инновационной деятельности
В условиях усиливающейся стандартизации культурной
деятельности, вызванной общими процессами глобализации, сохраняет
актуальность задача обеспечения непрерывности развития культуры и
искусства посредством формирования эффективной среды для
экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий
создания, распространения и потребления продуктов культуры.
В рамках Программы предусматриваются поддержка проявивших себя
авторов новых идей и методов творчества (поддержка творческих
дебютов в сфере искусства, кинематографии и литературы),
расширение возможностей для поиска и реализации новаторских
концепций развития искусства и литературы (поддержка новаторских
проектов в сфере культуры и массовых коммуникаций, а также
создание условий для эффективной инновационной деятельности).
Ожидаемые результаты представлены показателями количества
творческих дебютов, новаторских проектов, новых разработок, а
также внедренных новых технологий в сфере культуры и массовых
коммуникаций.
Обеспечение культурного обмена
Ключевым направлением культурной политики государства в
условиях расширения прав регионов Российской Федерации и
объективной локализации рынка культурных благ остается сохранение
единого культурно-информационного пространства, повышение уровня
доступности культурных благ и сокращение территориальной
дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной
деятельности.
Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и
выставочной деятельности.
В ситуации быстрого распространения информационно-
коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи,
связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и
архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного
наследия, доступных для самых широких слоев населения.
Предусматриваются перевод информационных ресурсов музеев,
библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие
систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей,
создание электронной базы недвижимых памятников истории и культуры
(40 тыс. объектов), развитие общероссийской информационно-
библиотечной компьютерной сети "Либнет" на основе внедрения
системы международных стандартов и машиночитаемых форматов,
переход на корпоративные электронные технологии, создание
библиотечных и архивных он-лайн-центров, создание сводного
каталога библиотек России, Национальной электронной библиотеки и
других электронных библиотек.
Мероприятия Программы позволят продолжить формирование базы
данных Государственного каталога Музейного фонда Российской
Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 2,5 млн.
записей. Возрастет число музеев, имеющих доступ в сеть Интернет.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества
гастрольных спектаклей, концертов и выставок, "электронных
продуктов" культуры.
Разработка и внедрение информационных продуктов
и технологий в сфере культуры
В условиях становления информационного общества сохранение
конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения
информатизации процессов создания, распространения и потребления
культурных благ, формирования информационных сетей в сфере
культуры.
В рамках решения этой задачи необходима реализация мероприятий
по проведению структурных изменений основных фондов отрасли на
основе широкого внедрения информационно-коммуникационных
технологий и насыщения современным оборудованием и программными
продуктами субъектов культурной деятельности, что приведет к
ускоренному росту информационных продуктов культуры: созданию
информационных сетей, технологий и продуктов в сфере искусства и
культурной деятельности.
Ожидаемые результаты будут представлены показателями роста
уровня информатизации сферы культуры, обеспеченности компьютерной
техникой организаций этой сферы и количеством специалистов в
области информационных технологий в сфере культуры.
Поддержка отечественных производителей культурных благ
и их продвижение на мировых рынках
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по
оказанию государственной поддержки кинематографии, телевидения, в
том числе производства игровых, документальных и
мультипликационных фильмов и развития кинопроката, издания
литературы и народного творчества, а также продвижения на мировых
рынках продуктов отечественной культуры, искусства и литературы.
Ожидаемые результаты будут представлены количеством выпущенных
кинофильмов, литературных произведений, а также проведенных
зарубежных культурных акций.
Обновление специального оборудования
организаций сферы культуры
В рамках реализации программных мероприятий запланировано
оснащение организаций культуры специализированным оборудованием,
соответствующим современным требованиям.
За счет средств Программы должно быть преодолено существующее
отставание музеев, библиотек и архивов России в использовании
современных информационных технологий и создании электронных
продуктов культуры, а также в развитии их инфраструктуры, в первую
очередь обеспечивающей безопасность хранения их фондов.
В рамках реализации Программы предусматривается оснащение
оборудованием концертных и выставочных залов, театральных
площадок, архивов в соответствии с мировыми требованиями для
обеспечения качества культурного обслуживания населения,
реализации общероссийских гастрольных, выставочных планов, показа
отечественных фильмов.
Ожидаемые результаты могут быть представлены показателями
количества новых музыкальных инструментов, светозвукового
оборудования, кинооборудования и киноаппаратуры, комплектов
техники для охранных систем.
Модернизация сети телерадиовещания
Российской Федерации
Модернизация сети телерадиовещания в рамках настоящей Программы
за счет капитальных вложений предполагает замену приемо-
передаточных устройств и развитие цифрового телерадиовещания.
Научное и правовое обеспечение Программы
Научное обеспечение Программы основано на проведении научно-
исследовательских разработок по объективной оценке и анализу
социокультурной ситуации в контексте целевых установок
соответствующих направлений Программы. Предусматриваются
проведение всесторонних исследований емкости отечественного рынка
потребления услуг культуры, разработка и апробация новых
технологий создания, хранения, распространения и потребления
продуктов культурной деятельности, анализ взаимосвязей и динамики
влияния общих изменений социального положения в стране в целом и в
регионах Российской Федерации.
Правовое обеспечение Программы осуществляется посредством
организации государственными заказчиками непрерывного мониторинга
деятельности исполнителей программных мероприятий в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
11. Предложения по механизму формирования
мероприятий Программы
Цели Программы не могут быть реализованы в рамках только
региональных целевых программ и текущей деятельности организаций
культуры.
Важнейшей особенностью Программы является системно-целевой
принцип ее построения, в соответствии с которым ее структура
определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями
развития культуры как единого комплекса, что существенно отличает
ее от предыдущих программ, построенных на основе функционально-
отраслевого подхода.
Программа состоит из разделов, соответствующих ее приоритетным
целям, а каждый раздел включает несколько подразделов,
соответствующих основным направлениям достижения указанных целей.
Программа предусматривает реализацию наиболее значимых и
эффективных проектов и мероприятий, в том числе по
реставрационным, консервационным и противоаварийным работам на
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации федерального значения.
Условием отбора конкретных проектов для включения в Программу
является их направленность на достижение соответствующей целевой
установки вне зависимости от ведомственной принадлежности
субъектов культурной деятельности.
Отбор проектов и комплексов мероприятий, отвечающих
направлениям Программы, исполнителей указанных проектов, а также
объектов культурного наследия производится в установленном порядке
на основе открытых конкурсных процедур.
Условием отбора объектов культурного наследия для включения в
Программу являются их особая социально-культурная значимость,
наличие проектно-сметной документации, возможность завершения
определенного этапа ремонтно-реставрационных работ в течение срока
действия Программы, перспективы последующего использования
памятника истории и культуры в активной культурной деятельности.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять на основе
государственных контрактов (договоров), заключаемых в
установленном порядке государственными заказчиками с исполнителями
программных мероприятий.
Для обеспечения публичности и открытости проведения конкурсных
процедур по отбору проектов и мероприятий Программы
государственными заказчиками создается научно-методический совет в
составе авторитетных специалистов по соответствующим направлениям
культурной деятельности.
12. Предложения по возможным формам
и методам управления реализацией Программы
Государственный заказчик-координатор Программы (Министерство
культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации)
обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков
(Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное
агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное
агентство) по подготовке и реализации программных мероприятий, а
также по анализу и рациональному использованию средств
федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
В этих целях государственный заказчик-координатор Программы:
утверждает ежегодные планы и отчеты по реализации разделов
Программы, разработанные государственными заказчиками;
утверждает разработанные государственными заказчиками перечни
целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации
программных мероприятий.
Государственный заказчик-координатор несет ответственность за
подготовку и реализацию Программы в целом.
Государственные заказчики Программы:
готовят ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации
Программы;
готовят ежегодно в установленном порядке предложения по
уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый
год, уточняют затраты по программным мероприятиям, а также
механизм реализации Программы;
разрабатывают перечень показателей для мониторинга реализации
программных мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и
услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному
мероприятию;
согласовывают с основными участниками Программы возможные сроки
выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
организуют проведение специализированной экспертизы проекта
Программы и в соответствии с ее результатами, а также с
результатами независимой экспертизы осуществляют его доработку;
организуют внедрение информационных технологий в целях
управления реализацией Программы и контроля за ходом программных
мероприятий;
организуют размещение информации, в том числе в электронном
виде, о ходе и результатах реализации Программы, финансировании
программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств,
проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке
участия в ней инвесторов.
Приложение N 1
к Концепции Федеральной целевой
программы "Культура России
(2006 - 2010 годы)"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ
(2006 - 2010 ГОДЫ)"
------------------------T-------T-------T-------T--------T-------T-------T-------T-------¬
¦ Целевые индикаторы ¦Показа-¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦ ¦тель ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦послед-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦него ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реали- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+-------+-------+-------+--------+-------+-------+-------+--------
1. Доля национальных 22 16 15 16 18 19 21 22
фильмов в общем
объеме проката
(процентов)
2. Доля объектов 33,5 24,5 25 27 28 30 31 33,5
культурного
наследия,
находящихся в
удовлетворительном
состоянии, в общем
количестве
объектов
культурного
наследия
федерального
значения
(процентов)
3. Доля представленных 15 8 9 10 10 10 13 15
(во всех формах)
зрителю музейных
предметов в общем
количестве музейных
предметов основного
фонда (процентов)
4. Доля архивных 21 15,5 17 18,5 19 19,5 20 21
документов,
находящихся в
нормативных
условиях,
обеспечивающих их
постоянное (вечное)
хранение, в общем
числе архивных
документов
(процентов)
5. Книгообеспеченность 17,6 17 17,1 17,3 17,4 17,5 17,5 17,6
(число изданий в
библиотеках/число
читателей)
6. Ежегодный рост 1,45 1,47 1,5 1,6 1,7 1,8 2
количества
посещений
музеев (процентов)
7. Доля 3 0,4 0,7 1 1,5 2 2,5 3
отреставрированных
уникальных и особо
ценных архивных
документов в общем
объеме документов
этих категорий,
подлежащих
реставрации
(процентов)
8. Рост числа - 0,2 0,4 0,4 0,4 0,2 0,2
посещений библиотек
(процентов
к показателю
предыдущего года)
9. Рост числа - 50,8 257 60 50 8,3 7,7
посещений
вэб-сайтов
библиотеки с
размещенными на них
информационными
ресурсами -
библиографическими
и полнотекстовыми
(в удаленном
режиме) (процентов
к показателю
предыдущего года)
10. Ежегодный прирост 1,15 1,17 1,4 1,3 1,2 1,2 1,2
числа электронных
документов в
национальной
электронной
библиотеке
(процентов)
11. Рост количества 3,5 4 5 6 6 7 7
посещений
спектаклей,
концертов,
представлений, в
т.ч. гастрольных и
фестивальных, на
1000 чел.
населения
(процентов к
показателю
предыдущего
года)
12. Доля новых 18 16 16,5 17 17,5 17,5 17,5 18
произведений
профессионального
искусства в общем
репертуаре
организаций
исполнительских
искусств
(процентов)
13. Увеличение 2,3 2,5 2,5 2,8 3 3,2 3,5
количества
театрально-
концертных
мероприятий за
счет
внутрироссийского
межрегионального
обмена (процентов
к показателю
предыдущего года)
14. Рост количества 1,5 1,8 2 2,5 2,8 3 3,3
участников
культурно-
досуговых
мероприятий
(процентов к
показателю
предыдущего года)
15. Рост количества 1 1,1 1,1 1,13 1,15 1,15 1,15
российских
культурных акций
за рубежом
(процентов
к показателю
предыдущего года)
16. Издано книг, 5024 4730 4770 4818 4886 4921 4955 5024
брошюр
образовательного,
научного,
культурного
назначения (в
пересчете на 1000
человек) (экз.)
-----------------------------------------------------------------------------------------
Приложение N 2
к Концепции Федеральной целевой
программы "Культура России
(2006 - 2010 годы)"
ПРЕДЕЛЬНЫЕ (ПРОГНОЗНЫЕ) ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КУЛЬТУРА РОССИИ (2006 - 2010 ГОДЫ)" ПО ИСТОЧНИКАМ
И НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
----------------T--------T---------------------------------------¬
¦ Источники ¦Объем ¦ В том числе ¦
¦ и направления ¦финанси-+-------T-------T-------T-------T-------+
¦финансирования ¦рования ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦ ¦- всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
L---------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------
Всего 64136,4 11019,2 13762,9 15111,2 13115 11128,1
Федеральный 54342 9770 11809 12921 10921 8921
бюджет
Прочие 9794,4 1249,2 1953,9 2190,2 2194 2207,1
источники
------------------------------------------------------------------
Капитальные 42500 7151,2 9581,6 10586,9 8586,9 6593,4
вложения
Федеральный 40120 7120 9000 10000 8000 6000
бюджет
Прочие 2380 31,2 581,6 586,9 586,9 593,4
источники
------------------------------------------------------------------
НИОКР 344,3 79,5 82,3 61,9 61,6 59
Федеральный 268 50 53 55 55 55
бюджет
Прочие 76,3 29,5 29,3 6,9 6,6 4
источники
------------------------------------------------------------------
Прочие нужды 21292,1 3788,5 4099 4462,4 4466,5 4475,7
Федеральный 13954 2600 2756 2866 2866 2866
бюджет
Прочие 7338,1 1188,5 1343 1596,4 1600,5 1609,7
источники
------------------------------------------------------------------
|