ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2005 года
Дело N 64-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 14 сентября 2005 года
гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о
признании недействующими пункта 1 (в части), абзаца 4 пункта 2 и
абзаца 2 пункта 3 постановления администрации Сахалинской области
от 18 августа 2004 года N 125-па "О мерах по реализации
Федерального закона "О лотереях", а также Правил ведения единого
государственного реестра региональных лотерей, утвержденных
постановлением администрации Сахалинской области N 25-па от 18
августа 2004 года, по кассационной жалобе губернатора Сахалинской
области на решение Сахалинского областного суда от 13 мая 2005
года, которым постановлено: "заявление прокурора Сахалинской
области удовлетворить. Признать недействующими с момента
вступления решения в законную силу: пункт 1, абзац 4 пункта 2 и
абзац 2 пункта 3 постановления администрации Сахалинской области
от 18 августа 2004 года N 125-па "О мерах по реализации
Федерального закона "О лотереях", Правила ведения единого
государственного реестра региональных лотерей, утвержденных
постановлением администрации Сахалинской области N 25-па от 18
августа 2004 года. Обязать редакцию газеты "Губернские ведомости"
опубликовать настоящее решение после вступления его в законную
силу".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Судебная коллегия
установила:
прокурор Сахалинской области обратился в суд с указанным выше
заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат
положениям Федерального закона "О лотереях" от 11 ноября 2003 года
N 139-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации
от 7 июля 2004 года N 338 "О мерах по реализации Федерального
закона "О лотереях". Главное финансовое управление Сахалинской
области неправомерно наделено полномочиями по правовому
регулированию лотерейной деятельности в Сахалинской области и по
методологическому обеспечению органов местного самоуправления в
вопросах осуществления лотерейной деятельности на территории
области, поскольку федеральным законодательством орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделен
полномочиями по организации и проведению только региональных
лотерей, в то время как правовое регулирование и методологическое
обеспечение лотерейной деятельности является исключительной
компетенцией федеральных органов исполнительной власти Российской
Федерации. Оспариваемым постановлением в нарушение требований
федерального законодательства предусмотрено ведение единого
государственного реестра региональных лотерей и утверждены
соответствующие правила, поскольку ведение единого
государственного реестра лотерей предусмотрено только на
федеральном уровне. Органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации функциями по ведению реестра муниципальных
лотерей не наделены, а вправе лишь предоставлять в Федеральную
налоговую службу информацию о зарегистрированных на территории
субъекта муниципальных лотереях.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и
принятии нового - об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В обоснование жалобы указывается на незаконность и
необоснованность решения. В частности, отмечается, что
оспариваемый акт признан недействительным с нарушением требований
ст. 131 ГПК РФ и ст. 13 ГК РФ, так как в заявлении прокурора не
указано, какие конкретно публичные интересы Российской Федерации и
права граждан и юридических лиц нарушены оспариваемым актом, а суд
это обстоятельство оставил без внимания. Выводы суда, что
уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации федеральным законодательством полномочиями по правовому
регулированию и методологическому обеспечению лотерейной
деятельности не наделен, не соответствует фактическим
обстоятельствам дела и не основан на положениях ст. ст. 1, 3 - 5
Федерального закона "О лотереях" от 11.11.2003 N 138-ФЗ,
определяющих предмет регулирования этим законом, виды лотерей,
цели и способы организации и проведения лотерей. При обязанности
уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ вести
государственный реестр региональных лотерей, представлять
информацию о разрешенных на территории субъекта РФ региональных и
муниципальных лотереях форма и порядок представления информации
Федеральным законом не определены, как и не определен орган,
осуществляющий методологическое обеспечение органов местного
самоуправления, при осуществлении последним лотерейной
деятельности, в связи с чем и в целях осуществления действенного
контроля за лотерейной деятельностью пунктом 1 оспариваемого
постановления контроль, методологическое обеспечение муниципальных
органов отнесены к функциям главного финансового управления
Сахалинской области. Ссылка прокурора и суда на приказ
Министерства Российской Федерации в части методологического
обеспечения от 9 августа 2004 года несостоятельна, поскольку в
преамбуле приказа определено, что он издан "в целях
методологического обеспечения федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации". Отнесение к функциям Главного финансового управления
Сахалинской области п. 2 оспариваемого постановления ведения
единого государственного реестра региональных лотерей не подменяет
соответствующий федеральный нормативный документ - государственный
реестр лотерей, а по своей сути является внутренним документом
администрации Сахалинской области.
В жалобе отмечается также, что судом не дано оценки доводам со
стороны администрации области о соответствии оспариваемого акта
федеральному законодательству и не учтена позиция Конституционного
Суда РФ относительно самостоятельности субъектов РФ и
необходимости исключения формального подхода к разрешению дел.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Заявление прокурора области предъявлено в порядке нормоконтроля
и применительно к данному делу в силу ст. 251 (п. 1) и ст. 22 (п.
3) ФЗ "О Прокуратуре РФ" он должен указать несоответствие
оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ федеральному
законодательству. Обязанности обосновывать заявление указанием о
нарушении прав и охраняемых законом интересов граждан и
юридических лиц на прокурора не возложено.
Судом установлено, что уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта РФ федеральным законодательством полномочиями по
правовому регулированию и методологическому обеспечению лотерейной
деятельности не наделен, в связи с чем возложение таких функций на
областное финуправление является неправомерным. Формы и порядок
предоставления информации, а также соответствующие методики
разработаны на федеральном уровне уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти и закреплены в соответствующих
нормативных правовых актах. Признано противоречащим федеральному
законодательству и возложение на финуправление области функции по
ведению единого государственного реестра региональных лотерей и
утверждение правил ведения такого реестра региональных лотерей.
Возражение со ссылкой администрации области на положения статьи 8
Федерального закона "О лотереях" является необоснованным, так как
вопросы ведения реестров эта норма не регулирует, а
устанавливаемые ею требования относятся к условиям лотереи.
Вывод суда является правильным, так как соответствует
требованиям действующего законодательства, которое при правильном
его применении и толковании в решении суда приведено, в связи с
чем не могут быть признаны обоснованными и являться основанием к
удовлетворению кассационной жалобы приведенные в ней доводы.
Изучение дела не позволяет согласиться с доводом жалобы о том,
что приведенные в суде и имеющие правовое значение по делу доводы
оставлены судом без внимания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия
определила:
решение Сахалинского областного суда от 13 мая 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора
Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.СОЛОВЬЕВ
Судьи
Г.В.МАКАРОВ
Т.И.ЕРЕМЕНКО
|