ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 9 сентября 2005 г. N 847
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ И ДЕЛАМИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
В целях осуществления контроля за производством дознания,
неотложных следственных действий по уголовным делам, а также
производством по делам об административных правонарушениях особой
важности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления
контроля за уголовными делами и делами об административных
правонарушениях особой важности (далее - Инструкция).
2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации довести
положения настоящей Инструкции до сведения подчиненных должностных
лиц и обеспечить контроль за ее неукоснительным выполнением.
3. Считать утратившими силу Приказ ГТК России от 19.06.2002 N
626 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за
делами об административных правонарушениях особой важности" и
распоряжение ГТК России от 23.05.2002 N 348-р "О контроле за
производством дознания в таможенных органах Российской Федерации".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя ФТС России Н.А. Волобуева.
Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 9 сентября 2005 г. N 847
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УГОЛОВНЫМИ ДЕЛАМИ
И ДЕЛАМИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке осуществления контроля за уголовными
делами и делами об административных правонарушениях особой
важности определяет полномочия Управления таможенных расследований
и дознания ФТС России (УТРД) и оперативных таможен по контролю за
осуществлением производства дознания и неотложных следственных
действий по уголовным делам, а также производства по делам об
административных правонарушениях, отнесенным к компетенции
таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные
органы) в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
(УК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации
(УПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (КоАП России), отвечающим критериям особой
важности.
2. Контроль осуществляется в целях проверки:
- организации работы по уголовным делам и делам об
административных правонарушениях;
- правильности квалификации уголовного преступления и
административного правонарушения;
- соблюдения сроков производства дознания, неотложных
следственных действий, административного производства;
- соблюдения прав и законных интересов лиц, в отношении которых
возбуждены уголовные дела и дела об административных
правонарушениях;
- всесторонности, полноты и объективности производства
дознания, неотложных следственных действий, административного
производства;
- правильности принимаемых процессуальных решений по делам.
3. Организация контроля в целом осуществляется УТРД.
II. Осуществление контроля за производством дознания
и неотложных следственных действий по уголовным делам
4. Оперативные таможни осуществляют контроль за производством
дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам:
1) возбужденным таможенными органами по части 1 статьи 188 УК
РФ при стоимости предмета преступления от 5 до 15 млн. рублей, по
части 2 статьи 194 УК РФ при общей сумме неуплаченных таможенных
платежей от 5 до 15 млн. рублей;
2) возбужденным таможенными органами по части 2 статьи 188 УК
РФ по фактам незаконного перемещения наркотических средств и
психотропных веществ в особо крупном размере <1>, огнестрельного
оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового
поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной
техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть
использованы при создании оружия массового поражения, средств его
доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении
которых установлены специальные правила перемещения через
таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных
сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых
установлены специальные правила перемещения через таможенную
границу Российской Федерации;
--------------------------------
<1> Особо крупным размером признается количество наркотических
средств и психотропных веществ, определенное пунктом 2 примечания
к статье 228 УК РФ.
3) возбужденным таможенными органами по части 1, части 2 статьи
189 УК РФ;
4) возбужденным по материалам дел об административных
правонарушениях особой важности, находившимся на контроле в
оперативной таможне.
5. УТРД осуществляет контроль за производством дознания и
неотложных следственных действий по уголовным делам:
1) возбужденным таможенными органами, непосредственно
подчиненными ФТС России, оперативными таможнями и отвечающим
критериям, установленным пунктом 4 настоящей Инструкции;
2) возбужденным таможенными органами по части 1 статьи 188 УК
РФ при стоимости предмета преступления от 15 млн. рублей и выше,
части 2 статьи 194 УК РФ при общей сумме неуплаченных таможенных
платежей от 15 млн. рублей и выше;
3) возбужденным по части 3, части 4 статьи 188 УК РФ, части 3
статьи 189 УК РФ;
4) возбужденным в отношении должностных лиц международных,
общественных, религиозных организаций, а также лиц, пользующихся
преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с
международными договорами и законодательством Российской
Федерации;
5) возбужденным по материалам дел об административных
правонарушениях особой важности, находившимся на контроле в УТРД;
6) по которым в отношении подозреваемого или обвиняемого
применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
6. Начальники органов дознания (таможен) обеспечивают
представление по находящимся на контроле уголовным делам копий
следующих документов:
- постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к
производству;
- планов расследований по уголовным делам;
- протоколов о задержании подозреваемого лица;
- постановлений об освобождении подозреваемого;
- постановлений об избрании меры пресечения в виде заключения
под стражу;
- постановлений суда об отказе в удовлетворении ходатайства об
избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
- постановлений о продлении срока содержания под стражей;
- постановлений об отмене (изменении) меры пресечения;
- постановлений о приостановлении дознания;
- постановлений о возобновлении приостановленного дознания и о
продлении срока дознания;
- постановлений о привлечении в качестве обвиняемого;
- постановлений о прекращении уголовного дела, уголовного
преследования;
- постановлений о частичном прекращении уголовного
преследования;
- постановлений об отмене прокурором постановления о
прекращении уголовного дела;
- постановлений о передаче уголовного дела прокурору для
направления по подследственности;
- обвинительных актов;
- постановлений о возвращении уголовного дела для производства
дополнительного дознания;
- постановлений о возвращении уголовного дела для
пересоставления обвинительного акта;
- приговора суда (при его наличии в таможенном органе);
- актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения
законности при производстве дознания по уголовным делам, о
принятых мерах по устранению нарушений закона.
7. Копии указанных документов направляются органами дознания в
УТРД или оперативные таможни немедленно после их составления
(получения) по факсимильной связи и (или) электронной почте.
III. Осуществление контроля за делами об административных
правонарушениях особой важности
8. Оперативные таможни осуществляют контроль за делами об
административных правонарушениях:
1) возбужденными таможенными органами подведомственного
региона, прокурорами по статьям 6.15, 7.12, 14.10, статье 16.1,
частям 1 и 3 статьи 16.2, 16.3, 16.7, части 1 статьи 16.9, статьям
16.16, 16.19, части 1 статьи 16.20, статье 16.21 КоАП России, по
которым стоимость предмета административного правонарушения на
момент окончания или пресечения правонарушения составляет от 10 до
30 млн. рублей, а также возбужденными по части 2 статьи 16.2 КоАП
России при сумме неуплаченных таможенных платежей от 1 до 3 млн.
рублей, по части 4 статьи 15.25 КоАП России при сумме не
зачисленных на счета в уполномоченных банках денежных средств от
10 до 30 млн. рублей;
2) предметами административных правонарушений по которым
являются:
- наркотические средства, психотропные, сильнодействующие,
ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества;
- вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие (за
исключением гладкоствольного охотничьего оружия) или боеприпасы к
нему;
- ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия
массового поражения;
- материалы и оборудование, которые могут быть использованы при
создании оружия массового поражения и в отношении которых
установлены специальные правила перемещения через таможенную
границу Российской Федерации;
- культурные ценности, в отношении которых установлены
специальные правила перемещения через таможенную границу
Российской Федерации.
9. УТРД осуществляет контроль за делами об административных
правонарушениях:
1) возбужденными таможенными органами, непосредственно
подчиненными ФТС России, оперативными таможнями, прокурорами по
статьям, указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей Инструкции, по
которым стоимость предмета административного правонарушения на
момент окончания или пресечения правонарушения составляет от 10
млн. рублей и выше, по части 2 статьи 16.2 КоАП России при сумме
неуплаченных таможенных платежей от 1 млн. рублей, по части 4
статьи 15.25 КоАП России при сумме не зачисленных на счета в
уполномоченных банках денежных средств от 10 млн. рублей и выше, а
также предметами административных правонарушений по которым
являются товары, указанные в подпункте 2 пункта 8 Инструкции;
2) возбужденными таможенными органами, прокурорами по статьям,
указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей Инструкции, по которым
стоимость предмета административного правонарушения на момент
окончания или пресечения правонарушения составляет от 30 млн.
рублей и выше, а также возбужденными по части 2 статьи 16.2 КоАП
России при сумме неуплаченных таможенных платежей от 3 млн. рублей
и выше, по части 4 статьи 15.25 КоАП России при сумме не
зачисленных на счета в уполномоченных банках денежных средств от
30 млн. рублей и выше;
3) возбужденными в отношении:
- международных, общественных, религиозных организаций,
представителей этих организаций;
- дипломатических, консульских и иных официальных
представительств иностранных государств, персонала этих
представительств, а также других лиц, пользующихся преимуществами,
привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными
договорами Российской Федерации;
- государственных органов и их должностных лиц.
10. УТРД и оперативные таможни при необходимости осуществляют
контроль за:
1) делами об административных правонарушениях, имеющих
значительный общественный резонанс, а также в случаях причастности
должностных лиц таможенных органов к совершению административных
правонарушений, обжалования действий должностных лиц таможенных
органов при осуществлении производства по делам об
административных правонарушениях;
2) делами об административных правонарушениях, возбужденными
таможенными органами в отношении одного и того же лица по
аналогичным правонарушениям;
3) проведением проверочных мероприятий при выявлении данных,
указывающих на наличие события административного правонарушения.
11. УТРД и оперативные таможни осуществляют контроль за делами
об административных правонарушениях особой важности с
использованием комплекса программных средств "Контроль
производства по делам об административных правонарушениях".
12. Таможенные органы представляют по находящимся на контроле
делам об административных правонарушениях копии следующих
документов:
- определений о возбуждении дел об административных
правонарушениях и проведении административного расследования;
- протоколов о применении мер обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях;
- планов расследований по делам об административных
правонарушениях;
- протоколов об административных правонарушениях и
постановлений прокурора о возбуждении дел об административных
правонарушениях;
- постановлений и определений по делам об административных
правонарушениях, вынесенных в соответствии со статьями 28.9, 29.9
КоАП России;
- актов прокурорского реагирования, вынесенных при производстве
по делам об административных правонарушениях;
- постановлений, вынесенных судьями по делам об
административных правонарушениях, направленным для рассмотрения в
суд на основании статьи 23.1 КоАП России, решений судов,
вынесенных в связи с их пересмотром (при их наличии в таможенном
органе);
- ходатайств таможенных органов о принесении протестов органами
прокуратуры на постановления, решения, вынесенные таможенными
органами либо судьями;
- жалоб (протестов) на вынесенные должностными лицами
таможенных органов постановления по делам об административных
правонарушениях, поданных лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5
КоАП России, и решений, принятых по результатам их рассмотрения
вышестоящим таможенным органом, вышестоящим должностным лицом;
- заявлений (жалоб, протестов) об оспаривании постановлений по
делам об административных правонарушениях и судебных актов
арбитражных судов и судов общей юрисдикции, принятых в связи с
пересмотром постановлений по делам об административных
правонарушениях (при их наличии в таможенном органе).
При необходимости УТРД и оперативные таможни могут затребовать
иные документы.
13. Копии указанных документов направляются таможенными
органами в трехдневный срок после их составления (получения) в
оперативные таможни или УТРД по факсимильной связи и (или)
электронной почте.
14. В целях оказания методической помощи таможенные органы
направляют проекты всех постановлений по делам об административных
правонарушениях особой важности за пять дней до их вынесения в
соответствующий контролирующий таможенный орган по факсимильной
связи и (или) электронной почте.
IV. Полномочия УТРД и оперативных таможен
при осуществлении контроля
15. УТРД и оперативные таможни при осуществлении контроля
вправе:
- истребовать справки, копии процессуальных документов, иные
материалы по уголовным делам либо делам об административных
правонарушениях особой важности для изучения;
- заслушивать должностных лиц, в производстве которых находятся
уголовные дела либо дела об административных правонарушениях, а
также руководителей таможенных органов о ходе и перспективах
дознания, административного расследования;
- требовать составления плана процессуальных действий и
мероприятий с указанием сроков их исполнения, участвовать в его
составлении, принимать отчет о его выполнении;
- давать предложения по организации дознания, неотложных
следственных действий по уголовным делам, производства по делам об
административных правонарушениях;
- осуществлять выезды в таможенные органы в целях осуществления
контроля за производством дознания, неотложных следственных
действий, по делам об административных правонарушениях, а также
для оказания организационно-методической помощи, координации
взаимодействия с правоохранительными и другими государственными
органами;
- взаимодействовать с оперативными и другими функциональными
подразделениями ФТС России, таможенных органов, а также с
правоохранительными, контролирующими и иными органами,
учреждениями и организациями Российской Федерации в ходе
осуществления контроля;
- запрашивать в подразделениях ФТС России, таможенных органах
информацию, документы, заключения, аналитические материалы и
другие сведения, необходимые для осуществления контроля за
уголовными делами и делами об административных правонарушениях
особой важности, получать от них и использовать в работе
консультации и официальные заключения;
- в случае необходимости исполнять отдельные поручения по
уголовным делам и делам об административных правонарушениях особой
важности в соответствии с УПК РФ и КоАП России;
- согласовывать проекты постановлений по делам об
административных правонарушениях особой важности;
- участвовать в рассмотрении жалоб, обращений и актов
прокурорского реагирования, вносимых по уголовным и
административным делам в таможенные органы, в судебных заседаниях;
- принимать решение о постановке на контроль уголовных дел и
дел об административных правонарушениях после получения
процессуальных документов о возбуждении уголовного дела либо
административного производства исходя из их сложности и важности.
V. Заключительные положения
16. УТРД по указанию руководства ФТС России, а оперативная
таможня по указанию руководства ФТС России, УТРД, регионального
таможенного управления осуществляют контроль за иными уголовными
делами и делами об административных правонарушениях, не
относящимися к категории дел особой важности.
17. По решению руководства УТРД оперативные таможни
осуществляют контроль за уголовными делами и делами об
административных правонарушениях особой важности, относящимися к
компетенции УТРД.
18. УТРД и оперативные таможни информируют таможенный орган о
постановке на контроль и о снятии с контроля уголовных дел и дел
об административных правонарушениях особой важности.
19. В случае отсутствия точных сведений о стоимости товаров и
(или) транспортных средств, являющихся предметами уголовных
преступлений либо административных правонарушений, либо сумме
неуплаченных таможенных платежей в целях постановки дел на
контроль следует исходить из сведений о стоимости товаров и (или)
транспортных средств, указанных в документах, имеющихся на стадии
возбуждения уголовного дела либо дела об административном
правонарушении, иных сведений об ориентировочной стоимости товаров
и (или) транспортных средств либо сумме неуплаченных таможенных
платежей, имеющихся у таможенного органа.
При уточнении в ходе производства стоимости товаров и (или)
транспортных средств, являющихся предметами уголовных преступлений
либо административных правонарушений, в сторону уменьшения по
сравнению со стоимостью товаров и (или) транспортных средств,
указанных в пунктах 8 и 9 Инструкции, уголовные дела и дела об
административных правонарушениях снимаются с контроля оперативными
таможнями либо УТРД.
20. УТРД и оперативные таможни снимают с контроля:
- уголовные дела - после утверждения прокурором обвинительного
акта и направления его в суд, направления уголовного дела по
подследственности либо принятия решения о прекращении уголовного
дела;
- дела об административных правонарушениях - после вступления
постановлений (решений) по делам об административных
правонарушениях в законную силу в соответствии со статьей 31.1
КоАП России и обращения их к исполнению.
21. Начальники оперативных таможен направляют сведения о
находящихся на контроле в оперативных таможнях уголовных делах и
делах об административных правонарушениях особой важности в УТРД
по форме и согласно порядку, установленному ФТС России.
22. Начальник УТРД ежемесячно докладывает руководству ФТС
России о находящихся на контроле уголовных делах и делах об
административных правонарушениях особой важности.
Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
А.А.ШАБУНИН
|