МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2005 г. N 17/3-156
О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ
Направляем для руководства в работе Положение о функциональной
подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в сфере деятельности Рособразования.
Одновременно просим предоставить до 15 октября 2005 г.
ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны по прилагаемой
форме.
Заместитель Руководителя
А.А.КАЗЕНОВ
Утверждаю
Руководитель Федерального
агентства по образованию
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Г.А.БАЛЫХИН
7 сентября 2005 года
Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Р.Х.ЦАЛИКОВ
25 августа 2005 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОСОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящее Положение определяет принципы построения,
организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные
вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности
Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема
Рособразования).
Положение разработано на основании Федерального закона от 21
декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О
внесении изменений в Постановление Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794".
2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования
являются:
участие в разработке нормативных правовых документов в области
обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных
образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение
устойчивости функционирования образовательных учреждений и
организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств
функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе
возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от
чрезвычайных ситуаций;
создание, совершенствование и обеспечение подготовки и
повышения квалификации работников органов управления и
специалистов функциональной подсистемы Рособразования;
организация подготовки специалистов в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация обучения школьников, курсантов, студентов основам
безопасности жизнедеятельности;
повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности";
участие во Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и
полевых лагерях "Юный спасатель";
подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и
организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в
области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных
учреждениях и организациях;
осуществление мероприятий по социальной и психологической
защите обучающихся, работников образовательных учреждений и
организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся,
работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе
лиц, участвующих в их ликвидации;
осуществление взаимодействия в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
руководителями учреждений и организаций.
3. Функциональная подсистема Рособразования создается для
организации работы по защите обучающихся, работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций от
чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом
уровнях.
4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования
создаются координационные органы, постоянно действующие органы
управления, органы повседневного управления, силы и средства
(нештатные формирования, добровольные общественные студенческие
спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы
финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и
информационного обеспечения.
5. Координационными органами функциональной подсистемы
Рособразования являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Рособразования;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
образовательных учреждений и организаций.
6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:
руководство разработкой и осуществлением организационных и
инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности
функционирования образовательных учреждений и организаций в
чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и
научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и
средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и
организациях;
организация подготовки должностных лиц органов управления,
личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым
имуществом;
координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и
организациях;
сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от
чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
образовательными учреждениями и организациями;
поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным
ситуациям других подсистем РСЧС;
обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной
защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и
организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе
лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а
также правил в области защиты обучающихся, работников
подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных
ситуаций.
7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
образовательных учреждений и организаций являются:
руководство разработкой и осуществлением организационных и
инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования
подведомственных образовательных учреждений и организаций, в том
числе имеющих потенциальноопасные объекты;
организация работ по созданию и поддержанию в готовности
локальных систем оповещения и связи;
организация защиты обучающихся и работников подведомственных
образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций,
а также, при необходимости, их эвакуации;
обеспечение готовности органов управления, нештатных
формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных
ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
руководство созданием, использованием и восполнением резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
организация подготовки должностных лиц, личного состава
нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся
и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных
ситуациях;
поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России,
органами власти, учреждениями и организациями.
8. Постоянно действующими органами управления функциональной
подсистемы Рособразования являются:
на федеральном уровне - структурное подразделение
Рособразования для решения задач в области защиты от чрезвычайных
ситуаций и гражданской обороны;
на объектовом уровне - структурные подразделения (работники),
специально уполномоченные на решение задач в области защиты от
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы
Рособразования являются:
пункт управления Рособразования (приемная руководителя
Рособразования);
дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных
учреждений и организаций.
Органы повседневного управления функциональной подсистемы
Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и
передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной
готовности к использованию.
10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования
функционируют в режиме повседневной деятельности.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или
возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих
руководителей может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами
управления и силами функциональной подсистемы Рособразования,
являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
планирование и выполнение целевых, научно-технических программ
и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению
безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных
ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по
повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений
и организаций в том числе имеющих потенциально опасные объекты в
чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления, нештатных
формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных
ситуациях;
организация обучения школьников, курсантов, студентов основам
безопасности жизнедеятельности;
организация подготовки должностных лиц органов управления,
личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов,
работников образовательных учреждений и организаций в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации;
обеспечение создания резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды,
обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том
числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование
возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
усиление дежурно-вахтенной службы;
непрерывный сбор и передача органам управления и силам
функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций о
приемах и способах защиты от них;
принятие мер по защите обучающихся и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций от
чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по повышению устойчивости
функционирования образовательных учреждений и организаций;
приведение в состояние готовности сил и средств функциональной
подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей
соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций о
возникших чрезвычайных ситуациях;
выполнение мероприятий в соответствии с Планами действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций
обучающихся, работников подведомственных образовательных
учреждений и организаций;
организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а
также по привлечению при необходимости в установленном порядке
дополнительных сил и средств.
Дополнительно на потенциальноопасных объектах организуется:
усиление охраны;
ограничение или прекращение доступа на объекты;
проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в
соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в
случае аварий (чрезвычайных ситуаций).
12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;
объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за
счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их
созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающими их органами, учреждениями и
организациями.
13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются
нештатные формирования, спасательные отряды образовательных
учреждений и организаций, на территориях которых сложилась
чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих
руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися
силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно,
организуется привлечение в установленном порядке дополнительных
сил и средств.
14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования
осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по
образованию и средств подведомственных образовательных учреждений
и организаций.
Финансирование целевых программ в области защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется за счет средств образовательных учреждений и
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов
вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления,
местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской
Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного
снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения
осуществляется планирование действий в рамках функциональной
подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями
руководящих и планирующих документов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из
принципов необходимой достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств.
В случае необходимости гражданские организации гражданской
обороны могут быть использованы при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования
коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения
(Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999
г. N 620).
Доклад о состоянии гражданской обороны
__________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
за 200_ год
1. Состояние системы управления
Готовность органов, осуществляющих управление гражданской
обороной.
Соответствие пунктов управления предъявляемым требованиям.
Содержание убежища, в котором размещен ПУ, состояние системы
жизнеобеспечения.
Общее техническое состояние системы связи.
Мероприятия по поддержанию устойчивости системы связи.
Состав, состояние и готовность формирований связи.
Общее техническое состояние и готовность системы оповещения.
Мероприятия по ее совершенствованию.
Общие выводы о готовности системы управления, проблемы и пути
их решения.
2. Состояние защиты сотрудников и обучающихся
2.1. Инженерная защита.
Количество и вместимость имеющегося фонда защитных сооружений
ГО (далее именуются - ЗС ГО).
Обеспеченность сотрудников и обучающихся убежищами на объектах,
расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих
свою деятельность в военное время.
Готовность ЗС ГО к приему укрываемых, количество и вместимость
убежищ, не готовых к приему (с указанием причин).
Мероприятия по наращиванию фонда ЗС ГО.
2.2. Радиационная и химическая защита.
Обеспеченность сотрудников, обучающихся и личного состава
формирований средствами индивидуальной защиты (СИЗ), приборами
радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Накопление имущества РХР мобрезерва, проблемы и пути их
решения. Состояние и готовность личного состава постов
радиационного и химического наблюдения к выполнению задач по
предназначению.
2.3. Медицинская защита.
Обеспеченность сотрудников, обучающихся и личного состава
формирований медицинскими средствами индивидуальной защиты.
Состояние их учета, хранения и организация выдачи. Состояние и
готовность санитарных постов к выполнению задач по предназначению.
Создание запасов медицинского имущества, медикаментов,
организация их хранения.
2.4. Эвакуационные мероприятия.
Планирование эвакуации сотрудников и обучающихся, материальных
и культурных ценностей. Готовность эвакоорганов и транспорта к
выполнению возможных задач. Оценка возможностей загородной зоны к
приему эвакуируемых по показателям жизнеобеспечения, проблемы и
пути их решения.
2.5. Общие выводы и оценка состояния защиты персонала и
обучающихся.
3. Подготовка объектов к работе в условиях военного времени
3.1. Разработка и осуществление инженерно-технических
мероприятий, направленных на поддержание устойчивого
функционирования объектов и выживания сотрудников и обучающихся в
военное время.
На объектах:
Подготовка к безаварийной остановке учебного оборудования по
сигналу "Воздушная тревога" или при внезапном отключении
электроснабжения.
Мероприятия по подготовке систем электро-, газо-, водо- и
теплоснабжения к работе в военное время и восстановление их
функционирования при авариях.
Разработка мероприятий по светомаскировке. Возможность
управления объектом из защищенного сооружения.
4. Силы и средства ГО
4.1. Состав, оснащение и состояние готовности сил ГО
(формирований) к выполнению задач по предназначению.
4.2. Предложения по дальнейшему совершенствованию
организационной структуры и оснащению сил ГО (формирований).
5. Обучение студентов и учащихся по гражданской обороне
Организация обучения и результаты подготовки руководящего,
командно-начальствующего состава, личного состава сил ГО
(формирований), сотрудников и обучающихся.
6. Состояние учебно-материальной базы
Общие выводы и оценка состояния гражданской обороны,
существующие проблемы и предложения по их устранению.
Обучение учащихся и студентов
По примерным программам "ОБЖ", "БЖД", рекомендованным научно-
методическим центром Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации изд., 1999 г., раздел 3-й "Защита
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях".
По программам "Основы медицинских знаний и охрана здоровья
детей" Госкомвуза России, изд. 1993 г., и "Медико-биологической
подготовки и БЖД" Министерства образования Российской Федерации,
изд. 1995 г.
1. На каких курсах и по каким направлениям (специальностям)
проводится обучение учащихся и студентов по ГО (медицинской
подготовке).
2. Дать оценку проводимых учебных занятий с учащимися и
студентами по ГО (медицинской подготовке).
3. Количество студентов, включивших в дипломные работы вопросы
гражданской обороны.
4. Состояние учебно-материальной базы (для преподавания ГО и
медицинской подготовки).
5. Сведения о преподавателях.
6. Выводы и предложения.
Материал высылать в Министерство образования Российской
Федерации с итоговым докладом о состоянии гражданской обороны за
отчетный период отдельным приложением, не секретно.
Приложения:
1. Сведения о наличии защитных сооружений, 1 л.
2. Сведения о наличии средств противорадиационной и
противохимической защиты, 1 л.
3. Наличие медицинского имущества, 1 л.
4. Сведения о наличии средств связи и оповещения, 1 л.
5. Наличие невоенизированных формирований, 1 л.
6. Данные по эвакуации, 1 л.
7. Сведения о штатных работниках ГО, 1 л.
8. Сведения о профессорско-преподавательском составе, 1 л.
Начальник ГО объекта
Ректор (директор)
|