МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2005 г. N 17-3/156
О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ
Направляем для руководства в работе Положение о функциональной
подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций в сфере деятельности Рособразования.
Одновременно просим предоставить до 15 октября 2005 г.
ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны по прилагаемой
форме (не приводится).
Заместитель Руководителя
федерального агентства
А.А.КАЗЕНОВ
Приложение
Утверждаю
Руководитель Федерального
агентства по образованию
Г.А.БАЛЫХИН
7 сентября 2005 года
Согласовано
Заместитель Министра РФ
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Р.Х.ЦАЛИКОВ
15 августа 2005 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОСОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящее Положение определяет принципы построения,
организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные
вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности
Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема
Рособразования).
Положение разработано на основании Федерального закона от 21
декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
Постановлений Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О
единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении
изменений в Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N
794".
2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования
являются:
- участие в разработке нормативных правовых документов в
области обеспечения защиты обучающихся, работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций от
чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении целевых и научно-технических
программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и
повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений
и организаций в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств
функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе
возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
от чрезвычайных ситуаций;
- создание, совершенствование и обеспечение подготовки и
повышения квалификации работников органов управления и
специалистов функциональной подсистемы Рособразования;
- организация подготовки специалистов в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация обучения школьников, курсантов, студентов основам
безопасности жизнедеятельности;
- повышение квалификации преподавателей дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности";
- участие во всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и
полевых лагерях "Юный спасатель";
- подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений
и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление контроля за соблюдением установленного порядка
в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных
учреждениях и организациях;
- осуществление мероприятий по социальной и психологической
защите обучающихся, работников образовательных учреждений и
организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся,
работников подведомственных образовательных учреждений и
организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе
лиц, участвующих в их ликвидации;
- осуществление взаимодействия в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и
организаций.
3. Функциональная подсистема Рособразования создается для
организации работы по защите обучающихся, работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций от
чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом
уровнях.
4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования
создаются координационные органы, постоянно действующие органы
управления, органы повседневного управления, силы и средства
(нештатные формирования, добровольные общественные студенческие
спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы
финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и
информационного обеспечения.
5. Координационными органами функциональной подсистемы
Рособразования являются:
- на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности Рособразования;
- на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности образовательных учреждений и организаций.
6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:
- руководство разработкой и осуществлением организационных и
инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности
функционирования образовательных учреждений и организаций в
чрезвычайных ситуациях;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и
научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
- осуществление контроля за готовностью органов управления, сил
и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и
организациях;
- организация подготовки должностных лиц органов управления,
личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым
имуществом;
- координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и
организациях;
- сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от
чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления, образовательными
учреждениями и организациями;
- поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным
ситуациям других подсистем РСЧС;
- обеспечение и контроль осуществления мероприятий по
социальной защите обучающихся, работников подведомственных
учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в
т.ч. лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- координация разработки отраслевых норм и правил безопасности,
а также правил в области защиты обучающихся, работников
подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных
ситуаций.
7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
образовательных учреждений и организаций являются:
- руководство разработкой и осуществлением организационных и
инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования
подведомственных образовательных учреждений и организаций, в т.ч.
имеющих потенциально опасные объекты;
- организация работ по созданию и поддержанию в готовности
локальных систем оповещения и связи;
- организация защиты обучающихся и работников подведомственных
образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций,
а также при необходимости - их эвакуации;
- обеспечение готовности органов управления, нештатных
формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных
ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- руководство созданием, использованием и восполнением резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- организация подготовки должностных лиц, личного состава
нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся
и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных
ситуациях;
- поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России,
органами власти, учреждениями и организациями.
8. Постоянно действующими органами управления функциональной
подсистемы Рособразования являются:
- на федеральном уровне - структурное подразделение
Рособразования для решения задач в области защиты от чрезвычайных
ситуаций и гражданской обороны;
- на объектовом уровне - структурные подразделения (работники),
специально уполномоченные на решение задач в области защиты от
чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы
Рособразования являются:
- пункт управления Рособразования (приемная руководителя
Рособразования);
- дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных
учреждений и организаций.
Органы повседневного управления функциональной подсистемы
Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и
передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной
готовности к использованию.
10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций
органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования
функционируют в режиме повседневной деятельности.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или
возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих
руководителей может устанавливаться один из следующих режимов
функционирования:
- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами
управления и силами функциональной подсистемы Рособразования,
являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- планирование и выполнение целевых, научно-технических
программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от
чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а
также по повышению устойчивости функционирования образовательных
учреждений и организаций, в т.ч. имеющих потенциально опасные
объекты в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления, нештатных
формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных
ситуациях;
- организация обучения школьников, курсантов, студентов основам
безопасности жизнедеятельности;
- организация подготовки должностных лиц органов управления,
личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов,
работников образовательных учреждений и организаций в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение создания резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей
среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в
том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование
возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- усиление дежурно-вахтенной службы;
- непрерывный сбор и передача органам управления и силам
функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых
чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций о
приемах и способах защиты от них;
- принятие мер по защите обучающихся и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций от
чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по повышению устойчивости
функционирования образовательных учреждений и организаций;
- приведение в состояние готовности сил и средств
функциональной подсистемы Рособразования, уточнение планов их
действий;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей
соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников
подведомственных образовательных учреждений и организаций о
возникших чрезвычайных ситуациях;
- выполнение мероприятий в соответствии с планами действий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций
обучающихся, работников подведомственных образовательных
учреждений и организаций;
- организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а
также по привлечению при необходимости в установленном порядке
дополнительных сил и средств.
Дополнительно на потенциально опасных объектах организуются:
- усиление охраны;
- ограничение или прекращение доступа на объекты;
- проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в
соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в
случае аварий (чрезвычайных ситуаций).
12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
- резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;
- объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов
за счет собственных средств образовательных учреждений и
организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их
созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающими их органами, учреждениями и
организациями.
13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются
нештатные формирования, спасательные отряды образовательных
учреждений и организаций, на территории которых сложилась
чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих
руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися
силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно,
организуется привлечение в установленном порядке дополнительных
сил и средств.
14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования
осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по
образованию и средств подведомственных образовательных учреждений
и организаций.
Финансирование целевых программ в области защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с
законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется за счет средств образовательных учреждений и
организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов
вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления,
местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном
Правительством РФ.
15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного
снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения
осуществляется планирование действий в рамках функциональной
подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями
руководящих и планирующих документов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из
принципов необходимой достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств.
В случае необходимости гражданские организации гражданской
обороны могут быть использованы при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования
коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения
(Постановление Правительства РФ от 10 июня 1999 г. N 620).
|