ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2005 года
Дело N 24-Г05-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 7 сентября 2005 года дело
по кассационной жалобе администрации муниципального образования
"Тахтамукайский район" на решение Верховного Суда Республики
Адыгея от 9 июня 2005 года, которым удовлетворены заявления П.В. и
П.А. о признании недействующим пункта 6 статьи 1 Закона Республики
Адыгея от 29 августа 2003 г. N 165 "Об упразднении муниципальных
образований - сельских (поселковых) округов Тахтамукайского
района".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., объяснения представителей администрации
Тахтамукайского района, Президента Республики Адыгея, поддержавших
доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение
суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
жители поселка Энем Тахтамукайского района П.В. и П.А.
обратились в суд с заявлениями о признании недействующим пункта 6
статьи 1 Закона Республики Адыгея от 29 августа 2003 г. N 165 "Об
упразднении муниципальных образований - сельских (поселковых)
округов Тахтамукайского района", ссылаясь на то, что упразднение
Энемского поселкового округа произведено без выяснения мнения
населения названного муниципального образования, в нарушение их
прав на местное самоуправление.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 9 июня 2005 года
заявления удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Тахтамукайского района
просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и
необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
Пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 28 августа 1995 года
N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" установление и изменение порядка
образования, объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований, установление и изменение их границ и
наименований отнесено к компетенции органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 этого же Федерального закона
установление и изменение границ муниципального образования, в том
числе при упразднении муниципальных образований, осуществляются с
учетом исторических и иных местных традиций по инициативе
населения, органов местного самоуправления, а также органов
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Изменение границ муниципального образования не допускается без
учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения
населения при решении вопросов изменения границ территорий, в
которых осуществляется местное самоуправление.
Порядок образования, объединения, преобразования или
упразднения муниципальных образований, установления и изменения их
границ и наименований определяется законом субъекта Российской
Федерации.
Законом Республики Адыгея от 28 июня 2002 г. N 77 (п. 4 ст. 5)
"О порядке образования, реорганизации или упразднения
муниципальных образований, установления и изменения их границ"
установлено, что основанием для принятия Государственным Советом -
Хасэ Республики Адыгея закона об упразднении муниципального
образования является решение населения городского, сельского
поселения, других территорий и муниципальных образований об
упразднении муниципального образования, принятое в соответствии с
федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем местного
референдума, выборов, сходов граждан, а также через
представительные и другие органы местного самоуправления.
Согласно пункту 10 Устава Энемского поселкового округа для
рассмотрения любых вопросов местного значения в Энемском
поселковом округе могут созываться собрания (сходы) граждан округа
и их уполномоченных представителей.
Как следует из материалов дела, депутатами представительного
органа местного самоуправления Энемского поселкового округа 12
сентября 2002 года принято решение об упразднении данного
представительного органа.
1 марта 2003 года на сходе граждане (их представители)
Энемского поселкового округа решили упразднить округ. После чего
Тахтамукайский районный Совет народных депутатов, согласившись с
указанным решением схода, обратился в Госсовет республики в
порядке законодательной инициативы с проектом закона об
упразднении в числе других муниципальных образований
муниципального образования "Энемский поселковый округ".
Кабинет Министров Республики Адыгея, прокурор республики в
заключениях по проекту закона подтвердили отсутствие у данного
муниципального образования финансово-экономических средств,
достаточных для его самостоятельного функционирования, и
соответствие проекта федеральному законодательству.
В завершение процедуры упразднения муниципального образования
"Энемский поселковый округ" Госсоветом республики 29 августа 2003
года был принят оспариваемый заявителями Закон.
Удовлетворяя их требования о признании Закона об упразднении
муниципального образования "Энемский поселковый округ"
противоречащим федеральному закону и недействующим, суд посчитал
установленным факт нарушения процедуры проведения сходов граждан
населенных пунктов данного муниципального образования, отсутствие
на них кворума и т.д.
Данное обстоятельство послужило основанием к выводу суда о том,
что решение уполномоченных представителей граждан Энемского
поселкового округа от 1 марта 2003 года не выражает с
достоверностью наличия инициативы и волеизъявления жителей этого
муниципального образования на его упразднение.
Данный вывод суда является ошибочным.
Как установлено по делу, предусмотренный законом порядок
упразднения муниципального образования был соблюден, пакет
документов, прилагаемых к представлению о принятии решения по
вопросу упразднения муниципального образования, полностью
соответствовал перечню, установленному в статье 8 названного выше
Закона Республики Адыгея N 77 "О порядке образования,
реорганизации или упразднения муниципальных образований,
установления и изменения их границ".
При этом у суда не было оснований считать, что законодательный
орган при принятии соответствующего Закона был обязан проверить
действительность волеизъявления граждан муниципального
образования, выраженного в решении их схода.
И, тем не менее, Госсовет республики располагал сведениями
прокуратуры Тахтамукайского района о том, что в ходе проверки
законности проведения сходов граждан по принятию решений об
упразднении муниципальных образований района нарушений выявлено не
было.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона N 154-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,
решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в
суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статье 10 Устава местного самоуправления Энемского
поселкового округа изменить, отменить или признать решение схода
недействительным может принявший его орган или решение суда.
Однако суд указанных положений не учел и при удовлетворении
требований заявителей не принял во внимание, что имеющиеся в деле
решения схода граждан, являющиеся муниципальными правовыми актами,
в установленном порядке не отменялись и недействительными не
признавались.
При таких обстоятельствах решение суда о признании закона
республики об упразднении муниципального образования Энемский
поселковый округ недействующим признать правильным нельзя.
При этом как факт сохранения прав граждан поселка Энем на
местное самоуправление Судебная коллегия рассматривает наделение
его Законом Республики Адыгея от 14 мая 2004 г. N 220 статусом
городского поселения в прежних границах в составе Тахтамукайского
муниципального района.
Учитывая, что установления новых юридически значимых
обстоятельств по делу и их доказывания не требуется, Судебная
коллегия считает правильным, отменив обжалуемое решение, принять
новое - об отказе заявителям в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361
ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 9 июня 2005 года
отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении
заявлений П.В. и П.А. о признании недействующим пункта 6 статьи 1
Закона Республики Адыгея от 29 августа 2003 г. N 165 "Об
упразднении муниципальных образований - сельских (поселковых)
округов Тахтамукайского района" отказать.
|