ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2005 г. N 4275/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк
Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Слесарева
В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Хачикяна А.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление государственного учреждения "Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации" о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного
суда Ульяновской области от 22.09.2004 по делу N А72-4650/02-Ск334-
Б и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского
округа от 27.01.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - государственного учреждения "Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации" - Барулина В.М., Безпрозванных А.С., Шишеня Е.Г.;
от открытого акционерного общества "Свияга" - Безгузов А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Хачикяна А.М., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
В ходе осуществления процедуры банкротства - конкурсного
производства, введенной Арбитражным судом Ульяновской области в
отношении открытого акционерного общества "Свияга" (далее -
должник) государственное учреждение "Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
(далее - отделение фонда) предъявило должнику требование о
включении в реестр требований кредиторов первой очереди
капитализированных платежей в размере 4242020 рублей 8 копеек, из
них: 3513580 рублей 74 копейки для обеспечения ежемесячных
страховых выплат (указанная сумма исчислена с использованием
коэффициентов капитализации, зависящих от пола и возраста
потерпевших), 728439 рублей 34 копейки для оплаты дополнительных
расходов на медицинскую и социальную реабилитацию потерпевших.
Расчет суммы указанных платежей произведен отделением фонда
согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей для
обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний при
ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей,
утвержденной постановлением Фонда социального страхования
Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика).
Конкурсный управляющий направил в арбитражный суд возражения
относительно требования отделения фонда, приложив к ним
собственный расчет платежей, подлежащих, по его мнению,
капитализации. Он полагал, что под капитализированными
повременными платежами, упомянутыми в статье 135 Федерального
закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(далее - Закон о банкротстве), понимаются только ежемесячные
страховые выплаты без учета дополнительных расходов на социальную,
медицинскую и профессиональную реабилитацию потерпевших; период
капитализации установлен названным Законом. Поэтому размер
требования отделения фонда по каждому из потерпевших конкурсным
управляющим признан лишь в части величины, получаемой путем
умножения размера ежемесячной страховой выплаты, установленного на
дату принятия арбитражным судом решения о признании должника
банкротом, на период капитализации - до достижения потерпевшим
возраста семидесяти лет, но не менее чем десять лет.
Определением от 22.09.2004 суд первой инстанции, признав
правильными возражения конкурсного управляющего и представленный
им расчет, включил в реестр требований кредиторов должника первой
очереди требование отделения фонда частично (в размере 2916851
рубля 64 копеек); в отношении остальной части платежей заявленное
требование оставил без удовлетворения.
Суд счел, что в части 1 статьи 135 Закона о банкротстве
изложены специальные правила исчисления размера капитализированных
платежей: капитализации подлежат повременные платежи,
установленные на дату принятия арбитражным судом решения о
признании должника банкротом и подлежащие выплате до достижения
гражданином возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять
лет; применение же повышающих коэффициентов и учет дополнительных
расходов, связанных с социальной, медицинской и профессиональной
реабилитацией потерпевших, не предусмотрены; Методика при
определении размера данных платежей в деле о банкротстве
применению не подлежит.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 27.01.2005 оставил названное определение без изменения, признав
выводы суда первой инстанции правильными.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора определения суда первой
и постановления суда кассационной инстанций отделение фонда просит
отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами
единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление и дополнении к нему конкурсный
управляющий просит оставить оспариваемые судебные акты без
изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на заявление и дополнении к нему, возражениях отделения фонда и
объяснениях присутствующих в заседании представителей сторон,
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене,
дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по
следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 135 Закона о банкротстве с согласия
гражданина его право требования к должнику в сумме
капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При
этом к Российской Федерации также переходят обязательства по
возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии
исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями
Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном
страховании) за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном
страховании).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь
специализированным финансово-кредитным учреждением при
Правительстве Российской Федерации, управляет средствами
государственного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения
о Фонде социального страхования Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
12.02.1994 N 101).
Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по
аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд
социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных
платежей на счет данного Фонда предусмотрено также пунктом 6
Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской
Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических
лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.11.2000 N 863.
С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений,
связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда,
причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением
фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты
по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской
Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует
признать правильным.
В статье 135 Закона о банкротстве использован термин
"повременные платежи", однако в названном Законе, равно как и в
других федеральных законах, не содержится его толкования.
Поэтому часть 1 статьи 135 Закона о банкротстве не может
применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по
возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного
социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном
страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2
Закона о социальном страховании).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о социальном страховании
возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении
им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем
предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов
обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8
названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат,
выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им
профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего
месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3
статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), и оплаты дополнительных
расходов, связанных с его медицинской, социальной и
профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в
установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью
работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные
платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании),
которые являются одним из источников доходов Фонда социального
страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного
Закона). При этом ликвидированная организация перестает
выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет
отделения фонда, производится с целью резервирования средств на
будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов
граждан, перед которыми должник несет ответственность за
возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о
социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и
оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской,
социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство,
по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о
банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской
Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру
конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения
размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного
производства должника, возникших вследствие причинения вреда
здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных
обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям
статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика,
поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы
различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда
при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед
работниками должника.
Между тем судами не учтено, что, будучи специальным, Закон о
банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении
вреда здоровью граждан через систему обязательного социального
страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном
страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне
зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет,
определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало
Постановление N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд
социального страхования Российской Федерации капитализированных
платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 2 которого
Фонду социального страхования Российской Федерации поручено
разработать и по согласованию с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации, Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой
России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить
методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования
Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил
Методику, согласованную с указанными органами исполнительной
власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату
ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением
коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные
оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от
пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов,
связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Таким образом, судами первой и кассационной инстанций сделан
ошибочный вывод о том, что требование отделения фонда в части,
касающейся применения коэффициентов капитализации, и капитализации
дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной
реабилитацией потерпевших, не может быть включено в реестр
требований кредиторов должника.
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты
нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными
судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является
основанием для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2004
по делу N А72-4650/02-Ск334-Б и постановление Федерального
арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2005 по тому же делу
отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Ульяновской области.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|