Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 4275/05 ОТ 06.09.2005 ДЕЛО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ КАПИТАЛИЗИРОВАННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ СДЕЛАН ОШИБОЧНЫЙ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНЫ В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ДОЛЖНИКА.

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 6 сентября 2005 г. N 4275/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К., Витрянского  В.В.,  Вышняк
   Н.Г.,  Исайчева  В.Н.,  Козловой О.А.,  Першутова  А.Г.,  Слесарева
   В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Хачикяна А.М., Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел  заявление государственного учреждения  "Ульяновское
   региональное  отделение  Фонда социального  страхования  Российской
   Федерации"  о пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного
   суда Ульяновской области от 22.09.2004 по делу N А72-4650/02-Ск334-
   Б   и  постановления  Федерального  арбитражного  суда  Поволжского
   округа от 27.01.2005 по тому же делу.
       В заседании приняли участие представители:
       от   заявителя   -  государственного  учреждения   "Ульяновское
   региональное  отделение  Фонда социального  страхования  Российской
   Федерации" - Барулина В.М., Безпрозванных А.С., Шишеня Е.Г.;
       от открытого акционерного общества "Свияга" - Безгузов А.В.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Хачикяна  А.М.,  а   также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       В   ходе  осуществления  процедуры  банкротства  -  конкурсного
   производства,  введенной Арбитражным судом  Ульяновской  области  в
   отношении  открытого  акционерного  общества  "Свияга"   (далее   -
   должник)   государственное  учреждение  "Ульяновское   региональное
   отделение   Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации"
   (далее   -  отделение  фонда)  предъявило  должнику  требование   о
   включении   в   реестр   требований   кредиторов   первой   очереди
   капитализированных платежей в размере 4242020 рублей 8  копеек,  из
   них:   3513580  рублей  74  копейки  для  обеспечения   ежемесячных
   страховых   выплат  (указанная  сумма  исчислена  с  использованием
   коэффициентов   капитализации,  зависящих  от   пола   и   возраста
   потерпевших),  728439  рублей 34 копейки для оплаты  дополнительных
   расходов  на  медицинскую  и  социальную реабилитацию  потерпевших.
   Расчет   суммы  указанных  платежей  произведен  отделением   фонда
   согласно  Методике  расчета размера капитализируемых  платежей  для
   обеспечения по обязательному социальному страхованию от  несчастных
   случаев   на   производстве  и  профессиональных  заболеваний   при
   ликвидации   (банкротстве)   юридических   лиц   -   страхователей,
   утвержденной    постановлением   Фонда   социального    страхования
   Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика).
       Конкурсный  управляющий направил в арбитражный  суд  возражения
   относительно   требования   отделения   фонда,   приложив   к   ним
   собственный   расчет   платежей,   подлежащих,   по   его   мнению,
   капитализации.    Он    полагал,   что   под    капитализированными
   повременными  платежами,  упомянутыми  в  статье  135  Федерального
   закона  от  26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
   (далее  -  Закон  о  банкротстве),  понимаются  только  ежемесячные
   страховые  выплаты без учета дополнительных расходов на социальную,
   медицинскую  и  профессиональную реабилитацию  потерпевших;  период
   капитализации   установлен  названным   Законом.   Поэтому   размер
   требования  отделения  фонда по каждому из  потерпевших  конкурсным
   управляющим  признан  лишь  в  части  величины,  получаемой   путем
   умножения размера ежемесячной страховой выплаты, установленного  на
   дату  принятия  арбитражным  судом  решения  о  признании  должника
   банкротом,  на  период  капитализации - до  достижения  потерпевшим
   возраста семидесяти лет, но не менее чем десять лет.
       Определением  от  22.09.2004  суд  первой  инстанции,   признав
   правильными  возражения конкурсного управляющего  и  представленный
   им  расчет, включил в реестр требований кредиторов должника  первой
   очереди  требование  отделения фонда частично  (в  размере  2916851
   рубля  64  копеек); в отношении остальной части платежей заявленное
   требование оставил без удовлетворения.
       Суд  счел,  что  в  части  1 статьи 135  Закона  о  банкротстве
   изложены  специальные правила исчисления размера капитализированных
   платежей:     капитализации    подлежат    повременные     платежи,
   установленные  на  дату  принятия  арбитражным  судом   решения   о
   признании  должника  банкротом и подлежащие выплате  до  достижения
   гражданином  возраста семидесяти лет, но не  менее  чем  за  десять
   лет;  применение же повышающих коэффициентов и учет  дополнительных
   расходов,  связанных с социальной, медицинской  и  профессиональной
   реабилитацией   потерпевших,   не   предусмотрены;   Методика   при
   определении   размера  данных  платежей  в   деле   о   банкротстве
   применению не подлежит.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от  27.01.2005 оставил названное определение без изменения, признав
   выводы суда первой инстанции правильными.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о пересмотре в порядке надзора определения суда  первой
   и  постановления суда кассационной инстанций отделение фонда просит
   отменить  указанные  судебные акты, ссылаясь  на  нарушение  судами
   единообразия в толковании и применении норм права.
       В   отзыве   на  заявление  и  дополнении  к  нему   конкурсный
   управляющий   просит  оставить  оспариваемые  судебные   акты   без
   изменения как соответствующие действующему законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  заявление  и дополнении к нему, возражениях отделения  фонда  и
   объяснениях  присутствующих  в  заседании  представителей   сторон,
   Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат  отмене,
   дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции  по
   следующим основаниям.
       Согласно  части  3 статьи 135 Закона о банкротстве  с  согласия
   гражданина    его   право   требования   к   должнику    в    сумме
   капитализированных платежей переходит к Российской  Федерации.  При
   этом  к  Российской  Федерации  также  переходят  обязательства  по
   возмещению   вреда  здоровью  потерпевшему,  которые   впоследствии
   исполняются  Российской  Федерацией в  соответствии  с  положениями
   Федерального   закона  от  24.07.1998  N  125-ФЗ  "Об  обязательном
   социальном  страховании  от несчастных случаев  на  производстве  и
   профессиональных   заболеваний"  (далее  -   Закон   о   социальном
   страховании)   за   счет  средств  Фонда  социального   страхования
   Российской   Федерации   (главы  II,   IV   Закона   о   социальном
   страховании).
       Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,  являясь
   специализированным     финансово-кредитным     учреждением      при
   Правительстве    Российской   Федерации,    управляет    средствами
   государственного социального страхования от несчастных  случаев  на
   производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2  Положения
   о    Фонде    социального    страхования   Российской    Федерации,
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   12.02.1994 N 101).
       Статьями  3, 18 Закона о социальном страховании обязанность  по
   аккумулированию  капитализированных  платежей  возложена  на   Фонд
   социального  страхования Российской Федерации.  Внесение  указанных
   платежей  на  счет  данного  Фонда предусмотрено  также  пунктом  6
   Порядка   внесения   в  Фонд  социального  страхования   Российской
   Федерации  капитализированных платежей при  ликвидации  юридических
   лиц  -  страхователей по обязательному социальному  страхованию  от
   несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
   утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от
   17.11.2000 N 863.
       С  учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений,
   связанных с возмещением в порядке обязательного страхования  вреда,
   причиненного здоровью работников должника, предъявление  отделением
   фонда,  выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты
   по  социальному страхованию, к такому должнику от имени  Российской
   Федерации требования по уплате капитализированных платежей  следует
   признать правильным.
       В   статье   135   Закона  о  банкротстве  использован   термин
   "повременные  платежи", однако в названном Законе, равно  как  и  в
   других федеральных законах, не содержится его толкования.
       Поэтому  часть  1  статьи  135 Закона о  банкротстве  не  может
   применяться без учета законодательства, регулирующего отношения  по
   возмещению   вреда  здоровью  работника  в  порядке   обязательного
   социального страхования.
       Законодательство   Российской   Федерации    об    обязательном
   социальном  страховании  от несчастных случаев  на  производстве  и
   профессиональных  заболеваний  состоит  из  Закона   о   социальном
   страховании,  принимаемых в соответствии с ним федеральных  законов
   и  иных  нормативных правовых актов Российской Федерации (статья  2
   Закона о социальном страховании).
       Согласно  пункту  1  статьи 1 Закона о  социальном  страховании
   возмещение  вреда, причиненного здоровью гражданина при  исполнении
   им   обязанностей  по  трудовому  договору,  осуществляется   путем
   предоставления   ему  в  полном  объеме  всех   необходимых   видов
   обеспечения  по  страхованию, установленных в  пункте  1  статьи  8
   названного   Закона,  а  именно:  ежемесячных   страховых   выплат,
   выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой  утраты  им
   профессиональной   трудоспособности   и   зависящих   от   среднего
   месячного  заработка  и  степени утраты трудоспособности  (пункт  3
   статьи  10,  пункт  1  статьи 12 Закона), и  оплаты  дополнительных
   расходов,    связанных    с   его   медицинской,    социальной    и
   профессиональной реабилитацией.
       В   случае   ликвидации   юридического  лица,   признанного   в
   установленном  порядке ответственным за вред, причиненный  здоровью
   работника,  оно  обязано внести отделению фонда  капитализированные
   платежи  (пункт  2  статьи  23  Закона о  социальном  страховании),
   которые  являются  одним  из источников доходов  Фонда  социального
   страхования  Российской  Федерации (пункт 1  статьи  20  названного
   Закона).    При   этом   ликвидированная   организация    перестает
   выплачивать обязательные страховые взносы.
       Таким  образом, капитализация платежей, перечисляемых  на  счет
   отделения  фонда,  производится с целью резервирования  средств  на
   будущее  и  направлена  на обеспечение прав  и  законных  интересов
   граждан,   перед   которыми   должник  несет   ответственность   за
   возмещение  вреда  их  здоровью в объеме, установленном  Законом  о
   социальном  страховании,  путем  ежемесячных  страховых  выплат   и
   оплаты   дополнительных  расходов,  связанных  с  их   медицинской,
   социальной и профессиональной реабилитацией.
       Должник,  в отношении которого открыто конкурсное производство,
   по  смыслу  абзаца  четырнадцатого статьи 2,  главы  VII  Закона  о
   банкротстве,  пункта  1 статьи 65 Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации   находится   в   стадии   ликвидации   через   процедуру
   конкурсного производства.
       Законом  о  социальном страховании не предусмотрено  уменьшения
   размера  обязательств  ликвидируемого через  процедуру  конкурсного
   производства   должника,  возникших  вследствие  причинения   вреда
   здоровью   его  работников,  по  сравнению  с  объемом  аналогичных
   обязательств  организации, ликвидируемой согласно общим  положениям
   статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       Иное   нарушало  бы  права  отделения  фонда  как  страховщика,
   поскольку объем его требований к ликвидируемой организации  был  бы
   различен  в  зависимости от оснований ликвидации причинителя  вреда
   при   неизменном   объеме   обязательств  отделения   фонда   перед
   работниками должника.
       Между  тем судами не учтено, что, будучи специальным,  Закон  о
   банкротстве  не  регулирует отношения, возникающие  при  возмещении
   вреда  здоровью  граждан  через систему  обязательного  социального
   страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
       В  соответствии  с  пунктом 2 статьи  23  Закона  о  социальном
   страховании  порядок  капитализации соответствующих  платежей,  вне
   зависимости   от   того,  являются  они  ежемесячными   либо   нет,
   определяется Правительством Российской Федерации.
       Правительство    Российской   Федерации    17.11.2000    издало
   Постановление  N  863  "Об  утверждении  порядка  внесения  в  Фонд
   социального  страхования  Российской  Федерации  капитализированных
   платежей   при  ликвидации  юридических  лиц  -  страхователей   по
   обязательному  социальному страхованию  от  несчастных  случаев  на
   производстве  и профессиональных заболеваний", пунктом  2  которого
   Фонду   социального   страхования  Российской  Федерации   поручено
   разработать  и по согласованию с Министерством труда и  социального
   развития   Российской   Федерации,   Министерством   экономического
   развития  и  торговли  Российской Федерации и  Федеральной  службой
   России   по   финансовому  оздоровлению  и  банкротству   утвердить
   методику расчета размера таких платежей.
       Во  исполнение этого постановления Фонд социального страхования
   Российской  Федерации постановлением от 30.07.2001  N  72  утвердил
   Методику,   согласованную  с  указанными  органами   исполнительной
   власти   и  предусматривающую  капитализацию  средств  на   выплату
   ежемесячных    страховых   выплат   пострадавшим   с    применением
   коэффициентов  капитализации, представляющих  собой  количественные
   оценки  ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих  от
   пола  и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов,
   связанных с повреждением здоровья пострадавших.
       Таким  образом,  судами первой и кассационной инстанций  сделан
   ошибочный  вывод  о том, что требование отделения  фонда  в  части,
   касающейся  применения коэффициентов капитализации, и капитализации
   дополнительных  расходов,  связанных  с  медицинской  и  социальной
   реабилитацией  потерпевших,  не  может  быть  включено   в   реестр
   требований кредиторов должника.
       При   указанных  обстоятельствах  оспариваемые  судебные   акты
   нарушают   единообразие  в  толковании  и  применении  арбитражными
   судами  норм  права,  что в соответствии с  пунктом  1  статьи  304
   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  является
   основанием для их отмены.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  2
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       определение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.09.2004
   по   делу   N   А72-4650/02-Ск334-Б  и  постановление  Федерального
   арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2005 по тому же  делу
   отменить.
       Дело   направить  на  новое  рассмотрение  в  первую  инстанцию
   Арбитражного суда Ульяновской области.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz