ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 2 сентября 2005 г. N 0100/7154-05-32
О ПИТЬЕВОМ ВОДОСНАБЖЕНИИ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, проанализировав состояние
централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения в
Российской Федерации, сообщает. В ряде субъектов Российской
Федерации приняты региональные программы по улучшению питьевого
водоснабжения населения. Так, в Чувашской Республике разработана
целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики
качественной питьевой водой на 2005 - 2008 гг.", утверждена Указом
Президента Чувашской Республики от 29.12.2001 N 142; в г. Санкт-
Петербурге разработана программа "Реконструкция и развитие систем
водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2004 - 2011
гг.", утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
28.04.2004 N 642; в Самарской области принята областная целевая
программа "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой
на 2004 - 2005 гг. и на период до 2010 г."; приняты региональные
законы "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" в Оренбургской,
Калининградской, Архангельской, Кемеровской областях.
В настоящее время рассматривается проект технического
регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", что
позволит в соответствии с законом о техническом регулировании
привести в соответствие действующую нормативную базу к
международным стандартам и требованиям.
Однако состояние питьевого водоснабжения остается одной из
актуальных проблем на территории Российской Федерации.
На фоне увеличения количества коммунальных водопроводов,
повышения уровня надлежащей эксплуатации водопроводных сооружений
и организации производственного контроля качество воды в местах
водозабора и в разводящей сети существенно не изменилось в 2004 г.
по сравнению с 2003 г. и продолжает оставаться
неудовлетворительным. В 2004 году в Российской Федерации
эксплуатировалось 18773 коммунальных и 44995 ведомственных
водопроводов. Не отвечали санитарным правилам и нормам в 2004 году
поверхностные источники питьевого водоснабжения - 45,5% (в 2003
году - 41,2%), подземные - 16,7% (в 2003 году - 17,6%). Несмотря
на относительную защищенность подземных вод, которая обуславливает
приоритетность их использования для питьевого водоснабжения, к
настоящему времени выявлено около 1800 очагов их загрязнения.
Отмечается неудовлетворительное качество воды поверхностных
источников в местах водозабора по санитарно-химическим и
микробиологическим показателям в следующих субъектах Российской
Федерации: Архангельской, Кировской, Тюменской, Кемеровской,
Новгородской, Костромской, Саратовской, Самарской, Ульяновской,
Ивановской областях, Республиках Саха (Якутия), Калмыкия,
Карачаево-Черкесия, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском
крае. В этих условиях особое значение приобретает качество очистки
и обеззараживания воды. Однако в целом по Российской Федерации
положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2003 -
2004 годах также остается неудовлетворительным. Количество
водопроводов из поверхностных источников, не имеющих необходимого
комплекса очистных сооружений, возросло с 33,6% в 2003 году до
34,2% в 2004 году. Наибольшее число случаев отсутствия полного
комплекса очистных сооружений имеет место на водопроводах в
Приволжском федеральном округе (47%). Тяжелая ситуация с
водоподготовкой сложилась в Саратовской области, где из 231
водопровода 179 не имеют полного комплекса очистных сооружений, в
Тюменской области из 111 водопроводов 82 также не имеют полного
комплекса очистных сооружений. Отмечается увеличение процента
нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим и санитарно-
химическим показателям в Дальневосточном и Уральском федеральных
округах. Кроме того, по данным ФИФ социально-гигиенического
мониторинга в питьевой воде зафиксировано превышение нормативов по
веществам 1 класса опасности (более 1 ПДК) на территориях
Новгородской, Мурманской, Волгоградской и др. областей,
Красноярском крае, Республике Дагестан, по веществам 2 - 3 классов
опасности (более 3 ПДК) загрязнение зафиксировано на территориях
73 субъектов. Серьезной проблемой продолжает оставаться состояние
водоразводящих сетей. 19,05% проб воды из водопроводной сети не
соответствуют требованиям по санитарно-химическим и 7,87% - по
бактериологическим показателям, от 40 до 70% сетей требуют замены.
Исходя из представленных отчетных данных за 2004 год требует
особого внимания водоснабжение сельских населенных мест. Из 164957
источников нецентрализованного водоснабжения (каптажи, родники,
колодцы) 141703 (22,1%) не отвечают санитарным правилам и нормам.
Основными причинами этого являются: отсутствие своевременного
проведения ремонтных работ, обеззараживания воды, слабая
защищенность водоносных горизонтов, отсутствие должной зоны
санитарной охраны. Практически повсеместно колодцы не стоят на
балансе сельской администрации и остаются бесхозными. Наибольшее
количество проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям из
источников нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим
показателям, - в Республиках Карелия, Калмыкия, Карачаево-
Черкесия, а также Владимирской, Рязанской, Архангельской,
Калужской, Вологодской и других областях, по санитарно-химическим
показателям - в Республиках Саха (Якутия), Калмыкия, Бурятия.
Количество исследований питьевой воды (централизованного и
нецентрализованного водоснабжения) проводится крайне недостаточно,
менее 10 проб в год в среднем на территориях ряда субъектов
Российской Федерации (в Читинской, Свердловской, Кемеровской и др.
областях, Красноярском крае, Республиках Коми, Алтай, Татарстан,
Хакасия, Дагестан и др.). Планы производственного контроля за
питьевым водоснабжением либо отсутствуют, либо не отвечают
поставленным задачам, а точки отбора проб воды выбираются без
учета "критических" мест в системе водоснабжения и, следовательно,
не дают репрезентативных результатов. Все это говорит об
отсутствии надежного контроля качества питьевой воды. В 2004 г. на
территории Российской Федерации зарегистрировано 19 вспышек
водного характера (в 2003 г. - 16) с числом пострадавших 1715
человек. Наиболее крупные очаги групповой заболеваемости острыми
кишечными инфекциями, связанной с водным фактором, были
зарегистрированы среди населения Республики Дагестан (402 человека
пострадавших), г. Новомосковске Тульской области (466 человек
пострадавших). В последние годы обращает на себя внимание
повышенная заболеваемость энтеровирусной инфекцией, связанная с
употреблением недоброкачественной питьевой воды, на территориях
Уральского и Сибирского федеральных округов (Свердловская,
Иркутская, Новосибирская области, Красноярский край, Республики
Бурятия и Калмыкия).
Учитывая изложенное, с целью обеспечения безопасности питьевой
воды необходимо:
Активизировать работу по участию в формировании и реализации
программ по улучшению питьевого водоснабжения в субъектах
Российской Федерации.
Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем
водоснабжения и распределительной сети, обеспечение соответствия
качества питьевой воды санитарным нормам и правилам.
Обратить внимание на неудовлетворительный мониторинг качества
питьевой воды, выбор адресных мест и точек отбора проб.
Ужесточить требования к санитарно-эпидемиологическому состоянию
производства питьевой воды, организации зон санитарной охраны
питьевых водоисточников.
Принять меры по информированию и санитарному просвещению
населения в сельской местности по правильному использованию и
содержанию систем водоснабжения.
О принятых мерах, в т.ч. по выполнению мероприятий, изложенных
в письмах Роспотребнадзора (N 0100/5000-05-32 от 30.06.2005 "О
нарушении СанПиН в 1 и 2 поясах ЗСО поверхностных источников
централизованного питьевого водоснабжения" и N 0100/4996-05-22 от
20.06.2005 "О санитарно-эпидемиологической безопасности
синтетических полиэлектролитов, применяемых в практике
водоподготовки"), по обеспечению населения доброкачественной
питьевой водой, сообщить в адрес Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1
декабря 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|