ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2005 г. N 02-18/07-8601
Фонд социального страхования Российской Федерации направляет
для сведения и использования в работе Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N
9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой
гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда
Московского округа" (далее - Постановление).
Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской
Федерации явились положения статьи 113 Налогового кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которым лицо не может быть
привлечено к ответственности за совершение налогового
правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня
после окончания налогового периода, в течение которого было
совершено правонарушение, истекли три года.
Признав указанную статью не противоречащей Конституции
Российской Федерации, суд указал, что течение срока давности
привлечения лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения прекращается с момента оформления акта налоговой
проверки.
При этом суд подчеркнул, что, "если для оформления результатов
налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое
правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс
привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение
начинается с соответствующего решения руководителя (заместителя
руководителя) о привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности, выносимого по материалам проверки" (п. 4.1
Постановления).
Учитывая изложенное, суд признал легитимность привлечения
налогоплательщиков к ответственности по результатам камеральных
проверок на основании соответствующего решения руководителя
налогового органа при отсутствии необходимости составления акта.
Вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации
установлено, что срок давности взыскания налоговых санкций,
установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации,
является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности
привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что
целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности
(включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о
взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не
превышающий срока давности, указанного в статье 113 Налогового
кодекса Российской Федерации. Срок взыскания налоговой санкции
начинает исчисляться по прекращении течения срока давности
привлечения к налоговой ответственности.
Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой
ответственности связывается не с решением суда о взыскании
налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо, в
случае отсутствия необходимости в составлении такого акта, с
соответствующим решением руководителя налогового органа.
Наряду с разъяснениями того, что считать моментом отсчета срока
давности, суд постановил, что положения статьи 113 Налогового
кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому
смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают
для суда возможность в случае воспрепятствования
налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению
налоговой проверки признать уважительными причины пропуска
налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и
взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те
правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата
налоговой проверки.
Рекомендуем региональным отделениям в своей работе
руководствоваться данным Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации и использовать его при обжаловании судебных
актов.
В.В.ЛИННИК
|