ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2005 года
Дело N 59-Г05-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Амурской области о признании недействующей ст. 1 Закона
Амурской области "О выплате денежных средств опекунам
(попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой" от 3
марта 2005 года N 444-ОЗ по кассационному представлению прокурора
Амурской области на решение Амурского областного суда от 24 мая
2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., возражения представителя администрации Амурской
области Савиной И.Е. на кассационное представление, заключение
помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой
Н.Ю., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Амурской области обратился с заявлением в суд о
признании недействующей ст. 1 Закона Амурской области "О выплате
денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей,
находящихся под опекой" от 3 марта 2005 года N 444-ОЗ, которой
установлено, что "выплата денежных средств опекунам на содержание
ребенка производится в размере величины прожиточного минимума для
детей (без учета районного коэффициента и процентной надбавки к
заработной плате, установленных в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера, и южных районов Дальнего Востока),
утверждаемого губернатором области за 3 квартал года,
предшествующего текущему году". Названная норма противоречит
преамбуле ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ..."
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в которой указано, что субъекты
РФ должны реализовывать нормы настоящего Федерального закона в
целях защиты прав и свобод граждан, и не могут применяться для
умаления прав и законных интересов человека и гражданина, а также
ст. 105 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой к
полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится
реализация государственной политики в решении вопросов социальной
поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и Постановлением Правительства РФ
"О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей" от 20 июня 1992 года N 409 предусмотрено
полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, предоставление им за время пребывания в
соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в
семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания,
бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и
медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.
Установлены нормы потребления продуктов питания и одежды на детей,
которые приведены в приложении к названному Постановлению
Правительства РФ N 409.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О прожиточном минимуме" от 24
октября 1997 года N 134-ФЗ величина прожиточного минимума
определяется на основании потребительской корзины, которая
включает минимальный набор продуктов, непродовольственных товаров
и услуг.
Постановлением губернатора Амурской области от 14 октября 2004
года N 550. в Амурской области на 3 квартал 2004 года установлена
величина прожиточного минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения на детей в сумме 2937
рублей. Эта сумма складывается в соответствии с Законом Амурской
области "О потребительской корзине Амурской области" от 29 ноября
2001 года, действие которого продлено Законом Амурской области от
1 марта 2004 года N 305-03. Такая потребительская корзина
устанавливает 11 наименований продуктов питания для детей.
Перечень наименований, утвержденных Постановлением Правительства
РФ N 409, включает 29 пунктов, в нем больше и объем продуктов.
Аналогично потребительской корзиной предусмотрен значительно
меньший объем одежды и обуви по сравнению с нормами Постановления
Правительства РФ N 409.
Решением Амурского областного суда от 24 мая 2005 года
постановлено: в удовлетворении заявления прокурора Амурской
области о признании недействующей с момента принятия ст. 1 Закона
Амурской области "О выплате денежных средств опекунам
(попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой" от 3
марта 2005 года N 444-ОЗ отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения
суда с направлением дела на новое рассмотрение ввиду неправильного
определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения
норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации не находит оснований для его
удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 5, 15, 21 ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ
(в редакции от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) к полномочиям
органов государственной власти субъектов РФ на осуществление
гарантий прав ребенка в РФ относится реализация государственной
политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки
и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в
федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей,
детей-инвалидов.
Финансирование федеральных мероприятий по реализации
государственной политики в интересах детей осуществляется за счет
средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за
счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с
законодательством субъектов РФ.
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к
которым относятся и дети оставшиеся без попечения родителей (за
исключением содержащихся и обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях), осуществляется
органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с
законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N
122-ФЗ), дополнительные гарантии для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, являются расходными
обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные
виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта
РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных
правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами
государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам
совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за
исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных
учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ
устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ
самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и
источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Согласно ст. 150 СК РФ на содержание ребенка опекуну
(попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке
и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона "О внесении изменений в
законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации..." от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ установлены цели государственно-правовой охраны
основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ, в том числе приведения
системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом
разграничения полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22
августа 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка
реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям
граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть
уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии со ст. 2 "О прожиточном минимуме в РФ" от 24
октября 1997 года N 134-Ф3 (в ред. от 22 августа 2004 года N 122-
ФЗ) прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для оценки
уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке
и реализации региональных социальных программ, а также
формирования бюджетов субъектов РФ. Постановлением губернатора "Об
установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по
основным социально-демографическим группам населения Амурской
области за 3 квартал 2004 года" от 14 октября 2004 года N 550
установлена величина прожиточного минимума на душу населения, в
том числе и на детей.
Судом установлено, что в 2004 году на указанные цели одного
ребенка в месяц выплачивалось 2786 рублей, что ниже прожиточного
минимума. На 2005 год выплаты предусмотрены в пределах величины
прожиточного минимума в Амурской области на душу населения: на
детей - в сумме 2937 рублей, по северной зоне области - 3246
рублей. В 2004 году на одного опекаемого в среднем в год расходы
составили 33432 рубля, в 2005 году, соответственно, сумма выплат
увеличилась и составит 35244 рубля.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении
заявленных требований сделан правильно, поскольку оспариваемые
нормы не нарушают прав и законных интересов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная
поддержка на основании законов субъекта РФ в порядке, определенном
федеральным законодательством.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, не опровергают
выводов суда.
Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы
материального права применены судом правильно.
Доводы о том, что выплату денежных средств на содержание детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо
производить на основании норм питания, обеспечения одеждой,
обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, приведенные
в приложениях N 1, 2 и 3 к Постановлению Правительства РФ "О
неотложных мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей" от 20 июня 1902 года N 409, нельзя признать
состоятельными.
Вышеназванными нормами Федеральных законов субъектам РФ
предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за
счет собственных доходов выплаты денежных средств в порядке и
размере, установленных законами субъекта РФ, при условии, что
совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не
может быть уменьшен.
С учетом этого Постановление Правительства РФ "О неотложных
мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей" от 20 июня 1992 года N 409 продолжает действовать и
регулирует вопросы только в отношении федеральных целевых программ
либо федеральных государственных образовательных учреждений, что
является расходными обязательствами Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационном представлении, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Амурского областного суда от 24 мая 2005 года оставить
без изменения, а кассационное представление прокурора Амурской
области - без удовлетворения.
-----------------------------------------------------------------
|