ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2005 года
Дело N 35-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Макарова Г.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Тверской области о признании противоречащими
федеральному закону и недействующими статей 2, 4 и 5 Закона
Тверской области N 82-ЗО от 29 декабря 2004 года "О предоставлении
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" по
кассационной жалобе губернатора Тверской области на решение
Тверского областного суда от 5 мая 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., объяснения представителя губернатора Тверской
области Яковлевой Е.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы,
заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Селяниной Н.Я., полагавшей об оставлении решения суда без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
прокурор Тверской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному закону и недействующими
статей 2, 4 и 5 Закона Тверской области N 82-ЗО от 29 декабря 2004
года "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг", ссылаясь на то, что названные нормы
противоречат федеральному законодательству.
Статьей 4 Закона установлено, что порядок и условия
предоставления субсидий, в том числе с использованием
персонифицированных социальных счетов граждан, определяются
администрацией Тверской области.
Статьей 5 Закона организация начисления и выплаты субсидий
гражданам на территории Тверской области возложена на орган
исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты
населения через свои территориальные структуры в муниципальных
образованиях.
С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ. В
соответствии с пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в
случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета
субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-
коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей
статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой
доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно пункту 3 статьи 159 ЖК РФ полномочия по предоставлению
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
предоставлены органам местного самоуправления или управомоченным
ими учреждениям. Орган местного самоуправления в соответствии с
пунктом 11 статьи 159 ЖК РФ вправе применять при расчете субсидий
отличные от установленных региональных стандартов стандарты
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета
субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально
допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает
положение граждан, получающих такие субсидии. К полномочиям
субъекта Российской Федерации Жилищным кодексом РФ отнесено:
установление размеров региональных стандартов нормативной площади
жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости
жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов
граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в
совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ); предоставление
субвенций местным бюджетам по финансированию расходов на
предоставление субсидий (п. 8 ст. 159 ЖК РФ). Установление порядка
определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечень
прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и
прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава
семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой
семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным
категориям граждан в соответствии с пунктом 7 статьи 159 ЖК РФ
отнесено к компетенции Правительства РФ.
Статья 2 Закона Тверской области, устанавливающая категории
граждан, которым предоставляются субсидии на оплату жилья и
коммунальных услуг, противоречит пункту 2 статьи 159 ЖК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 159 ЖК РФ право на субсидии имеют
граждане: пользователи жилых помещений государственного и
муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма
жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных
кооперативов; собственники жилых помещений. Статья 2 Закона
Тверской области в нарушение требований Жилищного кодекса РФ к
категории граждан, которым предоставляются субсидии на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг, относит нанимателей жилых
помещений по договору социального найма, нанимателей жилых
помещений по договору найма в государственном и муниципальном
жилом фонде, граждан, проживающих в общежитиях, входящих в
жилищный фонд независимо от формы собственности, членов жилищно-
строительных кооперативов.
Решением Тверского областного суда от 5 мая 2005 года
постановлено: заявление прокурора Тверской области о признании
противоречащими федеральному закону и недействующими статей 2, 4 и
5 Закона Тверской области N 82-ЗО от 29 декабря 2004 года "О
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг" удовлетворить частично.
Признать недействующими и не подлежащими применению с 1 марта
2005 года статью 4 Закона Тверской области N 82-ЗО от 29 декабря
2004 года "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг", а также статью 2 того же Закона - в части
ограничения права на субсидию нанимателей по договорам найма жилых
помещений частного жилищного фонда.
Признать недействующей и не подлежащей применению статью 5
Закона Тверской области N 82-ЗО от 29 декабря 2004 года "О
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг" с момента введения ее в действие - 1 апреля 2005 года.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене суда в части
признания недействующими ст. ст. 4, 5 обжалуемого Закона ввиду
того, что суд неправильно применил материальный закон, дал
неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти
субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные
нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные
отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного
кодекса РФ и принятых в соответствии с ним других федеральных
законов.
В пункте 7 статьи 159 ЖК РФ в качестве органа, устанавливающего
порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления,
перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки
и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава
семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой
семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным
категориям граждан, названо Правительство Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что статья 4 Закона
Тверской области от 29 декабря 2004 года "О предоставлении
гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг"
противоречит федеральному законодательству, сделан правильно.
Согласно статье 5 Закона Тверской области N 82-ЗО "О
предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных
услуг" от 29 декабря 2004 года, введенной в действие с 1 апреля
2005 года, организация начисления и выплаты субсидий гражданам на
территории Тверской области возложена на орган исполнительной
власти Тверской области в сфере социальной защиты населения через
свои территориальные структуры в муниципальных образованиях
Тверской области.
Вывод суда о том, что положения данной статьи противоречили
федеральному законодательству как на момент принятия закона
Тверской области и введения его в действие, так и действующему в
настоящее время, сделан правильно.
Суд дал надлежащую правовую оценку нормам ч. 5 ст. 15.4 Закона
РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики" (действовавшего на момент принятия оспариваемого
Закона), Постановлению Правительства РФ от 30 августа 2004 года,
которым утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг, правильно указав, что территориальные
структуры органа исполнительной власти Тверской области в сфере
социальной защиты населения к органам местного самоуправления не
относятся.
Действующие в настоящее время нормы п. 3 ст. 159 ЖК РФ также
наделяют органы местного самоуправления или управомоченные ими
учреждения полномочиями по предоставлению таких субсидий.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда.
Суд дал оценку позиции представителя губернатора о
нецелесообразности приведения оспариваемых положений Закона
Тверской области в соответствие с федеральным законодательством в
силу ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О
введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",
определяющей правила применения нормативных правовых актов,
правильно указав, что вышеназванные положения относятся к сфере
применения конкретного закона, а не к законотворческой
деятельности.
Обязанность, установленная пунктом 2 статьи 3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" в
трехмесячный срок привести закон субъекта Российской Федерации в
соответствие с федеральным законодательством, законодателем не
выполнена.
Необоснованность иных доводов кассационной жалобы отражена в
судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые
Судебная коллегия считает правильными.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Решение суда в части признания недействующими положений ст. 2
оспариваемого Закона об ограничении права на субсидию нанимателей
по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда не
оспаривается. Судебная коллегия в силу ст. 347 ГПК РФ проверила
законность и обоснованность решения суда исходя из доводов,
изложенных в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 5 мая 2005 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу губернатора Тверской области
- без удовлетворения.
|