ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 августа 2005 г. N 1314-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы
мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально
опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных
грузов.
2. Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД
России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции
федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или)
потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации
и опасных грузов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 августа 2005 г. N 1314-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
И (ИЛИ) ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
I. Введение
1. Федеральная система мониторинга критически важных объектов и
(или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской
Федерации и опасных грузов (далее - система мониторинга)
осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга,
лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, являющейся функциональной
подсистемой единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью
совершенствования организации работ в области своевременного
выявления и предупреждения угроз техногенного и природного
характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении
критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов
инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.
3. Система мониторинга создается в интересах федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в
сфере ведения которых находятся вопросы функционирования
критически важных и (или) потенциально опасных объектов
инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных
грузов (далее - грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности
этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного
характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
4. Настоящая Концепция определяет цели, задачу, функции,
состав, структуру, основные принципы и направления работ в области
создания, использования и развития системы мониторинга.
II. Основные понятия
5. Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают
следующее:
"критически важные объекты" - объекты, нарушение (или
прекращение) функционирования которых приводит к потере управления
экономикой страны, субъекта или административно-территориальной
единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению)
или существенному снижению безопасности жизнедеятельности
населения, проживающего на этих территориях, на длительный период
времени;
"потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской
Федерации" - объекты, на которых используют, производят,
перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или
уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические
и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения,
создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной
ситуации;
"объекты" - критически важные объекты и (или) потенциально
опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
"грузы" - опасные вещества, материалы, изделия и отходы
производства, которые вследствие их специфических свойств при
транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и
здоровью людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение
и уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного
имущества;
"защищенность объектов и грузов" - состояние, при котором в
отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для
предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления
(снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных
ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных
проявлениями терроризма;
"кризисная ситуация" - ситуация, которая характеризуется резкой
сменой состояния параметров определенной группы внешних и
внутренних процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в
течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой
снижение защищенности объектов и грузов;
"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или
с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение,
фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности
объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью
подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации
негативных последствий кризисных ситуаций природного и
техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
III. Цели, задача и функции системы мониторинга
6. Целями создания системы мониторинга являются
последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия
на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и
природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций
для населения страны и окружающей среды.
7. Задачей системы мониторинга является информационная
поддержка разработки и реализации мер по своевременному
прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных
ситуаций в отношении объектов и грузов.
Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и
грузов.
8. Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих
функций:
а) сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о
местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности
объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других
необходимых данных;
б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях
подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного
функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов),
предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также
ликвидации их последствий;
в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций
в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;
г) прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения
состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и
других факторов;
д) ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки
принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и
грузов;
е) предоставление в установленном порядке информационных
ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от
несанкционированного воздействия;
ж) формирование единого информационного пространства системы
мониторинга на основе унификации и совместимости информационных,
программных и аппаратных средств;
з) информационное обеспечение реализации международных
договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов,
участницей которых является Российская Федерация.
IV. Состав и структура системы мониторинга
9. Система мониторинга предполагает федеральный,
межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни.
При этом в состав системы мониторинга каждого уровня должны быть
включены:
а) центры системного мониторинга и оперативного управления
(далее - центры мониторинга);
б) системы, комплексы и средства получения информации об
обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;
в) системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных
и оповещения.
10. Основными структурными элементами системы мониторинга,
обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать
центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
11. Объединение информационных ресурсов центров мониторинга
различных уровней осуществляется с использованием систем и средств
телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения
конфиденциальности информации и санкционированного удаленного
доступа к их базам данных.
При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна
быть предусмотрена возможность информационного взаимодействия
центров мониторинга различных уровней с другими государственными и
негосударственными информационными системами общего и специального
назначения Российской Федерации, а также с международными
информационными системами.
Регламент информационного взаимодействия устанавливается в
соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации
положением о федеральной системе мониторинга критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства
Российской Федерации в области защиты информации.
V. Основные принципы системы мониторинга
12. При создании и использовании системы мониторинга необходимо
руководствоваться следующими основными принципами:
а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга
задачи, а также ее структуры и характеристик:
уровню угроз в отношении объектов и грузов;
структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся
вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны
окружающей среды;
б) организационное, информационное и функциональное единство
системы мониторинга, основу которого составляют:
единая система классификации и кодификации угроз объектам и
грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности
объектов и грузов;
базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора,
обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной
поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе
данных мониторинга;
единая геоинформационная система;
в) иерархичность построения системы мониторинга, возможность
централизованного и санкционированного децентрализованного
использования ресурсов системы мониторинга;
г) рациональная функциональная совместимость центров
мониторинга различных уровней;
д) унификация программных, информационных и технических
средств, обеспечение совместимости элементов системы мониторинга,
возможности ее модульного наращивания и модернизации;
е) возможность структурного и функционального развития,
оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра
оказываемых услуг;
ж) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение
задач в интересах национальной безопасности и социально-
экономического развития страны;
з) преемственность, основанная на интеграции и
совершенствовании иных систем мониторинга;
и) гарантированная защита информации от несанкционированного
доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе
мониторинга информации;
к) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных
технологий.
VI. Основные направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга
13. Основными направлениями работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга являются:
а) организационное и финансово-экономическое обеспечение
системы мониторинга;
б) совершенствование нормативно-правовой базы;
в) создание и внедрение перспективных научно-технических
разработок;
г) обеспечение национальной безопасности при осуществлении
мониторинга объектов и грузов.
14. В области организационного и финансово-экономического
обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие
задачи:
а) разработка технико-экономического обоснования мероприятий по
созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее
составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
б) анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации
технических и организационных решений;
в) выработка предложений по необходимым объемам и источникам
финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению
(привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по
созданию, использованию и развитию системы мониторинга;
г) включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в
федеральные и региональные целевые программы;
д) формирование института федеральных и региональных операторов
работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;
е) разработка и реализация механизмов привлечения
негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для
решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга
объектов и грузов.
15. Основными направлениями деятельности в области
совершенствования нормативно-правовой базы являются:
а) обеспечение разработки проектов и принятия нормативных
правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации в области мониторинга объектов и грузов, в том числе в
отношении установления ответственности собственников
(балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих их
организаций за несоблюдение установленных мер по обеспечению
осуществления мониторинга объектов и грузов;
б) гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в
области мониторинга объектов и грузов с нормами международного
права и международными договорами (соглашениями) в этой области;
в) введение норм, предусматривающих обязательное оснащение
объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами
мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их
обязательной сертификации.
16. Основными направлениями деятельности в области создания и
внедрения перспективных научно-технических разработок являются:
а) подготовка и внедрение технических регламентов для различных
видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих
выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;
б) отработка типовых (унифицированных) технических и
организационных решений создания и использования системы
мониторинга в рамках региональных целевых программ;
в) разработка единой системы критериев и комплексных методик
анализа обобщенных параметров состояния защищенности объектов и
грузов, маршрутов транспортировки грузов;
г) обеспечение информационного обмена между центрами
мониторинга различных уровней;
д) создание в рамках системы мониторинга специализированных
средств сбора и передачи информации, функционирующих на всей
территории Российской Федерации;
е) развитие систем дистанционного мониторинга объектов и
грузов;
ж) создание мобильных (перебазируемых) центров мониторинга,
обеспечивающих информационную поддержку деятельности,
осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций;
з) формирование отечественной научно-технической кооперации в
области создания и использования системы мониторинга, в том числе
определение головных организаций, объединяющих разработчиков и
производителей технических систем, комплексов и средств
мониторинга, а также системы мониторинга.
17. Основными направлениями деятельности в области обеспечения
национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и
грузов являются:
а) обеспечение государственного контроля за информационной и
научно-технологической безопасностью, в том числе за
достоверностью и полнотой информационных ресурсов системы
мониторинга;
б) разработка и реализация мер, исключающих несанкционированный
доступ юридических и физических лиц к информационным ресурсам
системы мониторинга;
в) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную
тайну, и конфиденциальной информации при осуществлении
взаимодействия с международными и иностранными органами и
организациями;
г) организация подготовки кадров в области создания,
использования и обеспечения безопасности при осуществлении
мониторинга объектов и грузов.
|