ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2005 г. N ВКПИ05-76
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации
полковника юстиции Калиниченко Ю.А.,
при секретаре - капитане юстиции Федине А.М.,
с участием представителя ответчика -
Министра обороны РФ полковника Герасимчика В.В.
и старшего военного прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Титова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению гражданина У. о признании незаконными и отмене положений
Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005
года N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о
выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и
специальный режим военной службы некоторым категориям
военнослужащих" в части установления повышенного размера
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный
режим службы в зависимости от места ее прохождения военнослужащим,
установила:
У. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором
утверждает, что указанный им нормативный акт в оспариваемой части
(Приложение N 2 к Приказу МО РФ от 5 февраля 2005 года N 33)
противоречит ст. ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации.
По мнению заявителя, при прохождении военной службы все
военнослужащие исполняют общие, специальные и должностные
обязанности. Каких-либо дополнительных обязанностей
военнослужащие, проходящие службу в городах федерального значения,
в столицах республик, краев, областей, автономных областей,
автономных округов, в Московской и Ленинградской областях не
исполняют, поэтому надбавка за сложность, напряженность и
специальный режим службы в повышенном процентном размере им
выплачивается необоснованно.
Кроме того, заявитель полагает, что Приказ Министра обороны РФ
от 5 февраля 2005 года N 33 нарушает права военнослужащих,
проходящих военную службу и проживающих в районах Крайнего Севера,
в высокогорной местности и в других отдаленных местностях с
неблагоприятными климатическими условиями, где транспортные
расходы незначительны, однако существуют проблемы с
трудоустройством членов семьи военнослужащего.
Таким образом, оспариваемый Приказ подлежит отмене, поскольку
за равный труд военнослужащих предусматривает различную оплату в
зависимости от места жительства.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания У. в
суд не прибыл, высказав просьбу о рассмотрении дела в его
отсутствие.
Представитель Министра обороны РФ Герасимчик В.В. возражал
против удовлетворения заявления У. и указал, что Министр обороны
РФ, издавая 5 февраля 2005 года Приказ N 33, положений Конституции
Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года N
76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушил.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя
Министра обороны Российской Федерации Герасимчика В.В. и
заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего
необходимым заявителю в требованиях отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит заявление У. не подлежащим
удовлетворению.
Право на труд реализуется военнослужащими посредством
прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона от
27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 59) предусмотрено,
что гражданин Российской Федерации несет военную службу в
соответствии с федеральным законом. Таким законом является ФЗ "О
статусе военнослужащих", который определяет права, свободы,
обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы
государственной политики в области правовой и социальной защиты
военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной
службы, и членов их семей (преамбула).
В силу п. 4 ст. 13 названного Закона военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от
состава военнослужащих и местности прохождения военной службы,
выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и
специальный режим военной службы в размерах и порядке,
определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным
федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным
законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по
воинской должности.
С учетом перевода натуральных льгот в денежную форму (ФЗ от 22
августа 2004 года N 122) Правительство Российской Федерации 31
января 2005 года издало Постановление N 47 "О повышении размера
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный
режим службы (военной службы) отдельным категориям лиц и
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которым
увеличило выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность
и специальный режим службы (военной службы) до 200 процентов
оклада по воинской должности в зависимости от категории
военнослужащих для возмещения фактических затрат по проезду на
всех видах общественного транспорта городского, пригородного и
местного сообщения (за исключением такси), а также уплате
земельного налога и налогов на имущество физических лиц
военнослужащим и другим категориям лиц, проходящим службу (военную
службу по контракту) в г. г. Москве и Санкт-Петербурге, в
Московской и Ленинградской областях. Кроме того, Правительство РФ
предоставило соответствующим руководителям федеральных органов
исполнительной власти самим определять порядок выплаты указанной
ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.
В развитие данного Постановления Министром обороны Российской
Федерации 5 февраля 2005 года принят Приказ N 33 "Об установлении
окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за
сложность, напряженность и специальный режим военной службы
некоторым категориям военнослужащих", которым увеличен размер
надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной
службы с 70 до 120 процентов, дифференцированно, в зависимости от
состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы,
а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в
городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской
областях, размер указанной надбавки увеличен до 200 процентов
оклада по воинской должности в зависимости от категории
военнослужащих. Издавая оспариваемый Приказ, Министр обороны
Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему
полномочий, а указание в нем о выплате отдельным военнослужащим
повышенной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и
специальный режим военной службы, в зависимости от состава и места
службы военнослужащих, основано на положениях Федерального закона
"О статусе военнослужащих".
Оспариваемый заявителем Приказ не противоречит и принципам
равноправия граждан и вознаграждения за труд без какой-либо
дискриминации, поскольку вопросов денежного довольствия
военнослужащих не регламентирует, а лишь предусматривает механизм
компенсационных выплат в связи с заменой ряда натуральных льгот
военнослужащих.
Утверждение заявителя о том, что данным Приказом Министр
обороны РФ установил различные, в зависимости от места службы,
размеры денежного вознаграждения военнослужащих, является
ошибочным, поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального
закона "О статусе военнослужащих", размеры окладов по воинским
должностям и воинским званиям, а также иных дополнительных выплат
(денежное довольствие военнослужащего) определяются не Министром
обороны, а Правительством РФ.
Более того, из содержания нормативных актов (ч. 2 п. 4 ст. 13
ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 1 Постановления Правительства
РФ от 31 января 2005 г. N 47), на основании которых издан Приказ
МО РФ от 5 февраля 2005 года N 33, следует, что повышение
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный
режим военной службы связано с недопущением снижения уровня
материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом
натуральных льгот в денежную форму.
Не нарушает Приказ МО РФ N 33 от 5 февраля 2005 года и прав
военнослужащих, проходящих военную службу и проживающих в районах
Крайнего Севера, в высокогорных и других отдаленных местностях с
неблагоприятными климатическими условиями.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях
и других местностях с неблагоприятными климатическими или
экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному
довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную
службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и
безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к
денежному довольствию в размерах и порядке, которые определены
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в
указанных районах и местностях.
При этом значительному количеству военнослужащих, проходящих
военную службу в указанных местностях, где расходы общественным
транспортом, как правило, невелики, надбавка за сложность,
напряженность и специальный режим военной службы, в соответствии с
п. 1 Приказа МО РФ от 18 июня 2001 года N 275 "О мерах по
реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статьи 11 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
выплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных
надбавок, поэтому ее размер превышает размеры данной надбавки,
выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу на
аналогичных должностях в других регионах Российской Федерации.
Таким образом, требования У. о признании незаконными и
подлежащими отмене оспариваемых положений Приказа Министра обороны
Российской Федерации от 5 февраля 2005 года N 33 по указанным в
заявлении основаниям удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ,
отсутствуют основания и для возмещения У. судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления У. о признании незаконным и отмене
Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005
года N 33 "Об установлении окладов по воинским должностям
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о
выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и
специальный режим военной службы некоторым категориям
военнослужащих" в части установления повышенного размера
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный
режим военной службы, в зависимости от места ее прохождения
военнослужащим (Приложение N 2), а также в возмещении судебных
расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
полковник юстиции
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
|