Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.08.2005 N ВКПИ05-76 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 05.02.2005 N 33 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОКЛАДОВ ПО ВОИНСКИМ ДОЛЖНОСТЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, И О ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НЕКОТОРЫМ КАТЕГОРИЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 26 августа 2005 г. N ВКПИ05-76
                                   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации
       полковника юстиции                           Калиниченко Ю.А.,
       при секретаре - капитане юстиции                  Федине А.М.,
       с участием представителя ответчика -
       Министра обороны РФ полковника                Герасимчика В.В.
       и старшего военного прокурора отдела
       Главной военной прокуратуры
       полковника юстиции                                Титова Н.П.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  гражданина У. о признании незаконными и отмене положений
   Приказа  Министра обороны Российской Федерации от  5  февраля  2005
   года   N   33  "Об  установлении  окладов  по  воинским  должностям
   военнослужащих,  проходящих  военную  службу  по  контракту,  и   о
   выплате   ежемесячной  надбавки  за  сложность,   напряженность   и
   специальный    режим    военной   службы    некоторым    категориям
   военнослужащих"   в   части   установления   повышенного    размера
   ежемесячной  надбавки  за  сложность, напряженность  и  специальный
   режим службы в зависимости от места ее прохождения военнослужащим,
   
                              установила:
   
       У.  обратился  в  Верховный  Суд РФ  с  заявлением,  в  котором
   утверждает,  что указанный им нормативный акт в оспариваемой  части
   (Приложение  N  2  к Приказу МО РФ от 5 февраля  2005  года  N  33)
   противоречит ст. ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации.
       По   мнению  заявителя,  при  прохождении  военной  службы  все
   военнослужащие   исполняют   общие,   специальные   и   должностные
   обязанности.       Каких-либо      дополнительных      обязанностей
   военнослужащие, проходящие службу в городах федерального  значения,
   в   столицах  республик,  краев,  областей,  автономных   областей,
   автономных  округов,  в  Московской  и  Ленинградской  областях  не
   исполняют,   поэтому   надбавка  за  сложность,   напряженность   и
   специальный  режим  службы  в  повышенном  процентном  размере   им
   выплачивается необоснованно.
       Кроме того, заявитель полагает, что Приказ Министра обороны  РФ
   от  5  февраля  2005  года  N  33  нарушает  права  военнослужащих,
   проходящих военную службу и проживающих в районах Крайнего  Севера,
   в  высокогорной  местности  и  в  других  отдаленных  местностях  с
   неблагоприятными   климатическими   условиями,   где   транспортные
   расходы    незначительны,    однако    существуют    проблемы     с
   трудоустройством членов семьи военнослужащего.
       Таким  образом, оспариваемый Приказ подлежит отмене,  поскольку
   за  равный труд военнослужащих предусматривает различную  оплату  в
   зависимости от места жительства.
       Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания У. в
   суд   не  прибыл,  высказав  просьбу  о  рассмотрении  дела  в  его
   отсутствие.
       Представитель  Министра  обороны РФ  Герасимчик  В.В.  возражал
   против  удовлетворения заявления У. и указал, что  Министр  обороны
   РФ,  издавая 5 февраля 2005 года Приказ N 33, положений Конституции
   Российской  Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998  года  N
   76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушил.
       Исследовав  материалы  дела, выслушав объяснения  представителя
   Министра   обороны   Российской  Федерации   Герасимчика   В.В.   и
   заключение  старшего  военного  прокурора  отдела  Главной  военной
   прокуратуры    полковника   юстиции   Титова   Н.П.,    полагавшего
   необходимым  заявителю  в  требованиях отказать,  Военная  коллегия
   Верховного   Суда   РФ   находит   заявление   У.   не   подлежащим
   удовлетворению.
       Право   на   труд   реализуется   военнослужащими   посредством
   прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона  от
   27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
       Конституцией  Российской Федерации (п. 2 ст. 59) предусмотрено,
   что   гражданин  Российской  Федерации  несет  военную   службу   в
   соответствии  с федеральным законом. Таким законом является  ФЗ  "О
   статусе   военнослужащих",  который  определяет   права,   свободы,
   обязанности  и  ответственность  военнослужащих,  а  также   основы
   государственной  политики в области правовой  и  социальной  защиты
   военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных  с  военной
   службы, и членов их семей (преамбула).
       В силу п. 4 ст. 13 названного Закона военнослужащим, проходящим
   военную  службу  по контракту, дифференцированно, в зависимости  от
   состава  военнослужащих  и  местности прохождения  военной  службы,
   выплачивается  ежемесячная надбавка за сложность,  напряженность  и
   специальный   режим   военной  службы   в   размерах   и   порядке,
   определяемых  Министерством  обороны  Российской  Федерации   (иным
   федеральным  органом  исполнительной власти, в котором  федеральным
   законом  предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада  по
   воинской должности.
       С  учетом перевода натуральных льгот в денежную форму (ФЗ от 22
   августа  2004  года  N 122) Правительство Российской  Федерации  31
   января  2005  года  издало Постановление N 47 "О повышении  размера
   ежемесячной  надбавки  за  сложность, напряженность  и  специальный
   режим   службы   (военной  службы)  отдельным  категориям   лиц   и
   военнослужащих,  проходящих военную службу  по  контракту,  которым
   увеличило  выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность
   и  специальный  режим  службы (военной  службы)  до  200  процентов
   оклада   по   воинской   должности  в  зависимости   от   категории
   военнослужащих  для  возмещения фактических затрат  по  проезду  на
   всех  видах  общественного  транспорта городского,  пригородного  и
   местного   сообщения  (за  исключением  такси),  а   также   уплате
   земельного   налога   и   налогов  на  имущество   физических   лиц
   военнослужащим и другим категориям лиц, проходящим службу  (военную
   службу  по  контракту)  в  г.  г.  Москве  и  Санкт-Петербурге,   в
   Московской  и Ленинградской областях. Кроме того, Правительство  РФ
   предоставило  соответствующим  руководителям  федеральных   органов
   исполнительной  власти самим определять порядок  выплаты  указанной
   ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.
       В  развитие  данного Постановления Министром обороны Российской
   Федерации  5  февраля 2005 года принят Приказ N 33 "Об установлении
   окладов  по воинским должностям военнослужащих, проходящих  военную
   службу   по   контракту,  и  о  выплате  ежемесячной  надбавки   за
   сложность,   напряженность  и  специальный  режим  военной   службы
   некоторым  категориям  военнослужащих",  которым  увеличен   размер
   надбавки  за  сложность, напряженность и специальный режим  военной
   службы  с 70 до 120 процентов, дифференцированно, в зависимости  от
   состава  военнослужащих и местности прохождения ими военной службы,
   а  для  военнослужащих, проходящих военную службу  по  контракту  в
   городах  Москве  и  Санкт-Петербурге,  Московской  и  Ленинградской
   областях,  размер  указанной надбавки  увеличен  до  200  процентов
   оклада   по   воинской   должности  в  зависимости   от   категории
   военнослужащих.   Издавая  оспариваемый  Приказ,  Министр   обороны
   Российской  Федерации  действовал в  пределах  предоставленных  ему
   полномочий,  а  указание  в нем о выплате отдельным  военнослужащим
   повышенной  ежемесячной  надбавки  за  сложность,  напряженность  и
   специальный режим военной службы, в зависимости от состава и  места
   службы  военнослужащих, основано на положениях Федерального  закона
   "О статусе военнослужащих".
       Оспариваемый  заявителем  Приказ не  противоречит  и  принципам
   равноправия  граждан  и  вознаграждения  за  труд  без   какой-либо
   дискриминации,    поскольку    вопросов    денежного    довольствия
   военнослужащих  не регламентирует, а лишь предусматривает  механизм
   компенсационных  выплат  в связи с заменой ряда  натуральных  льгот
   военнослужащих.
       Утверждение  заявителя  о  том,  что  данным  Приказом  Министр
   обороны  РФ  установил различные, в зависимости  от  места  службы,
   размеры    денежного   вознаграждения   военнослужащих,    является
   ошибочным,  поскольку, в соответствии с п. 2  ст.  12  Федерального
   закона  "О  статусе  военнослужащих", размеры окладов  по  воинским
   должностям  и воинским званиям, а также иных дополнительных  выплат
   (денежное  довольствие военнослужащего) определяются  не  Министром
   обороны, а Правительством РФ.
       Более  того, из содержания нормативных актов (ч. 2 п. 4 ст.  13
   ФЗ  "О  статусе  военнослужащих" и п. 1 Постановления Правительства
   РФ  от  31 января 2005 г. N 47), на основании которых издан  Приказ
   МО  РФ  от  5  февраля  2005  года N  33,  следует,  что  повышение
   ежемесячной  надбавки  за  сложность, напряженность  и  специальный
   режим   военной  службы  связано  с  недопущением  снижения  уровня
   материального  обеспечения  военнослужащих  в  связи  с   переводом
   натуральных льгот в денежную форму.
       Не  нарушает  Приказ МО РФ N 33 от 5 февраля 2005 года  и  прав
   военнослужащих, проходящих военную службу и проживающих  в  районах
   Крайнего  Севера, в высокогорных и других отдаленных  местностях  с
   неблагоприятными климатическими условиями.
       В   силу   п.   5  ст.  13  Федерального  закона   "О   статусе
   военнослужащих",  военнослужащим,  проходящим  военную  службу   по
   контракту  в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях
   и   других   местностях  с  неблагоприятными   климатическими   или
   экологическими  условиями, в том числе отдаленных, к  их  денежному
   довольствию  устанавливаются  коэффициенты  (районные,  за  военную
   службу  в  высокогорных районах, за военную службу  в  пустынных  и
   безводных   местностях)  и  выплачиваются  процентные  надбавки   к
   денежному  довольствию  в  размерах и порядке,  которые  определены
   федеральными   законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
   Российской  Федерации  для  граждан,  работающих  и  проживающих  в
   указанных районах и местностях.
       При  этом  значительному количеству военнослужащих,  проходящих
   военную  службу  в  указанных местностях, где расходы  общественным
   транспортом,   как  правило,  невелики,  надбавка   за   сложность,
   напряженность и специальный режим военной службы, в соответствии  с
   п.  1  Приказа  МО  РФ  от 18 июня 2001 года  N  275  "О  мерах  по
   реализации  Федерального закона "О внесении изменений и  дополнений
   в  статьи  11  и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
   выплачивается   с  учетом  районных  коэффициентов   и   процентных
   надбавок,  поэтому  ее  размер превышает размеры  данной  надбавки,
   выплачиваемой   военнослужащим,  проходящим   военную   службу   на
   аналогичных должностях в других регионах Российской Федерации.
       Таким   образом,  требования  У.  о  признании  незаконными   и
   подлежащими отмене оспариваемых положений Приказа Министра  обороны
   Российской  Федерации от 5 февраля 2005 года N 33  по  указанным  в
   заявлении основаниям удовлетворению не подлежат.
       С  учетом  изложенного, в соответствии с ч. 1 ст.  98  ГПК  РФ,
   отсутствуют основания и для возмещения У. судебных расходов.
       Руководствуясь  ст. ст. 194 - 199, 252 и 253  ГПК  РФ,  Военная
   коллегия Верховного Суда РФ
   
                                решила:
   
       в  удовлетворении заявления У. о признании незаконным и  отмене
   Приказа  Министра обороны Российской Федерации от  5  февраля  2005
   года   N   33  "Об  установлении  окладов  по  воинским  должностям
   военнослужащих,  проходящих  военную  службу  по  контракту,  и   о
   выплате   ежемесячной  надбавки  за  сложность,   напряженность   и
   специальный    режим    военной   службы    некоторым    категориям
   военнослужащих"   в   части   установления   повышенного    размера
   ежемесячной  надбавки  за  сложность, напряженность  и  специальный
   режим  военной  службы,  в  зависимости  от  места  ее  прохождения
   военнослужащим  (Приложение  N 2), а также  в  возмещении  судебных
   расходов - отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения.
   
                                                Председательствующий -
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                     полковник юстиции
                                                       Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz