ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 26 августа 2005 г. N 01-06/29487
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
ФНС РОССИИ И ФТС РОССИИ
Настоящим сообщаю о введении в действие Соглашения о
сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной
таможенной службы от 14 июля 2005 года (далее - Соглашение).
Считать утратившими силу Соглашение МНС России и ГТК России по
взаимному информационному обмену от 08.06.2000 N БГ-15-11/1222, N
01-11/15581 и Соглашение о взаимодействии ГТК России и МНС России
при осуществлении контроля за деятельностью организаций-импортеров
(экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по
экспорту, импорту, хранению и поставкам указанной продукции от
09.06.2001 N 01-11/12/БГ-16-18/58.
До утверждения нового Протокола информационного взаимодействия,
предусмотренного ст. 5 Соглашения, считать действующим Протокол
информационного взаимодействия между МНС России и ГТК России от
10.06.2002 N 06-04-01/647, N 01-10/18.
Прошу довести настоящее Соглашение до подчиненных таможенных
органов для руководства при осуществлении взаимодействия со
структурными подразделениями территориальных органов Федеральной
налоговой службы.
Заместитель Руководителя,
генерал-майор
таможенной службы
Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА
СОГЛАШЕНИЕ
от 14 июля 2005 года
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
И ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Федеральная налоговая служба (ФНС России), действующая на
основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N
506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", и
Федеральная таможенная служба (ФТС России), действующая на
основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N
429 "О Федеральной таможенной службе", именуемые в дальнейшем
Стороны, руководствуясь Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.01.2005 N 30 "О типовом регламенте взаимодействия
федеральных органов исполнительной власти", в целях создания
эффективного механизма взаимодействия таможенных и налоговых
органов по вопросам обеспечения полноты поступления в бюджет
налогов, сборов и таможенных платежей, их взыскания и наложения
штрафных санкций, выполнения задач, возложенных законодательством
Российской Федерации, а также исходя из необходимости обеспечения
совместной согласованной деятельности договорились о следующем.
I. Общие положения
Статья 1
Сотрудничество Сторон осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, правовыми актами ФНС
России и ФТС России, настоящим Соглашением и основывается на
взаимном предоставлении необходимых баз данных и оперативной
информации, не относящихся к сведениям, составляющим
государственную тайну. Каждая Сторона принимает необходимые меры
по защите от неправомерного распространения информации,
предоставляемой ей другой Стороной в соответствии с настоящим
Соглашением, затрагивающей интересы третьих лиц и отнесенной к
коммерческой и налоговой тайне.
Взаимодействие при проведении мероприятий таможенного и
налогового контроля основывается на положениях Таможенного кодекса
Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и
иных законодательных актов Российской Федерации.
Стороны вырабатывают в рамках настоящего Соглашения
согласованную позицию при подготовке проектов законодательных и
иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных
нормативных документов, касающихся совершенствования таможенного,
налогового и валютного законодательства и организации системы
контроля за их соблюдением.
Статья 2
Стороны осуществляют взаимодействие и координацию деятельности
по следующим основным направлениям:
- обмен информацией для целей контроля за соблюдением
налогового, таможенного, валютного законодательства;
- разработка и реализация предложений по совершенствованию
системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, налогового и
валютного законодательства, а также направленных на
предупреждение, выявление и пресечение преступлений и
правонарушений в таможенной, налоговой и иных сферах,
представляющих взаимный интерес;
- обеспечение контроля за деятельностью участников
внешнеэкономической деятельности путем оперативного
информационного обмена и проведения скоординированных проверок
участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих
деятельность в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих
оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами;
- разработка совместных инструктивных и методологических
документов по проведению проверок организаций - участников
внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность
в области таможенного дела, и лиц, осуществляющих оптовую или
розничную торговлю ввезенными товарами;
- унификация информации, используемой при проведении
мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и
реализация совместных технологических решений по обмену
информацией и ее защите;
- разработка новых информационных технологий, направленных на
интеграцию информационных ресурсов Сторон.
Статья 3
Информация, которой обмениваются Стороны, а также порядок этого
обмена должны способствовать надлежащему выполнению Сторонами
возложенных на них задач по предупреждению и пресечению
правонарушений в области таможенного, налогового и валютного
законодательства.
II. Информационное взаимодействие Сторон
Статья 4
Информационное взаимодействие Сторон осуществляется на
безвозмездной основе.
Стороны осуществляют плановый (в установленные сроки) и
оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией на
основании пункта 3 статьи 82 первой части Налогового кодекса
Российской Федерации и статьи 10 Таможенного кодекса Российской
Федерации.
Стороны в целях сокращения объема взаимной переписки могут
устанавливать условия и порядок направления запросов.
Вопросы информационного взаимодействия Сторон по согласованию
могут быть изменены и дополнены.
Статья 5
Плановый обмен информацией в электронном виде осуществляется
Сторонами на федеральном уровне через Межрегиональную инспекцию
ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по
ЦОД) и Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС
России (ГНИВЦ ФТС России). Стороны обеспечивают доведение плановой
информации до региональных органов по ведомственной
принадлежности. Порядок и сроки представления информации,
структура и форматы показателей, а также структурные подразделения
Сторон, ответственные за подготовку, передачу и получение
информации, отражаются в Протоколе информационного взаимодействия
Сторон. Обмен информацией осуществляется по каналам связи с
применением средств защиты информации или на магнитных носителях,
а также путем предоставления взаимного доступа к информации из баз
данных Сторон.
Статья 6
Оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией
осуществляется Сторонами на федеральном, региональном и
территориальном уровнях взаимодействия.
Статья 7
Информация, предоставляемая Федеральной таможенной службой в
Федеральную налоговую службу на плановой основе:
- информация из базы данных грузовых таможенных деклараций ЕАИС
таможенных органов (по согласованным позициям);
- данные таможенных приходных ордеров (по согласованным
позициям);
- данные паспортов сделок (по согласованным позициям);
- данные о поступлении денежных средств на счета участников ВЭД
от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по
внешнеторговым договорам (по согласованным позициям);
- бюллетени "Таможенная статистика внешней торговли Российской
Федерации";
- данные о задолженностях по обязательным платежам должников,
числящихся в соответствующем таможенном органе (по согласованной
форме);
- данные пограничных таможен, подтверждающие количество и сроки
вывоза (ввоза) товаров при пересечении границы Российской
Федерации (по согласованным позициям при наличии технических
возможностей);
- нормативно-справочная информация ЕАИС таможенных органов (по
согласованным позициям).
Статья 8
Информация, предоставляемая таможенными органами по запросам
налоговых органов на всех уровнях:
а) сведения из таможенных органов, в регионе деятельности
которых расположены пункты пропуска через Государственную границу
Российской Федерации, о количестве и дате фактически вывезенных
товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (за
исключением случаев вывоза товаров через границу Российской
Федерации с государством - участником Таможенного союза, на
которой таможенный контроль отменен) в соответствии с таможенными
режимами экспорта, международного таможенного транзита либо
перемещения припасов, при наличии в запросе следующих оснований:
- обнаружение несоответствия сведений о фактически вывезенных
товарах, указанных в представленной налогоплательщиком таможенной
декларации, сведениям, указанным в других представленных
налогоплательщиком документах, для подтверждения применения
налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость
при реализации товаров, работ, услуг;
- наличие у налогоплательщика, претендующего на право
применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную
стоимость при реализации товаров, работ, услуг, либо у поставщика
экспортируемого товара неисполнения вступивших в силу
постановлений по делам об административных, налоговых
правонарушениях или принятия компетентными органами решения о
возбуждении уголовных дел, связанных с уплатой налога на
добавленную стоимость;
- выявление фактов, свидетельствующих о недостоверности
сведений (наличие не соответствующих действительности сведений) о
фактически вывезенных товарах;
- необходимость представления в судебные органы письменных
доказательств, содержащих сведения о количестве и дате фактически
вывезенных товаров;
б) сведения из таможенных органов, в которых производилось
декларирование товаров:
- о подтверждении количества и даты фактически вывезенных в
соответствии с таможенным режимом экспорта товаров за пределы
таможенной территории Российской Федерации через границу
Российской Федерации с государством - участником Таможенного
союза, на которой таможенный контроль отменен, при наличии в
запросе оснований, указанных в подпункте "а" настоящей статьи;
- о подтверждении сведений, содержащихся в представленных
налогоплательщиками таможенных декларациях, в случае их
расхождения со сведениями, полученными в электронном виде на
плановой основе из базы данных ГТД ЕАИС таможенных органов, либо в
случае необходимости представления в судебные органы письменных
доказательств, содержащих сведения о декларированных товарах;
- данные о результатах проверок правильности заявленной
таможенной стоимости товаров по конкретным участникам ВЭД;
- информация о факте таможенного оформления товаров с
приложением копий ГТД и иных документов, представленных при
декларировании товаров (в случае необходимости представления в
судебные органы письменных доказательств или при наличии
расхождения сведений, содержащихся в представленных
налогоплательщиком ГТД, со сведениями из базы данных ГТД ЕАИС
таможенных органов);
- данные о наличии излишне уплаченных таможенных платежей,
неизрасходованных авансов на дату поступления запроса.
Статья 9
Информация, предоставляемая таможенными органами в налоговые
органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке:
- данные о возврате плательщикам денежных средств (по
согласованной форме) направляются в налоговый орган по месту
постановки на налоговый учет лица, которому производился возврат
(в случае возврата денежных средств по поручению плательщика иному
лицу данные направляются как в налоговый орган по месту постановки
на налоговый учет плательщика, так и в налоговый орган по месту
постановки на налоговый учет иного лица);
- материалы, полученные в ходе мероприятий таможенного контроля
о нарушениях налогового и валютного законодательства, контроль за
соблюдением которого возложен на налоговые органы, либо об
обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений;
- информация об изъятии таможенными органами этилового спирта
из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной
продукции, с указанием объемов изъятых товаров.
Статья 10
Информация, предоставляемая Федеральной налоговой службой в
Федеральную таможенную службу на плановой основе:
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
- сведения из Единого государственного реестра индивидуальных
предпринимателей;
- информация из базы данных Единого государственного реестра
налогоплательщиков (по согласованным позициям);
- сведения об организациях-налогоплательщиках, в отношении
которых начата процедура ликвидации или реорганизации;
- перечень организаций-налогоплательщиков, не представляющих в
течение двух и более отчетных периодов налоговые декларации и
бухгалтерскую отчетность (реестр "Однодневки");
- сведения об организациях-налогоплательщиках, имеющих
налоговую задолженность, за исключением отсроченной;
- реестр лицензий, выдаваемых налоговыми органами, на
осуществление деятельности, связанной с оборотом алкогольной и
спиртосодержащей продукции (в том числе аннулированных,
приостановленных и возобновленных) (по согласованным позициям);
- информация об изменении бланков лицензий на осуществление
деятельности, связанной с оборотом алкогольной и спиртосодержащей
продукции, и порядка их заполнения с приложением образца бланка
лицензии;
- нормативно-справочная информация, используемая при ведении
баз данных ФНС России.
Статья 11
Информация, предоставляемая налоговыми органами по запросам
таможенных органов на всех уровнях:
а) по юридическим лицам - участникам ВЭД, лицам, осуществляющим
деятельность в области таможенного дела, и лицам, осуществляющим
оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами:
- наименование организации;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН/КПП);
- адрес (место нахождения) с указанием номеров контактных
телефонов и факсов. В случае несовпадения фактического места
нахождения лица с адресом, указанным в регистрационных документах,
предоставляется вся имеющаяся информация о лице с указанием
адресов его обособленных подразделений, филиалов и
представительств;
- классификационные признаки: ОГРН, организационно-правовая
форма, форма собственности, вид деятельности, ведомственная
принадлежность;
- сведения о дочерних и зависимых обществах,
представительствах, филиалах и структурных подразделениях с
указанием их фактического места нахождения и деятельности;
- сведения о величине уставного (складочного) капитала, доля
государственного (муниципального), иностранного капитала;
- сведения об учредителях: ИНН/КПП, размер вклада в уставный
капитал, адрес (для юридических лиц), Ф.И.О., паспортные данные,
ИНН, адрес местожительства (для физических лиц);
- сведения обо всех имеющихся у налогоплательщика рублевых и
валютных счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих
на территории Российской Федерации и за рубежом, с указанием их
реквизитов, известных налоговым органам;
- сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика, составленные на основе его бухгалтерской
отчетности (по установленной форме);
- сведения о наличии начатых (действующих) в отношении
организации-налогоплательщика процедур несостоятельности
(банкротства) с указанием процедуры, действующей на период
представления информации;
- сведения об обращении лица в налоговый орган для возмещения
(возврата) НДС и акцизов в связи с осуществлением экспортных
операций;
б) по физическим лицам:
- данные о постановке на учет в налоговом органе;
- сведения о налоговых перечислениях физического лица на
запрашиваемую дату;
- место жительства и место осуществления деятельности;
в) информация о факте уплаты (возмещения) НДС и акцизов в
отношении товаров, заявленных к таможенному режиму реимпорта,
свидетельствующая о том, что внутренние налоги уплачены в
федеральный бюджет и не получены прямо или косвенно в качестве
выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров;
г) информация о подтверждении "сомнительных" ИНН/КПП и сведений
об организациях, поступивших из таможенных органов.
Статья 12
Информация, предоставляемая налоговыми органами в таможенные
органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке:
а) о появлении (использовании, реализации, хранении) на
территории Российской Федерации товаров, не прошедших таможенного
оформления, включая подакцизные товары, реализуемые без акцизных
марок;
б) о нарушении целевого использования условно выпущенных
товаров и транспортных средств, в отношении которых были
предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в случаях,
определяемых законодательством Российской Федерации, в том числе:
- товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации в качестве гуманитарной и технической помощи;
- товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы
организаций с иностранными инвестициями;
- автотранспорта, который не может быть использован иначе, как
для профилактики и реабилитации инвалидов;
- оборудования и приборов для научно-исследовательских целей;
- сырья и комплектующих изделий медицинского назначения,
протезно-ортопедических изделий, медицинской техники;
в) о несоответствии наименования, количества и стоимости, по
которой оприходован товар по бухгалтерским документам, фактурной
стоимости, заявленной в ГТД, сумме таможенных платежей и НДС;
г) о нарушении участниками ВЭД актов валютного законодательства
Российской Федерации, актов органов валютного регулирования,
законодательства о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности в части регулирования внешнеторговых (бартерных)
сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные
органы Российской Федерации;
д) информация о вступивших в законную силу судебных решениях по
искам налоговых органов о признании недействительной
государственной регистрации и ликвидации организаций-
налогоплательщиков по фактам, выявленным таможенными органами;
е) перечень организаций-налогоплательщиков, в отношении которых
начаты (действуют) процедуры несостоятельности (банкротства).
Статья 13
Запрос о представлении информации оформляется в письменном виде
на бланке налоговых или таможенных органов в произвольной форме,
сопровождается всеми необходимыми документами и должен содержать
следующую информацию:
- изложение причины запроса;
- наименование лица, о котором запрашивается информация, его
ИНН, КПП, ОГРН (если они известны);
- суть запроса.
Письменный запрос подписывается на федеральном уровне
руководителем структурного подразделения ФНС России и ФТС России
или его заместителем; на региональном (межрегиональном) и
территориальном уровнях - руководителем (начальником) налогового
или таможенного органа (его заместителем) и заверяется печатью.
В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть
сделаны также и в устной форме, но с обязательным письменным
подтверждением в минимальный срок.
Статья 14
Запрос принимается к исполнению незамедлительно после получения
соответствующим органом и должен быть выполнен в течение 10
рабочих дней.
Статья 15
При письменном запросе должностные лица Сторон с разрешения
запрашиваемой Стороны имеют право:
- изучать документы и другие данные непосредственно в органе
запрашиваемой Стороны;
- получать надлежащим образом заверенные копии документов,
относящихся к исполнению запроса.
Статья 16
В процессе передачи и приема информации Стороны обеспечивают в
рамках предоставленных полномочий меры по ее защите.
Информация, полученная таможенными и налоговыми органами в
рамках настоящего Соглашения, должна использоваться исключительно
в служебных целях и не может быть передана третьим лицам без
согласования с источником информации, за исключением случаев,
определяемых законами и иными нормативными правовыми актами.
Информация о валютных операциях, получаемая ФНС России от ФТС
России, может быть использована только для целей контроля за
взиманием налогов и сборов.
За разглашение получаемых сведений должностные лица таможенных
и налоговых органов несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 17
Запросы, документы, материалы и другая информация передаются в
порядке, определяемом настоящим Соглашением, дополнениями к нему и
Протоколами информационного взаимодействия.
Прием и обработка сведений Сторонами осуществляются с
использованием программно-технических средств принимающей Стороны.
Статья 18
В случае, если Сторона не имеет информации, запрашиваемой
другой Стороной, либо данная информация была ранее представлена на
плановой основе, или в случае, когда информация не может быть
представлена по объективным причинам, Сторона письменно
информирует об этом заинтересованную в получении информации
Сторону о невозможности исполнения запроса с указанием конкретных
причин. Исключение составляют запросы по делам об административных
правонарушениях и уголовным делам, которые подлежат исполнению в
порядке и сроки, установленные КоАП РФ и УПК РФ.
III. Методологическое взаимодействие Сторон
Статья 19
В целях реализации настоящего Соглашения Стороны могут
согласовывать и утверждать планы совместной работы, разрабатывать
методические указания, оказывать взаимную методологическую помощь.
Статья 20
Стороны по отдельным планам проводят совместные мероприятия по
повышению профессиональной подготовки своих работников (семинары,
конференции, консультации, стажировки и т.п.).
Стороны организуют изучение зарубежного опыта в области
таможенного и налогового контроля внешнеэкономической
деятельности.
Статья 21
Стороны в рамках настоящего Соглашения обязуются:
- своевременно информировать друг друга об изменениях в
налоговом и таможенном законодательстве, а также правовых актах
ФНС России и ФТС России;
- проводить ознакомление с новыми методиками налогового и
таможенного контроля;
- выявлять новые тенденции и схемы таможенных и налоговых
правонарушений и преступлений.
IV. Взаимодействие Сторон при проведении
налогового и таможенного контроля
Статья 22
Стороны при выполнении возложенных на них задач могут
осуществлять проверки участников внешнеэкономической деятельности,
лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и
лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными
товарами, либо, по предварительному согласию, привлекать в этих
целях в качестве экспертов сотрудников таможенных и налоговых
органов. В случае необходимости Стороны могут создавать совместные
рабочие группы из представителей заинтересованных подразделений
для эффективного решения стоящих перед ними задач.
Статья 23
Стороны разрабатывают скоординированные контрольные мероприятия
по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере
налогового, валютного, таможенного законодательства Российской
Федерации.
Статья 24
При обнаружении таможенным органом факта осуществления
импортером (экспортером) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции безлицензионной деятельности информация
по существу нарушения направляется в налоговый орган по месту
постановки импортера (экспортера) на налоговый учет для принятия
решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган информирует таможенный орган, направивший
информацию, о принятых в соответствии с законодательством
Российской Федерации мерах.
Статья 25
Стороны обеспечивают безопасность своих сотрудников при
проведении ими скоординированных проверок.
Статья 26
Взаимодействие при проведении налогового и таможенного контроля
может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне
региональных (межрегиональных) и территориальных налоговых и
таможенных органов. Стороны координируют взаимодействие своих
территориальных органов.
V. Заключительные положения
Статья 27
Настоящее Соглашение действует после подписания руководителями
Сторон и согласования в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Соглашение заключается на неопределенный срок, но может быть
расторгнуто по письменному уведомлению одной из Сторон. Сторона,
намеревающаяся прекратить свое участие в Соглашении, должна
выразить свое намерение не менее чем за три месяца до прекращения
действия Соглашения, предварительно выполнив принятые в
соответствии с Соглашением обязательства.
Настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон может быть
изменено или дополнено в любое время. Все изменения и дополнения к
настоящему Соглашению действуют только после подписания их обеими
Сторонами.
Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих
одинаковую юридическую силу.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
А.Э.СЕРДЮКОВ
14 июля 2005 года
Руководитель Федеральной
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
14 июля 2005 года
|