ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 августа 2005 г. N 19-4-04/000015@
О ЗАЧЕТЕ (ВОЗВРАТЕ)
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур
банкротства ФНС России сообщает.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" страховые взносы определены законодателем как
индивидуально возмездные обязательные платежи, которые
уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и
персональным целевым назначением которых является обеспечение
права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному
страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов,
учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от
05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О разъясняет следующее: "В
отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы,
характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью
и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам
возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе
каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных
лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах
Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на
индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое
обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при
наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии
напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом
счете страховых взносов, которые за период его трудовой
деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов
обусловливают их разное целевое предназначение и различную
социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой
взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый
платеж".
Таким образом, положения статей 78, 79 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) не могут применяться при
осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование.
Кроме того, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина
России от 10 декабря 2004 г. N 114н, администраторы поступлений в
бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных)
платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Федерального закона от 15.12.2001 N 167-
ФЗ расщепляют функции администрирования страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами -
Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской
Федерации. Так, в соответствии со статьей 25 указанного Закона
контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование осуществляется налоговыми органами в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим
деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым
взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда
Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за
отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов,
подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией),
подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для
подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо
зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или
возврату страхователю.
Однако действующим законодательством не определен орган,
который должен производить зачет (возврат) и порядок его
проведения.
Учитывая изложенное, правовых оснований для проведения зачета
недоимки страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд
Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в
счет переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации,
направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, в
действующем законодательстве Российской Федерации не имеется.
В настоящее время в Министерство финансов Российской Федерации
направлены соответствующие предложения по внесению изменений в
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, которые определят
порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов излишне
уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование.
В соответствии со статьей 75 НК РФ основанием для начисления
пени является наличие у налогоплательщика недоимки, то есть не
уплаченной в установленный законом срок суммы налога. Таким
образом, действия налогового органа по начислению пени за неуплату
страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской
Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, являются
правомерными.
Начальник Управления
урегулирования задолженности
и обеспечения процедур банкротства
С.Н.ХУРСЕВИЧ
|