ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2005 г. N ВКПИ05-89
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Старкове Д.М.,
с участием военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
подполковника юстиции Зарубина О.В.,
представителя Министра обороны
Российской Федерации Голованя А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению П. о признании незаконным п. 10 Инструкции о порядке
выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных
пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и
членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской
Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999
года N 55,
установил:
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что
п. 10 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны
Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим,
гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей,
утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О
порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации
единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на
военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999 года N 55
противоречит закону.
Заявитель П., надлежащим образом извещенный о времени и месте
рассмотрения дела, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его
отсутствие.
Представитель заинтересованного в деле лица - Министра обороны
Российской Федерации Головань А.Н. требования заявителя не признал
и просил отказать в его удовлетворении, пояснив при этом, что
оспариваемый нормативный правовой акт издан на основании
Федерального конституционного закона Российской Федерации "О
Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-
ФКЗ, в соответствии с полномочиями, предоставленными Министру
обороны действовавшими на момент его издания пунктом 1 Положения о
Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны
Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года N 1357, частью второй
статьи первой Указа Президента Российской Федерации "О системе
федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года
N 1176.
Оспариваемый нормативный правовой акт зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации, что свидетельствует о
соответствии его требованиям закона.
Кроме того, Приказ Министра обороны Российской Федерации "О
порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации
единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на
военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999 года N 55
издан в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе и
Федеральным законом Российской Федерации "О статусе
военнослужащих" и не нарушает прав заявителя на получение
единовременного пособия.
Представитель Министра обороны Российской Федерации указал на
то, что заявитель фактически ставит вопрос о праве военнослужащих
на получение единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18
Федерального закона Российской Федерации "О статусе
военнослужащих", в отношении которых военно-врачебными комиссиями
вынесено заключение о причинной связи их заболеваний в
формулировке "заболевание получено в период военной службы".
Головань А.Н. считает, что это требование противоречит закону,
поскольку только две формулировки заключений военно-врачебных
комиссий - "военная травма" и "заболевание получено при исполнении
обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской
АЭС" могут относиться к основаниям для выплаты единовременного
пособия, поскольку характеризуют увечья (ранения, травмы,
контузии) и заболевания, полученные военнослужащими при исполнении
ими обязанностей военной службы.
Выслушав объяснения представителя Министра обороны Российской
Федерации, исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры
подполковника юстиции Зарубина О.В., полагавшего необходимым
заявление П. оставить без удовлетворения, Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона Российской
Федерации "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении
военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной
службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к
военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо
заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной
службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60
окладов денежного содержания, установленных на день выплаты
пособия;
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,
гражданам, призванным на военные сборы, - 60 минимальных месячных
окладов по воинской должности по первому тарифному разряду,
предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по
контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами,
матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты
пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
По смыслу указанной правовой нормы военнослужащие приобретают
право на получение единовременного пособия только в случае
признания их негодными к военной службе, когда приведшее к
негодности увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание
наступили при исполнении ими обязанностей военной службы.
Таким образом, законодателем установлены необходимые условия
для производства названной выплаты: причинная связь между увечьем
(ранением, травмой, контузией) или заболеванием и негодностью к
военной службе; наступление данной категории годности при
исполнении военнослужащим обязанностей военной службы.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых военнослужащий, а
также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими
обязанности военной службы, предусмотрен п. 1 ст. 37 Федерального
закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной
службе".
При применении положений п. 3 ст. 18 Федерального закона
Российской Федерации "О статусе военнослужащих" в нормативном
единстве с п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации "О
воинской обязанности и военной службе" правом на получение
единовременного пособия обладают военнослужащие в случае признания
их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы,
контузии) либо заболевания и установления, что негодность
наступила при исполнении ими обязанностей военной службы.
В силу п. 10 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве
обороны Российской Федерации единовременных пособий
военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам
их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской
Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999
года N 55 право на получение единовременного пособия,
установленного пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая
1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приобретают
военнослужащие при определении причинной связи увечья (ранения,
травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей
военной службы в формулировках "Военная травма" или "Заболевание
получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с
аварией на Чернобыльской АЭС". Указанная причинная связь и
категория годности военнослужащих к военной службе определяются
военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-
врачебной экспертизе.
Указанная Инструкция является нормативным правовым актом,
регулирующим основания и порядок выплаты военнослужащим
Министерства обороны Российской Федерации единовременного пособия,
выплачиваемого в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона
Российской Федерации "О статусе военнослужащих", и издана в
соответствии с полномочиями, предоставленными Министру обороны
действовавшими на момент его издания пунктом 11 Положения о
Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны
Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года N 1357, частью второй
статьи первой Указа Президента Российской Федерации "О системе
федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года
N 1176.
Из заявления П. усматривается, что он оспаривает положения
Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской
Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы, и членам их семей как ущемляющей его
право на получение единовременного пособия при наличии иной
формулировки заключения военно-врачебной комиссии, чем указана в
пункте 10.
Данное утверждение является несостоятельным по следующим
основаниям.
Согласно п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
"Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" от 25
февраля 2003 года N 123, военно-врачебная комиссия выносит
заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими
формулировками: "военная травма"; "заболевание получено в период
военной службы"; "заболевание радиационно обусловленное получено
при исполнении обязанностей военной службы (служебных
обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС"; "общее
заболевание".
При этом формулировка "заболевание получено в период военной
службы" выносится, в том числе, если заболевание возникло у
освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных
сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени
тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к
негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной
службе, службе в органах, а также при хронических, медленно
прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения
одного года после увольнения с военной службы, службы в органах,
если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения
военной службы (военных сборов), службы в органах.
Согласно указанным формулировкам заключений военно-врачебных
комиссий, а также основаниям, при которых они выносятся,
оспариваемые заявителем "военная травма" и "заболевание
радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей
военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на
Чернобыльской АЭС", безусловно, свидетельствуют о совпадении
установленных федеральным законом условий для выплаты
единовременного пособия.
Из содержания других формулировок, например, "заболевание
получено в период военной службы", усматривается, что при
установлении причинной связи между увечьем (ранением, травмой,
контузией) или заболеванием и негодностью военнослужащего к
военной службе, произошедшей при исполнении им обязанностей
военной службы, военнослужащий не лишается права на получение
единовременного пособия.
Из изложенного следует, что оспариваемый заявителем пункт
Инструкции не содержит ограничения для осуществления выплаты
единовременного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 18 Федерального
закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", а лишь
устанавливает бесспорные основания для возникновения права на
указанную выплату.
Данный вывод подтверждается также соответствием положений
пункта 10 Инструкции пункту 41 Положения о военно-врачебной
экспертизе и пункту 3 ст. 18 Федерального закона Российской
Федерации "О статусе военнослужащих".
Как указано выше, военнослужащие приобретают право на выплату,
если негодность к военной службе, вызванная увечьем (ранением,
травмой, контузией) или заболеванием, произошли при исполнении ими
обязанностей военной службы.
Из формулировок военно-врачебных комиссий, установленных
пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении
положения о военно-врачебной экспертизе" от 25 февраля 2003 года N
123, усматривается, что только две из них, а именно "военная
травма" и "заболевание радиационно обусловленное получено при
исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в
связи с аварией на Чернобыльской АЭС" выносятся в случае
установления причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии)
или заболевания с изменением годности или негодностью к военной
службе, наступившей при исполнении военнослужащими обязанностей
военной службы.
Другие формулировки: "заболевание получено в период военной
службы" и "общее заболевание" - не связывают выводы военно-
врачебных комиссий со временем исполнения военнослужащими
обязанностей военной службы. В частности, формулировка
"заболевание получено в период военной службы" может быть
вынесена, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в
результате несчастного случая, не связанного с исполнением
обязанностей военной службы.
При таких данных Верховный Суд Российской Федерации приходит к
выводу о том, что оспариваемый заявителем пункт Инструкции не
противоречит действующему законодательству и нормативным правовым
актам, имеющим большую юридическую силу, что в соответствии с ч. 1
ст. 253 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении
заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 - 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
заявление П. о признании незаконным п. 10 Инструкции о порядке
выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных
пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и
членам их семей, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации "О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской
Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам,
призванным на военные сборы, и членам их семей" от 2 февраля 1999
года N 55, оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ
|