МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2005 г. N 03-02-07/1-224
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу
представления документов налогоплательщиками при камеральных
проверках сообщает следующее.
Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) предусмотрено подразделение всех налоговых проверок на
камеральные и выездные.
Полномочия налоговых органов и порядок проведения камеральных и
выездных проверок предусмотрены статьями 88, 89 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые
органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам,
установленным государственными органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты
(удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
(удержания и перечисления) налогов.
В соответствии с абзацем 4 статьи 88 Кодекса при проведении
камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у
налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и
документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты налогов.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное
лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента, необходимые для проверки документы.
Анализ норм, предусмотренных статьей 93 Кодекса в системной
связи со статьями 87, 88, 89 Кодекса, позволяет сделать вывод о
том, что налоговые органы вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика необходимые для проверки документы как при
камеральной, так и при выездной налоговой проверке (Постановление
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
02.09.2003 N А33-2644/03-СЗ-Ф02-2778/03-С1).
Следует отметить, что в Постановлении Федерального арбитражного
суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2004 N Ф04-5939/2004 (А27-
4102-6) указано, что налоговое законодательство не ограничивает
право налогового органа при проведении камеральной проверки
истребовать у налогоплательщика только документы, обязанность
представления которых прямо установлена нормами налогового
законодательства.
Как отмечено в Постановлении Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 06.06.2005 N А66-12948/2004, первичные
документы, истребованные при проведении камеральных проверок,
являются документами, которые могут подтвердить правильность
исчисления и своевременность уплаты налога, и их истребование для
проверки не нарушает права и экономические интересы
налогоплательщиков.
Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет осуществляется в
целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета
для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных
налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а
также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей
для контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Учитывая вышеизложенное, налоговым органом при проведении
камеральной налоговой проверки могут быть истребованы первичные
документы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а
также документы, подтверждающие данные налогового учета.
Заместитель директора
департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н.А.КОМОВА
|