ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. N 5735/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Першутова А.Г.,
Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Финогенова В.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы N 5
по городу Москве о пересмотре в порядке надзора решения
Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2004 по делу N А40-
32267/04-90-373 и постановления Федерального арбитражного суда
Московского округа от 18.02.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по
городу Москве - Виноградова М.М., Тренева М.Г., Елина Н.В., Чернов
П.В.;
от общества с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" -
Треплин С.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением
о признании незаконными содержащегося в письме от 19.05.2004 N
8962 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 5 по Центральному административному округу
города Москвы (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой
службы N 5 по городу Москве; далее - налоговая инспекция) об
отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации и бездействия налоговой
инспекции по заявлению общества о зачете излишне уплаченных
страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации, а также о ее обязании произвести зачет излишне
уплаченных сумм в счет предстоящих платежей.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2004 заявленные
требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением
от 18.02.2005 решение оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и
постановления суда кассационной инстанций налоговая инспекция
просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами
норм материального права, нарушение единообразия судебной
практики.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон,
Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене
с принятием нового судебного акта по следующим основаниям.
Территориальными органами Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и
обществом была проведена сверка расчетов по уплате страховых
взносов по состоянию на 01.01.2001. Акты сверки от 29.01.2001 и
31.01.2001 содержат данные о том, что по лицевому счету общества
числятся переплаты: 112300 рублей Пенсионному фонду Российской
Федерации и 176870 рублей Фонду социального страхования Российской
Федерации.
Общество 13.01.2004 обратилось в налоговую инспекцию с
заявлениями, в которых просило произвести зачет указанных сумм в
счет предстоящих платежей.
В письме от 19.05.2004 N 8962 налоговая инспекция сообщила
обществу об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, сославшись на нарушение им
установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской
Федерации трехлетнего срока подачи заявления о зачете суммы
излишне уплаченного налога.
Заявление общества о зачете излишне уплаченных страховых
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации
налоговая инспекция оставила без ответа.
Общество, считая, что решение налоговой инспекции от 19.05.2004
N 8962 и ее бездействие нарушают его право на своевременный зачет
суммы излишне уплаченных страховых взносов, обратилось в
арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил
из пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации,
согласно которому заявление о возврате суммы излишне уплаченного
налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты, а
срок подачи заявления о ее зачете в счет предстоящих платежей не
установлен.
Оставляя решение суда без изменения, суд кассационной инстанции
руководствовался также положениями, изложенными в определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О,
и сделал вывод, что трехлетний срок обществом не пропущен, так как
о нарушении своего права оно узнало из актов сверки, составленных
29.01.2001 и 31.01.2001, ранее общество не могло определить
наличие у него переплаты.
С выводами судов нельзя согласиться.
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса
Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне
уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня
уплаты указанной суммы.
Согласно пунктам 4 и 5 названной статьи Кодекса зачет суммы
излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей
осуществляется на основании письменного заявления
налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных
случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне
уплаченной суммы налога самостоятельно.
Следовательно, как возврат, так и зачет излишне уплаченных сумм
налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по
заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней
представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика
на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих
сумм налоговых платежей, подлежащих уплате.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из
бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом
налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически
зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью
(формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного
положения налогоплательщика.
Ссылка суда кассационной инстанции на правовую позицию
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в
определении от 21.06.2001 N 173-О, является необоснованной. В
названном определении имеется в виду применение общих правил
исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о
возврате из бюджета переплаченной суммы налога, а в данном случае
предметом заявленных требований является оспаривание в суде
законности ненормативного акта налоговой инспекции и ее
бездействие.
Уплата страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской
Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации,
вследствие чего и образовалась переплата, производилась самим
обществом до той даты, по состоянию на которую были составлены
акты сверки, то есть до 01.01.2001.
Следовательно, по состоянию на 01.01.2004 три года истекли и
обществом пропущен срок обращения для зачета страховых взносов,
поскольку заявления на производство зачета поданы обществом в
налоговую инспекцию 13.01.2004.
Таким образом, у судов первой и кассационной инстанций
отсутствовали правовые основания для признания незаконными решения
налоговой инспекции об отказе в зачете излишне уплаченных
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ее
бездействия в отношении излишне уплаченных страховых взносов в
Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в
соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 15.11.2004 по делу N А40-
32267/04-90-373 Арбитражного суда города Москвы и постановление
Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2005 по
тому же делу отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Энерджайзер" в
удовлетворении заявленных требований о признании незаконными
содержащегося в письме от 19.05.2004 N 8962 решения Инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по
Центральному административному округу города Москвы об отказе в
проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации и бездействия налоговой
инспекции по заявлению общества о зачете излишне уплаченных
страховых взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации, а также о ее обязании произвести зачет излишне
уплаченных сумм в счет предстоящих платежей отказать.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|