Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2005 г. N 6966
-------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 августа 2005 г. N 534
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
ИНСУЛЬТА И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным
с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней
нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1.
1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии
речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического
учреждения согласно приложению N 2.
1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии
речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3.
1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого
персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации
согласно приложению N 4.
1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров
(отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней
нейрореабилитации согласно приложению N 5.
2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию
нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр
патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра здравоохранения и социального развития
Российской Федерации В.И. Стародубова.
Министр
М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение N 1
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534
ПОРЯДОК
ОКАЗАНИЯ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РАННЕЙ
НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
ИНСУЛЬТА И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания
нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной,
помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней
нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных
отделениях или в палатах интенсивной терапии.
При стабилизации жизненно важных функций и выхода из
коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного
отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое,
нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при
благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней
нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных
мероприятий.
Показаниями для перевода больных в палаты ранней
нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные
нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе
речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем
бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие
выраженных психических расстройств.
3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность
по:
- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой
травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с
выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций
в максимально ранние сроки. При этом в неврологических,
нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых
создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается
дополнительная численность медицинского и другого персонала
(инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и
логопед);
- проведению комплексных медицинских, медико-психологических,
медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих
медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и
массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания,
восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания,
восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости
используются приемы растормаживания речи с помощью средств
невербальной коммуникации.
4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием
в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N
5.
5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-
профилактического учреждения больные переводятся из
неврологического, нейрохирургического отделений в палаты
нейрореабилитации этого отделения.
6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших
психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из
вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра
патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с
круглосуточным пребыванием, дневной стационар.
7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация
осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах
территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения,
психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных
диспансерах по месту жительства.
8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения
лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для
закрепления положительных результатов могут быть направлены в
санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов
врачом-неврологом территориальной поликлиники.
Приложение N 2
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ В СОСТАВЕ
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок организации
деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в
составе лечебно-профилактического учреждения.
2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее -
Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения:
республиканской (краевой, окружной, областной) или другой
многопрофильной больницы и является его структурным
подразделением.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического
учреждения, в структуре которого создано Отделение.
4. Структура и штатная численность медицинского и другого
персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-
профилактического учреждения, в составе которого оно создается.
5. Отделение осуществляет следующие функции:
- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-
психологических, медико-педагогических, медико-социальных
мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и
положительной динамики восстановления двигательных, высших
психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению
навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений
последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;
- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного)
восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия,
индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия,
лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-
трудовой реабилитации;
- внедрение в практику современных лечебно-диагностических
технологий на основе последних научно-технических достижений, а
также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в
области информатизации.
6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра
патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть
возложены функции указанного Центра.
7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию
и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.
8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с
примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
Приложение N 3
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПАТОЛОГИИ
РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1. Настоящее Положение определяет порядок организации
деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.
2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр)
создается органом управления здравоохранением как самостоятельное
лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской
(краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным
подразделением.
3. Создание Центров, их число и мощность определяется с учетом
особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.
4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач),
который назначается на должность и освобождается от должности
органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-
профилактического учреждения, в структуре которого создается
Центр.
5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра
устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными
нормативами.
6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического
учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала
Центра определяются руководителем лечебно-профилактического
учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности
обеспечения деятельности Центра.
7. Центр осуществляет следующие функции:
- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям,
подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в
том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с
сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и
психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного
инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-
психологической, медико-педагогической, медико-социальной
нейрореабилитационной помощи;
- определение оптимальных объемов медицинских, медико-
психологических и медико-педагогических мероприятий;
- составление и обеспечение программ курсового комплексного
(междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-,
рефлексотерапия, индивидуальных и групповых логопедических
занятий, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-
бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- апробация и внедрение в практику современных методов
диагностического обследования нарушенных функций больного, в том
числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических,
медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских
технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и
лечебной аппаратуры;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими
нейрореабилитацию;
- обеспечение организационно-методического руководства
специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и
логопедической службами в регионах с целью проведения
эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного
восстановительного лечения больных;
- осуществление статистического мониторинга и анализа
результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время
военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;
- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и
организации поэтапной нейрореабилитации;
- проведение работ по повышению профессиональной подготовки
специалистов по вопросам нейрореабилитации;
- ведение учетной и отчетной медицинской документации и
представление отчета о деятельности Центра в установленном
порядке;
- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий,
учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.
8. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями инсульта
и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании
заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и
возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители
главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.
9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с
учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из
отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в
других медицинских учреждениях специализированной
нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб
(кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-
физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах,
поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).
10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным
перечнем, предусмотренным приложением N 5.
11. Рекомендуемая структура Центра:
- консультативно-диагностическое отделение;
- отделение функциональной диагностики;
- стационар с круглосуточным пребыванием больных с
последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и
черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с нарушениями общения и
коммуникаций (логоневроз);
- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:
- консультативно-диагностическое отделение;
- дневной стационар;
- стационар с круглосуточным пребыванием;
- фониатрическое отделение;
- отделение ЛФК и массажа;
- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;
- отделение клинической психологии;
- физиотерапевтическое отделение;
- организационно-методический отдел.
Приложение N 4
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО И ДРУГОГО ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРОВ (ОТДЕЛЕНИЙ)
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
I. Врачебный персонал:
Врач-невролог из расчета 1 должность на 20
коек
Врач-психотерапевт из расчета 1 должность на 15
коек
Врач-физиотерапевт из расчета 1 должность в
учреждении (отделении)
Врач-психиатр из расчета 1 должность на 25
коек
Врач-терапевт из расчета 1 должность на 40
коек
Врач по лечебной физкультуре в зависимости от объема работы
Врач-рефлексотерапевт в зависимости от объема работы
Врач функциональной диагностики в зависимости от объема работы
Врач-отоларинголог в зависимости от объема работы
При наличии детского отделения:
Врач-педиатр из расчета 1 должность на 20
коек
Заведующий отделением в отделении на 40 коек вместо
0,5 ставки врача
в отделении
на 40 и более коек -
сверх должностей врачей
II. Средний медицинский персонал
Медицинская сестра палатная из расчета 1 круглосуточный
пост на 20 коек
Медицинская сестра процедурной из расчета 1 должность на
отделение (дневной стационар)
Инструктор по лечебной из расчета 1 должность на 12
физкультуре коек
Медицинская сестра по массажу из расчета 1 должность на 12
коек
Инструктор по трудовой терапии из расчета 1 должность на 30
коек
Старшая медицинская сестра соответственно должностям
заведующих отделениями
III. Младший медицинский персонал
Младшая медицинская сестра из расчета 1 круглосуточный
по уходу за больными, пост на 25 коек
санитарка
Санитарка (буфетчица) из расчета 1 должность на 25
коек
Санитарка (ваннщица) в отделениях до 20 коек -
1 должность,
в отделениях свыше
20 коек - 2 должности
Сестра-хозяйка из расчета 1 должность на
1 отделение
IV. Другой персонал
Медицинский психолог из расчета 1 должность на 20
коек
Инструктор-методист по лечебной в зависимости от объема работы
физкультуре
Инструктор по труду в зависимости от объема работы
для взрослых пациентов:
Логопед (дефектолог) - при индивидуальной работе с
больным - 1,5 посещения в час
- при работе с больным на дому
- 1 посещение в час
- при проведении групповых
логопедических занятий - 8 - 10
посещений в 1,5 часа
для детей:
- при индивидуальной работе -
1,5 посещения в час
- при индивидуальной работе при
легких нарушениях речи - 4
посещения в час
- при проведении групповых
занятий 5 - 8 посещений в час в
зависимости от тяжести нарушений
Музыкальный руководитель из расчета 1 должность в
учреждении (отделении)
Социальный работник из расчета 1 должность на 20
коек
Младший воспитатель в зависимости от объема работы
Оператор ЭВМ 1 должность на учреждение
(отделение)
Приложение N 5
к Приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. N 534
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ЦЕНТРОВ (ОТДЕЛЕНИЙ)
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
И ПАЛАТ РАННЕЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров
патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом
специфики детского возраста)
------T----------------------------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование оборудования ¦Минимально ¦
¦ п/п ¦ ¦необходимое¦
¦ ¦ ¦количество ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для отделения функциональной диагностики ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Энцефалограф многоканальный с картированием ¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Электрокардиограф ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Аппарат для ультразвуковой диагностики ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Аппарат для ультразвуковой диагностики ¦ 1 ¦
¦ ¦сосудов (допплерография, дуплексное ¦ ¦
¦ ¦сканирование) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Реоэнцефалограф ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Электромиограф с программой исследования ¦ 1 ¦
¦ ¦вызванных потенциалов ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Комплекс для транскорниальной магнитной ¦ 1 ¦
¦ ¦стимуляции ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Аппараты для мониторинга артериального ¦ 5 ¦
¦ ¦давления ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 9. ¦Компьютерный томограф ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Стол для кинезотерапии и массажа ¦ 3 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Маты напольные ¦ 3 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Гимнастические снаряды и устройства (мячи ¦ ¦
¦ ¦разного размера, веса, фактуры, ¦ ¦
¦ ¦гимнастические палки, булавы, гантели, ¦ ¦
¦ ¦ортезы) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦"Шведская стенка" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Параллельные брусья и ступеньки для обучения ¦ ¦
¦ ¦ходьбе ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Тренажеры для восстановления движений в ¦ 5 ¦
¦ ¦конечностях (степперы, тредбаны, ¦ ¦
¦ ¦велотренажеры) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Психофизиологические комплексы для тренинга ¦ 3 ¦
¦ ¦с биологически обратной связью, в том числе ¦ ¦
¦ ¦компьютерная стабилометрия ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Программно-аппаратный комплекс анализа ¦ 1 ¦
¦ ¦движений "Биомеханика" ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 9. ¦Рефлекторно-нагрузочные устройства типа ¦ 15 ¦
¦ ¦"Гравистат" ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для физиотерапевтического отделения ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Аппараты для гальванизации ¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Парафинонагреватели для озокерито-, ¦ 1 ¦
¦ ¦парафинолечения ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Комплекс для гидротерапии ¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Аппарат типа "Амплипульс" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Аппарат ультразвуковой терапии ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Аппарат для лазеротерапии ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Аппарат типа "Миоритм" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Аппарат типа "Искра" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для логопедического кабинета ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Магнитофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Диктофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Метроном ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Зеркала ¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Персональные компьютеры с программами ¦ 1 ¦
¦ ¦восстановления высших психических функций, в ¦ ¦
¦ ¦том числе речи ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Тонометр ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Набор логопедических зондов и шпателей ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Видеомагнитофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 9. ¦Видеокамера ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 10. ¦Оборудование для проведения музыкальных ¦ ¦
¦ ¦занятий (пианелла, караоке, музыкальные ¦ ¦
¦ ¦инструменты и пр.) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Методические пособия ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Схемы нейропсихологического обследования ¦ ¦
¦ ¦высших психических функций, альбомы для ¦ ¦
¦ ¦диагностики ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Наглядно-дидактический материал - наборы ¦ ¦
¦ ¦специальных таблиц, текстов, обучающих игр ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Учебно-методическая литература для ¦ ¦
¦ ¦пациентов - сборники упражнений, книги для ¦ ¦
¦ ¦чтения, рабочие тетради ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой ¦
¦ реабилитации ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Специализированные стенды для социально- ¦ ¦
¦ ¦бытовой реабилитации ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Предметы бытового обихода для больных с ¦ ¦
¦ ¦нарушениями двигательных функций ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Приспособления и инструменты для выработки ¦ ¦
¦ ¦навыков трудовой деятельности ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Специальные пособия и материалы для ¦ ¦
¦ ¦восстановления мелких целенаправленных ¦ ¦
¦ ¦движений рук ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Наборы приспособлений и оборудования для ¦ ¦
¦ ¦проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и ¦ ¦
¦ ¦пр.) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Персональные компьютеры с игровыми программами¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для фониатрического отделения ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Многофункциональное рабочее место фониатра- ¦ 1 ¦
¦ ¦отоларинголога, укомплектованное для ¦ компл. ¦
¦ ¦диагностики и лечения с ларингоскопическим ¦ ¦
¦ ¦набором ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Оборудование для аудиометрии ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ компл. ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Видеоларингостробоскоп ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Комплекс нейромышечной электрофонопедической ¦ 1 ¦
¦ ¦стимуляции для диагностики, лечения и ¦ ¦
¦ ¦профилактики нарушений глотания, речи и ¦ ¦
¦ ¦голоса - вокаСТИМ ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Персональные компьютеры с программами для ¦ ¦
¦ ¦восстановления голоса ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Магнитофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Диктофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Видеомагнитофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 9. ¦Видеокамера ¦ 1 ¦
L-----+----------------------------------------------+------------
2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений
патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации
(для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)
------T----------------------------------------------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование оборудования ¦Минимально ¦
¦ п/п ¦ ¦необходимое¦
¦ ¦ ¦количество ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 1. ¦Функциональные кровати ¦ 10 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Прикроватные функциональные кресла ¦ 10 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Столы для кинезотерапии, массажа ¦ 3 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦"Шведская стенка" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Набор ступенек для обучения ходьбе ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Ортезы ¦ 5 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Программно-аппаратный комплекс анализа ¦ 1 ¦
¦ ¦движений "Биомеханика" ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Психофизиологический комплекс для тренинга с ¦ 1 ¦
¦ ¦биологически-обратной связью ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Физиотерапевтическое оборудование ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Парафинонагреватель для теплолечения ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Приборы для гальванизации ¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Аппарат "Амплипульс" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Аппарат "Искра" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Аппарат ультразвуковой терапии ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Аппарат типа "Миоритм" ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Аппараты для лазерной терапии ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой ¦
¦ реабилитации ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Специализированные стенды для социально- ¦ ¦
¦ ¦бытовой реабилитации ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Предметы бытового обихода для больных с ¦ ¦
¦ ¦нарушениями двигательных функций ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Приспособления и инструменты для выработки ¦ ¦
¦ ¦навыков трудовой деятельности ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Специальные пособия и материалы для ¦ ¦
¦ ¦восстановления мелких целенаправленных ¦ ¦
¦ ¦движений рук ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Наборы приспособлений и оборудования для ¦ ¦
¦ ¦проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и ¦ ¦
¦ ¦пр.) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Персональные компьютеры с игровыми программами¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Оборудование для логопедического кабинета ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Магнитофон кассетный ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Диктофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Метроном ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 4. ¦Зеркала ¦ 2 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 5. ¦Персональные компьютеры с программами ¦ 1 ¦
¦ ¦восстановления высших психических функций, ¦ ¦
¦ ¦в том числе речи ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 6. ¦Тонометр ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 7. ¦Набор логопедических зондов и шпателей ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 8. ¦Видеомагнитофон ¦ 1 ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 9. ¦Оборудование для проведения музыкальных ¦ ¦
¦ ¦занятий (пианелла, караоке, музыкальные ¦ ¦
¦ ¦инструменты и пр.) ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ Методические пособия ¦
+-----T----------------------------------------------T-----------+
¦ 1. ¦Схемы нейропсихологического обследования ¦ ¦
¦ ¦высших психических функций, альбомы ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 2. ¦Наглядно-дидактический материал - наборы ¦ ¦
¦ ¦специальных таблиц, текстов, обучающих игр ¦ ¦
+-----+----------------------------------------------+-----------+
¦ 3. ¦Учебно-методическая литература для пациентов ¦ ¦
¦ ¦- сборники упражнений, книги для чтения, ¦ ¦
¦ ¦рабочие тетради ¦ ¦
L-----+----------------------------------------------+------------
|