ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 августа 2005 г. N 3941/11-и
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРИКАЗА ФОМС ОТ 23 ИЮНЯ 2005 Г. N 64
В соответствии с Приказом ФОМС от 23.06.2005 N 64 "Об
определении расходов на обеспечение организационной деятельности
страховых медицинских организаций (расходы на ведение дела) и
расходов территориальных фондов обязательного медицинского
страхования на осуществление контроля качества, организационных и
информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан
необходимыми лекарственными средствами" ТФОМС осуществляют
расходы, которые в совокупности не должны превышать 3% от общего
объема средств, фактически направленных на оплату стоимости
лекарственных средств для отдельных категорий граждан, в
соответствии со сметой расходов и планом организационных
мероприятий, утверждаемых ТФОМС по согласованию с ФОМС.
Одна из основных проблем, выявленных в 2005 году при реализации
дополнительного лекарственного обеспечения при обязательном
медицинском страховании, это придание ТФОМС множества не
свойственных им функций. При этом с учетом действующего
законодательства и при получении бюджетных средств на реализацию
дополнительного лекарственного обеспечения ТФОМС полностью несет
ответственность за организацию гарантированного предоставления
гражданам набора социальных услуг в части обеспечения
лекарственными средствами.
Таким образом, ТФОМС обязан организовать и контролировать
работу всех участников дополнительного лекарственного обеспечения
с целью обеспечения гарантированного отпуска лекарственных
средств, эффективного, рационального и целевого использования
бюджетных средств.
Реализация этой задачи возможна только при решении комплекса
мероприятий по построению и сопровождению централизованной
системы, подконтрольной территориальному фонду обязательного
медицинского страхования, информационно-технологического
обеспечения взаимодействия между участниками дополнительного
лекарственного обеспечения.
Таким образом, при составлении планов организационно-
технических мероприятий и соответствующих смет расходов на ведение
дела необходимо, в первую очередь, предусмотреть создание до конца
2005 года действенной и рациональной информационно-технологической
системы управления процессами дополнительного лекарственного
обеспечения отдельных категорий граждан.
Порядок формирования и расходования средств
ТФОМС определяет годовой размер средств на осуществление
вышеперечисленных расходов исходя из среднемесячной суммы,
оплаченной по счетам фарморганизации за лекарственные средства за
период с января по июль 2005 года, и составляет годовую смету в
разрезе кодов бюджетной классификации (Приложение). Утвержденная
смета с обоснованием расходов представляется в ФОМС на
согласование.
Если сумма фактических расходов на оплату счетов
фарморганизации к концу года превысит расчетную сумму расходов, в
соответствии с которой была составлена годовая смета, ТФОМС в
декабре месяце вносит соответствующие корректировки в утвержденную
смету.
Сумма сметных назначений в расчете на год не должна превышать 3-
х процентов от объема средств, фактически направленных на оплату
стоимости лекарственных средств для отдельных категорий граждан.
При составлении сметы расходов основная доля средств
направляется на информационно-техническое обеспечение
(приобретение вычислительной техники, программного обеспечения,
сетевого оборудования, каналов связи для организации корпоративной
сети).
Для осуществления расходов в соответствии с утвержденной сметой
средства со счета, открытого ТФОМС в банке для осуществления
расходов по реализации мер социальной поддержки отдельных
категорий граждан, перечисляются на счет, открытый для учета и
расходования средств на осуществление управленческих функций, и
ведется аналитический учет в разрезе кодов бюджетной
классификации. ТФОМС составляют и представляют в ФОМС форму 2
"Отчет об исполнении сметы доходов и расходов" отдельно по каждой
смете.
ТФОМС ежемесячно представляют отчет об использовании средств
федерального бюджета по форме, утвержденной Приказом ФОМС от
11.04.2005 N 35. Расходы, произведенные в соответствии с
утвержденной сметой, отражаются по строке 011 "организационные и
информационно-технические мероприятия".
В отчете об исполнении бюджета (форма 2-4Т "Отчет о доходах и
расходах целевого бюджетного фонда", утвержденная Приказом ФОМС от
14.07.2005 N 70) по стр. 140 "Реализация мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан" указываются совокупные расходы на
лекарственное обеспечение и на осуществление контроля качества,
организационные и информационно-технические мероприятия по
обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами. По
стр. 140.1.1 отражаются расходы на осуществление контроля
качества, организационные и информационно-технические мероприятия
по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.
Расчеты по договорам, заключенным в рамках исполнения
утвержденной сметы, ТФОМС должен завершить до 15 декабря 2005
года.
Требования к организации информационного взаимодействия
участников ДЛО на территории субъекта Российской Федерации
Общие требования
1. С целью упорядочения и контроля информационных процессов в
системе ДЛО, обеспечения гарантированного бумажного и электронного
документооборота между участниками ДЛО на территориальном уровне,
формирования интегрированной базы данных информационных ресурсов
ДЛО информационное взаимодействие организуется территориальными
фондами ОМС с использованием центров обработки данных (далее -
ЦОД).
ЦОД выполняет функции оператора и администратора системы
централизованной обработки данных и информационного взаимодействия
и отвечает за комплекс мероприятий, связанных с информационно-
технологическим обеспечением взаимодействия между участниками
дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий
граждан.
2. ЦОД обеспечивает реализацию технологии централизованной
обработки данных и информационного взаимодействия между
участниками ДЛО, осуществляет постоянное развитие технологии и
соответствующих информационно-программных средств с целью
повышения эффективности функционирования системы ДЛО и
удовлетворения новым требованиям нормативно-методических
документов. В том числе, ЦОД внедряет технологию машиночитаемой
формы рецепта, электронной цифровой подписи.
3. ЦОД несет ответственность за надежность и эффективность
реализации технологии централизованной обработки данных и
информационного взаимодействия, ее адаптивность к изменениям
нормативно-правовых документов, аутентичность интегрированной базы
данных информационных ресурсов ДЛО предоставляемой участниками ДЛО
информации; предоставление участникам ДЛО технологических решений
для согласования собственных БД с интегрированной базой данных.
4. ЦОД обеспечивает организацию и использование участниками ДЛО
территориальной корпоративной сети передачи данных на основе
коммутируемых или выделенных каналов связи и открытых сетей связи
для осуществления информационного взаимодействия.
5. ЦОД обеспечивает выполнение требований информационной
безопасности и защиты информации, содержащейся в ЦОД, аттестацию
рабочих мест для работы с конфиденциальной информацией, а также
организует проведение аналогичных мероприятий другими участниками
ДЛО в соответствии с требованиями действующего законодательства
Российской Федерации, регламентирующими и методическими
документами федеральных органов власти и ФОМС.
6. Реализация информационных подсистем всех участников ДЛО
должна соответствовать Типовым требованиям к территориальной
информационной системе дополнительного лекарственного обеспечения
отдельных категорий граждан, утвержденным и.о. директора ФОМС
20.05.2005 (письмо ФОМС от 23.05.2005 исх. N 1585/40), и другим
установленным ФОМС требованиям.
Функциональные требования
С целью организации оперативного обмена и обработки информации,
обеспечения надежности формирования интегрированной базы данных
информационных ресурсов ДЛО на основе единой нормативно-справочной
информации ЦОД осуществляет следующие функции:
1. Обеспечение ведения и синхронного использования всеми
участниками ДЛО единой нормативно-справочной информации и
регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на
получение НСУ, в том числе обновлений.
2. Обеспечение централизованного обмена информацией между
участниками ДЛО о персонифицированном учете сведений о выписанных
рецептах на лекарственные средства гражданам, имеющим право на
получение НСУ, о персонифицированном учете сведений об отпущенных
лекарственных средствах по рецептам, о расчетах за отпущенные
лекарственные средства.
3. Формирование и управление персонифицированными электронными
реестрами лекарственных средств, формирование, хранение
интегрированной базы данных информационных ресурсов ДЛО территории
и предоставление доступа к ней участников ДЛО в соответствии с
полномочиями участника.
4. Сбор и обработка статистической информации системы ДЛО.
5. Ведение аналитической обработки информации и обслуживание
соответствующих запросов от участников ДЛО в соответствии с
полномочиями участника.
6. Обеспечение внешнего информационного взаимодействия с ТФОМС:
предоставление информационных сервисов по интегрированной базе
данных информационных ресурсов ДЛО территории в соответствии с
установленными требованиями ФОМС (предоставление доступа к
первичной информации, средствам формирования сводных отчетов на
основе первичной информации).
7. Обеспечение функционирования и администрирование
центрального комплекса системы централизованного информационного
обмена, серверов баз данных и приложений ЦОД, регистрации и
определения полномочий ответственных за информационный обмен
представителей от участников ДЛО.
8. Обеспечение участников ДЛО вычислительной техникой,
средствами связи и программными средствами, обслуживание
технических средств и сопровождение программных средств,
обеспечение функционирования соответствующих программно-
технических комплексов участников, консультационное обслуживание.
9. Проверку соблюдения регламента взаимодействия всеми
участниками и принятие соответствующих мер по предотвращению его
нарушений.
Организационные требования
ТФОМС самостоятельно определяет организационную форму ЦОД:
1. Создает обособленное подразделение ТФОМС.
Утверждает штатное расписание с привлечением специалистов в
области информатики, телекоммуникаций, администраторов баз данных.
В этом случае ТФОМС полностью отвечает за функционирование всех
подсистем участников ДЛО, централизованное информационное
взаимодействие, самостоятельно разрабатывает, устанавливает и
сопровождает все программные комплексы в ЛПУ и аптеках, проводит
работы по одновременной централизованной актуализации НСИ у всех
участников ДЛО, ведет установку и сопровождение аппаратно-
программных комплексов и выполнение функций, указанных выше в
разделе "Функциональные требования".
2. Принимает решение о передаче функций ЦОД самостоятельной
организации (юридическому лицу) на договорной основе.
В этом случае ТФОМС контролирует, а организация отвечает за
выполнение всего комплекса работ, указанных выше.
3. Смешанная форма.
ТФОМС оставляет за собой часть функций - контрольные, финансово-
административные либо иные, при этом производственно-
технологические функции, системную интеграцию, проектирование и
планирование информационных систем передает специализированной
компании (юридическому лицу), обладающей всеми необходимыми
технологиями по выполнению требований информационного
взаимодействия при ДЛО.
В данном случае ЦОД осуществляет функции информационного
взаимодействия с частью участников ДЛО - с ЛПУ, аптечными
учреждениями и фармацевтической организацией. За ТФОМС остаются
все функции внешнего информационного взаимодействия, включая
взаимодействие с ФОМС, отделением ПФР, территориальным органом
управления здравоохранением.
По мнению ФОМС, преимущество имеет третья смешанная форма. В
этом случае ТФОМС решает следующие задачи:
- контроль через договор с ЦОД процессов, связанных с
организацией выписки и отпуска лекарственных средств. Отсутствует
необходимость подписания соглашений с ЛПУ и аптеками;
- снижение себестоимости общих затрат, передаваемых компании,
т.к. последняя осуществляет выполнение порученных функций
рациональнее вследствие специализации в узкой предметной области,
использования новейших технологий и высококвалифицированного
персонала;
- нет необходимости увеличивать штат, производить затраты на
отбор, обучение и интеграцию за счет не профильных для системы ОМС
специалистов, решать вопросы дублирования основных специалистов в
случае их болезни или увольнения;
- получает возможность, что чрезвычайно важно, сконцентрировать
внимание на выполнении основных целей медико-экономического
контроля объемов и качества лекарственного обеспечения,
мероприятий по защите прав граждан путем делегирования
второстепенных функций специализированной организации.
Полный перечень технологических, функциональных и
организационных требований и регламент взаимодействия участников
ДЛО установлены "Регламентом централизованной обработки данных и
информационного взаимодействия участников дополнительного
лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в
Российской Федерации", который будет утвержден приказом ФОМС.
Директор
А.М.ТАРАНОВ
Приложение
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Председатель комиссии -
МП Заместитель директора ФОМС МП Исполнительный директор
______________ Д.Н. Усенко _______________________
дата _______ протокол N __ дата __________________
СМЕТА
расходов на осуществление контроля качества,
организационных и информационно-технических мероприятий
по обеспечению граждан необходимыми лекарственными
средствами на 2005 год
-------T---------------------------------------------------T-----¬
¦Код ¦ Наименование показателя ¦Сумма¦
¦пока- ¦ ¦(руб-¦
¦зателя¦ ¦лей) ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦210 ¦Оплата труда и начисления на оплату труда ¦ ¦
¦211 ¦Заработная плата ¦ ¦
¦ ¦Включает в себя расходы по оплате труда ¦ ¦
¦ ¦специалистов, осуществляющих проведение медико- ¦ ¦
¦ ¦экономического контроля объемов и качества ¦ ¦
¦ ¦лекарственного обеспечения, мероприятия по защите ¦ ¦
¦ ¦прав граждан, имеющих право на обеспечение ¦ ¦
¦ ¦необходимыми лекарственными средствами, прием и ¦ ¦
¦ ¦обработку счетов, счетов-фактур, реестров рецептов,¦ ¦
¦ ¦реестров лекарственных средств, учет, отчетность и ¦ ¦
¦ ¦контроль за использованием средств по обеспечению ¦ ¦
¦ ¦граждан необходимыми лекарственными средствами; ¦ ¦
¦ ¦актуализацию баз данных нормативно-справочной ¦ ¦
¦ ¦информации, подготовку справочно-методической ¦ ¦
¦ ¦литературы ¦ ¦
¦213 ¦Начисления на оплату труда ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦220 ¦Приобретение услуг ¦ ¦
¦221 ¦Оплата услуг связи ¦ ¦
¦222 ¦Транспортные услуги ¦ ¦
¦223 ¦Коммунальные услуги ¦ ¦
¦226 ¦Прочие услуги: по информационно-техническому ¦ ¦
¦ ¦сопровождению дополнительного лекарственного ¦ ¦
¦ ¦обеспечения, услуги по приобретению и ¦ ¦
¦ ¦распространению справочно-методической литературы ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦300 ¦Поступление нефинансовых активов ¦ ¦
¦310 ¦Увеличение стоимости основных средств ¦ ¦
¦ ¦Включает в себя расходы на приобретение ¦ ¦
¦ ¦вычислительной техники, сетевого оборудования ¦ ¦
¦340 ¦Увеличение стоимости материальных запасов ¦ ¦
¦ ¦Включает в себя расходы на приобретение расходных ¦ ¦
¦ ¦материалов, канцелярских принадлежностей ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего по смете ¦ ¦
L------+---------------------------------------------------+------
Главный бухгалтер ТФОМС Ф.И.О.
Начальник отдела по ДЛО Ф.И.О.
|