ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2005 г. N 3447/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой А.С.,
Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Тумаркина В.М.,
Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Казани
(ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому
району города Казани) о пересмотре в порядке надзора решения суда
первой инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан от
30.06.2004 по делу N А65-6365/2004-СА1-37 и постановления
Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2004 по
тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции
Федеральной налоговой службы по Советскому району города Казани
(ответчика) - Симакова И.А., Хаирова Л.С.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также
объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Казлифтсервис" (далее -
предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с
заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Советскому району города Казани (далее -
инспекция) о признании недействительным ее решения от 19.03.2004 N
127 о взыскании 1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную
стоимость, 27462 рублей 95 копеек пеней, 201199 рублей 10 копеек
штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Основанием к обращению в арбитражный суд с упомянутым
требованием послужили следующие обстоятельства.
Предприятие представило в инспекцию декларацию по налогу на
добавленную стоимость за декабрь 2003 года, в которой исключило из
налоговой базы 5141568 рублей, полагая, что в отношении реализации
услуг населению, связанных с пользованием лифтами, применяется
льгота, установленная статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000
N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Решением инспекции от 19.03.2004 N 127 предприятие привлечено к
налоговой ответственности в виде взыскания 201199 рублей 10 копеек
штрафа. Ему предложено также уплатить 1005995 рублей 48 копеек
налога на добавленную стоимость и 27462 рубля 95 копеек пеней.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2004 требование
предприятия удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2004
решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования
отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 14.12.2004 постановление суда апелляционной инстанции отменил,
решение суда первой инстанции оставил в силе.
Суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что
предприятие обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной
статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, поскольку
указанная норма освобождает от обложения налогом на добавленную
стоимость плату, взимаемую собственником или уполномоченным им
лицом, за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Пользование
жилыми помещениями включает в себя и пользование лифтами -
неотъемлемой частью жилых помещений.
Предприятие договоры на обслуживание и пользование лифтами с
жилищно-коммунальными управлениями города Казани и с жильцами не
заключало. Будучи балансодержателем лифтового хозяйства жилищного
фонда, оно оказывало услуги населению непосредственно.
Денежные средства получены предприятием через поверенных по
договорам поручения, заключенным с муниципальными унитарными
предприятиями, осуществляющими управление жилищно-коммунальной
сферой в районах города Казани. Названные организации собирают
денежные средства с населения за пользование и обслуживание
лифтов. Источником формирования этих средств является квартирная
плата.
В примечании к предельным тарифам жилищно-коммунальных услуг,
предоставляемых населению, утвержденным постановлением Кабинета
министров Республики Татарстан от 28.12.2002 N 761 "О внесении
изменений в систему оплаты жилья и коммунальных услуг", к
освобожденным от обложения налогом на добавленную стоимость
услугам, связанным с предоставлением в пользование жилых помещений
в жилищном фонде всех форм собственности, отнесены, в частности,
пользование лифтом, техническое обслуживание и ремонт
внутридомового инженерного оборудования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии права
на применение льготы по налогу на добавленную стоимость:
предприятие услуг по предоставлению в пользование жилых помещений
не оказывает, платы с граждан за жилые помещения не получает. От
налогообложения освобождается только плата, взимаемая наймодателем
по договору найма, а не ее дальнейшее перераспределение.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации не могут изменять или дополнять
законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, поэтому
упоминание в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан
от 28.12.2002 N 761 об освобождении от обложения налогом на
добавленную стоимость названных в нем услуг не освобождает
предприятие от применения мер налоговой ответственности.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре решения суда первой и постановления суда
кассационной инстанций в порядке надзора инспекция указывает на
ошибочное толкование этими судами положений статьи 27 Федерального
закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ и на то, что ее применение
противоречит постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 30.09.2003 N 3436/03.
В отзыве на заявление общество просит постановление суда
кассационной инстанции оставить в силе, поскольку оно
соответствует налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлении присутствующего в заседании представителя
заявителя, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и
постановление суда кассационной инстанции подлежат частичной
отмене по следующим основаниям.
Предоставление гражданам (нанимателям) во владение и
пользование жилых помещений осуществляет собственник или
уполномоченное им лицо (наймодатель). Наниматель осуществляет
оплату жилья в соответствии с договором найма жилого помещения.
Сбор платы за жилье и коммунальные услуги производит собственник
домовладения или уполномоченная им организация. Соответствующие
правоотношения регулировались главой 35 Гражданского кодекса
Российской Федерации, Жилищным кодексом РСФСР, Законом Российской
Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики", Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и
коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
В период с 01.01.2001 до 01.01.2004 в силу статьи 27
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ от обложения налогом на
добавленную стоимость освобождалась реализация услуг по
предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех
форм собственности. От налогообложения также освобождались услуги
по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту,
санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства,
оплата которых осуществлялась за счет целевых расходов в домах
жилищно-строительных кооперативов, услуги по предоставлению жилья
в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных
целях и предоставления в аренду).
Предприятие, содержащее и обслуживающее лифтовое хозяйство, не
вступает в правоотношения с гражданами, заключающими договоры
найма жилых помещений, а обеспечивает содержание общего имущества
дома.
Обслуживание лифтового хозяйства относится к облагаемым налогом
на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 146
Кодекса коммунальным услугам, оплата которых населением
осуществляется помимо платы за жилое помещение.
Наличие в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан
от 28.12.2002 N 761 положения об освобождении от налогообложения
пользования лифтами в жилых домах является обстоятельством,
которое в силу статьи 109 Кодекса исключает привлечение
налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует его вина
в совершении налогового правонарушения.
Поскольку при разрешении спора судами первой и кассационной
инстанций допущено ошибочное применение статьи 27 Федерального
закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, принятые ими судебные акты в части
выводов о недопустимости взыскания сумм налога на добавленную
стоимость и пеней подлежат отмене в соответствии с пунктом 1
статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики
Татарстан от 30.06.2004 по делу N А65-6365/2004-СА1-37 и
постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от
14.12.2004 по тому же делу в части признания недействительным
решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Советскому району города Казани от 19.03.2004 N 127 о
взыскании с муниципального унитарного предприятия "Казлифтсервис"
1005995 рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость и 27462
рублей пеней отменить.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного
предприятия "Казлифтсервис" в этой части отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без
изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|