Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 3447/05 ОТ 18.08.2005 ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛИФТОВОГО ХОЗЯЙСТВА ОТНОСИТСЯ К ОБЛАГАЕМЫМ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ, ОПЛАТА КОТОРЫХ НАСЕЛЕНИЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОМИМО ПЛАТЫ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ; НАЛИЧИЕ В ПОСТАНОВЛЕНИИ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 28.12.2002 N 761 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИФТАМИ В ЖИЛЫХ ДОМАХ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                    от 18 августа 2005 г. N 3447/05
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Киреева Ю.А., Козловой  А.С.,
   Першутова  А.Г.,  Слесарева  В.Л., Суховой  Г.И.,  Тумаркина  В.М.,
   Юхнея М.Ф. -
       рассмотрел    заявление   Инспекции   Министерства   Российской
   Федерации  по  налогам и сборам по Советскому району города  Казани
   (ныне  -  Инспекция  Федеральной  налоговой  службы  по  Советскому
   району  города Казани) о пересмотре в порядке надзора решения  суда
   первой   инстанции  Арбитражного  суда  Республики   Татарстан   от
   30.06.2004   по   делу  N  А65-6365/2004-СА1-37   и   постановления
   Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2004  по
   тому же делу.
       В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции
   Федеральной  налоговой службы по Советскому  району  города  Казани
   (ответчика) - Симакова И.А., Хаирова Л.С.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Тумаркина  В.М.,  а  также
   объяснения  представителя  участвующего  в  деле  лица,   Президиум
   установил следующее.
       Муниципальное  унитарное предприятие "Казлифтсервис"  (далее  -
   предприятие)  обратилось в Арбитражный суд Республики  Татарстан  с
   заявлением   к  Инспекции  Министерства  Российской  Федерации   по
   налогам  и  сборам  по  Советскому району города  Казани  (далее  -
   инспекция) о признании недействительным ее решения от 19.03.2004  N
   127  о  взыскании  1005995 рублей 48 копеек налога  на  добавленную
   стоимость,  27462 рублей 95 копеек пеней, 201199 рублей  10  копеек
   штрафа,  предусмотренного пунктом 1 статьи 122  Налогового  кодекса
   Российской Федерации (далее - Кодекс).
       Основанием   к   обращению  в  арбитражный  суд  с   упомянутым
   требованием послужили следующие обстоятельства.
       Предприятие  представило в инспекцию декларацию  по  налогу  на
   добавленную стоимость за декабрь 2003 года, в которой исключило  из
   налоговой  базы 5141568 рублей, полагая, что в отношении реализации
   услуг  населению,  связанных  с пользованием  лифтами,  применяется
   льгота,  установленная статьей 27 Федерального закона от 05.08.2000
   N  118-ФЗ  "О  введении в действие части второй Налогового  кодекса
   Российской    Федерации   и   внесении   изменений   в    некоторые
   законодательные акты Российской Федерации о налогах".
       Решением инспекции от 19.03.2004 N 127 предприятие привлечено к
   налоговой ответственности в виде взыскания 201199 рублей 10  копеек
   штрафа.  Ему  предложено также уплатить 1005995  рублей  48  копеек
   налога на добавленную стоимость и 27462 рубля 95 копеек пеней.
       Решением   суда  первой  инстанции  от  30.06.2004   требование
   предприятия удовлетворено.
       Постановлением  суда  апелляционной  инстанции  от   21.09.2004
   решение  суда  отменено,  в удовлетворении  заявленного  требования
   отказано.
       Федеральный  арбитражный суд Поволжского округа  постановлением
   от  14.12.2004 постановление суда апелляционной инстанции  отменил,
   решение суда первой инстанции оставил в силе.
       Суды  первой  и  кассационной инстанций пришли  к  выводу,  что
   предприятие  обоснованно  воспользовалось льготой,  предусмотренной
   статьей  27  Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ,  поскольку
   указанная  норма  освобождает от обложения налогом  на  добавленную
   стоимость  плату,  взимаемую собственником  или  уполномоченным  им
   лицом,  за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Пользование
   жилыми  помещениями  включает  в  себя  и  пользование  лифтами   -
   неотъемлемой частью жилых помещений.
       Предприятие  договоры на обслуживание и пользование  лифтами  с
   жилищно-коммунальными управлениями города Казани и  с  жильцами  не
   заключало.  Будучи балансодержателем лифтового хозяйства  жилищного
   фонда, оно оказывало услуги населению непосредственно.
       Денежные  средства  получены предприятием через  поверенных  по
   договорам   поручения,  заключенным  с  муниципальными   унитарными
   предприятиями,   осуществляющими  управление   жилищно-коммунальной
   сферой  в  районах  города Казани. Названные  организации  собирают
   денежные   средства  с  населения  за  пользование  и  обслуживание
   лифтов.  Источником  формирования этих средств является  квартирная
   плата.
       В  примечании к предельным тарифам жилищно-коммунальных  услуг,
   предоставляемых  населению,  утвержденным  постановлением  Кабинета
   министров  Республики Татарстан от 28.12.2002  N  761  "О  внесении
   изменений   в  систему  оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг",   к
   освобожденным   от  обложения  налогом  на  добавленную   стоимость
   услугам,  связанным с предоставлением в пользование жилых помещений
   в  жилищном  фонде всех форм собственности, отнесены, в  частности,
   пользование    лифтом,    техническое   обслуживание    и    ремонт
   внутридомового инженерного оборудования.
       Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии права
   на   применение   льготы   по  налогу  на  добавленную   стоимость:
   предприятие  услуг по предоставлению в пользование жилых  помещений
   не  оказывает, платы с граждан за жилые помещения не  получает.  От
   налогообложения освобождается только плата, взимаемая  наймодателем
   по   договору   найма,   а  не  ее  дальнейшее   перераспределение.
   Нормативные  правовые акты органов исполнительной власти  субъектов
   Российской    Федерации   не   могут   изменять    или    дополнять
   законодательство Российской Федерации о налогах и  сборах,  поэтому
   упоминание в постановлении Кабинета министров Республики  Татарстан
   от  28.12.2002  N  761  об  освобождении от  обложения  налогом  на
   добавленную   стоимость  названных  в  нем  услуг  не   освобождает
   предприятие от применения мер налоговой ответственности.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре решения суда первой и постановления  суда
   кассационной  инстанций  в порядке надзора инспекция  указывает  на
   ошибочное  толкование этими судами положений статьи 27 Федерального
   закона   от  05.08.2000  N  118-ФЗ  и  на  то,  что  ее  применение
   противоречит  постановлению Президиума  Высшего  Арбитражного  Суда
   Российской Федерации от 30.09.2003 N 3436/03.
       В  отзыве  на  заявление  общество  просит  постановление  суда
   кассационной    инстанции   оставить   в   силе,   поскольку    оно
   соответствует налоговому законодательству.
       Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
   на  него  и  выступлении присутствующего в заседании  представителя
   заявителя,  Президиум считает, что решение суда первой инстанции  и
   постановление   суда  кассационной  инстанции  подлежат   частичной
   отмене по следующим основаниям.
       Предоставление   гражданам   (нанимателям)   во   владение    и
   пользование   жилых   помещений   осуществляет   собственник    или
   уполномоченное  им  лицо  (наймодатель).  Наниматель   осуществляет
   оплату  жилья  в  соответствии с договором найма жилого  помещения.
   Сбор  платы  за жилье и коммунальные услуги производит  собственник
   домовладения  или  уполномоченная им  организация.  Соответствующие
   правоотношения   регулировались  главой  35  Гражданского   кодекса
   Российской  Федерации, Жилищным кодексом РСФСР, Законом  Российской
   Федерации  от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной  жилищной
   политики",  Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от
   02.08.1999  N  887  "О  совершенствовании системы  оплаты  жилья  и
   коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
       В   период  с  01.01.2001  до  01.01.2004  в  силу  статьи   27
   Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ от обложения налогом  на
   добавленную   стоимость   освобождалась   реализация    услуг    по
   предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде  всех
   форм  собственности. От налогообложения также освобождались  услуги
   по  техническому  обслуживанию, текущему  и  капитальному  ремонту,
   санитарному  содержанию,  управлению  эксплуатацией  домохозяйства,
   оплата  которых  осуществлялась за счет целевых  расходов  в  домах
   жилищно-строительных  кооперативов, услуги по предоставлению  жилья
   в  общежитиях  (за  исключением использования жилья  в  гостиничных
   целях и предоставления в аренду).
       Предприятие, содержащее и обслуживающее лифтовое хозяйство,  не
   вступает  в  правоотношения  с  гражданами,  заключающими  договоры
   найма  жилых помещений, а обеспечивает содержание общего  имущества
   дома.
       Обслуживание лифтового хозяйства относится к облагаемым налогом
   на  добавленную  стоимость в соответствии с пунктом  1  статьи  146
   Кодекса    коммунальным   услугам,   оплата   которых    населением
   осуществляется помимо платы за жилое помещение.
       Наличие в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан
   от  28.12.2002  N  761 положения об освобождении от налогообложения
   пользования   лифтами  в  жилых  домах  является   обстоятельством,
   которое   в   силу   статьи   109  Кодекса  исключает   привлечение
   налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует  его  вина
   в совершении налогового правонарушения.
       Поскольку  при  разрешении спора судами первой  и  кассационной
   инстанций  допущено  ошибочное применение  статьи  27  Федерального
   закона  от 05.08.2000 N 118-ФЗ, принятые ими судебные акты в  части
   выводов  о  недопустимости  взыскания сумм  налога  на  добавленную
   стоимость  и  пеней  подлежат отмене в  соответствии  с  пунктом  1
   статьи   304   Арбитражного  процессуального   кодекса   Российской
   Федерации.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  3
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       решение  суда  первой  инстанции Арбитражного  суда  Республики
   Татарстан   от   30.06.2004  по  делу  N   А65-6365/2004-СА1-37   и
   постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа  от
   14.12.2004  по  тому  же  делу  в части признания  недействительным
   решения  Инспекции Министерства Российской Федерации по  налогам  и
   сборам  по Советскому району города Казани от 19.03.2004  N  127  о
   взыскании  с  муниципального унитарного предприятия "Казлифтсервис"
   1005995  рублей 48 копеек налога на добавленную стоимость  и  27462
   рублей пеней отменить.
       В    удовлетворении    заявления   муниципального    унитарного
   предприятия "Казлифтсервис" в этой части отказать.
       В   остальной  части  названные  судебные  акты  оставить   без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz