Утверждаю
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
5 августа 2005 г. N 2473п-П7
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
I. Общие положения
1. Основные направления политики Российской Федерации в области
развития инновационной системы на период до 2010 года (далее
именуются - Основные направления) определяют цель, задачи,
направления государственной политики, механизмы и основные меры по
ее реализации.
2. В Основных направлениях применяемые термины используются в
следующих значениях:
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание
услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с
новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ,
услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих
способов (технологий) ее производства, распространения и
использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых,
информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте
продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат
или создающих условия для такой экономии;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности
(товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
инновационная система - совокупность субъектов и объектов
инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания
и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою
деятельность в рамках проводимой государством политики в области
развития инновационной системы;
инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов
инновационной деятельности, способствующих осуществлению
инновационной деятельности, включая предоставление услуг по
созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре
инновационной системы относятся центры трансфера технологий,
инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-
инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной
деятельности, венчурные фонды и др.;
политика Российской Федерации в области развития инновационной
системы - составная часть государственной научно-технической и
промышленной политики, представляющая собой совокупность
осуществляемых государством социально-экономических мер,
направленных на формирование условий для развития производства
конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых
достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой
продукции в структуре производства, а также системы продвижения и
реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;
наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) -
отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом
которой является продукция (товары, работы, услуги) со
значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения
достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой
долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном
объеме производства такой продукции.
3. Политика Российской Федерации в области развития
инновационной системы базируется на равноправном государственно-
частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов
государства и предпринимательского сектора экономики для развития
инновационной деятельности.
4. Инновационная система включает:
воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным
спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований
в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих
государственный статус, а также в университетах страны;
проведение прикладных исследований и технологических разработок
в государственных научных центрах Российской Федерации и научных
организациях промышленности, внедрение научно-технических
результатов в производство;
промышленное и сельскохозяйственное производство
конкурентоспособной инновационной продукции;
развитие инфраструктуры инновационной системы;
подготовку кадров по организации и управлению в сфере
инновационной деятельности.
5. Инновационная система призвана стать одним из эффективных
инструментов динамичного развития национальной экономики путем:
обеспечения рационального сочетания и эффективного
использования высокого научно-технического, интеллектуального и
промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;
формирования научно-технической базы, организационно-
экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие
инновационного предпринимательства, включая малые и средние
предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и
технологий.
6. Инновационную систему характеризуют следующие основные
показатели:
доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом
внутреннем продукте;
доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в
общем числе предприятий в Российской Федерации;
доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на
внутреннем и мировом рынках;
сальдо экспорта-импорта технологий.
7. Содержанием инновационной деятельности субъектов
инновационной системы является:
проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-
технологического и инновационного развития экономики с учетом
реальных условий рыночного потребления;
развитие инфраструктуры инновационной системы;
вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной
деятельности;
технологическое переоснащение производства для выпуска
инновационной продукции;
проведение экспертизы разработок, оказание консультационных,
информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной
продукции на рынок.
Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые
формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и
разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором
экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом
мировых тенденций развития науки, технологий и техники.
8. Основные направления развивают положения Основ политики
Российской Федерации в области развития науки и технологий на
период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
II. Цель и задачи государственной политики
в области развития инновационной системы
9. Целью государственной политики в области развития
инновационной системы является формирование экономических условий
для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в
интересах реализации стратегических национальных приоритетов
Российской Федерации: повышение качества жизни населения,
достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки,
образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны
путем объединения усилий государства и предпринимательского
сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
10. Для достижения цели государственной политики в области
развития инновационной системы за счет внедрения и
коммерциализации научно-технических разработок и технологий,
ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и
ресурсосберегающих производств необходимо решить следующие
основные задачи:
сформировать приоритеты инновационной деятельности;
обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной
деятельности;
обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного
прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при
осуществлении инновационной деятельности;
создать условия для развития кадрового потенциала отечественной
науки и обеспечения преемственности в научной и технологической
сферах;
обеспечить активное развитие инновационной деятельности
предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации
технологий;
усилить государственное регулирование и поддержку научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в
конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся:
оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая
промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и
биотехнология, производство программного обеспечения;
обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на
повышение эффективности использования энергетических и природных
ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в
оборонно-промышленном комплексе;
обеспечить ускорение процессов интеграции научной,
образовательной и производственной деятельности для повышения
конкурентоспособности российской экономики;
осуществить государственное содействие формированию научно-
образовательно-производственных интегрированных структур,
ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной
продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными
предприятиями;
обеспечить повышение эффективности государственно-частного
партнерства при реализации важнейших инновационных проектов
государственного значения;
стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в
наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.
III. Основные направления государственной политики
в области развития инновационной системы
11. Государственная политика в области развития инновационной
системы реализуется по следующим направлениям:
создание благоприятной экономической и правовой среды в
отношении инновационной деятельности;
формирование инфраструктуры инновационной системы;
создание системы государственной поддержки коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности.
Создание благоприятной экономической и правовой среды
в отношении инновационной деятельности
12. Создание благоприятной экономической и правовой среды в
отношении инновационной деятельности предусматривает:
охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной
деятельности;
определение правовых норм, регламентирующих использование
ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации
для информационной поддержки инновационной деятельности, включая
обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и
гражданским секторами экономики;
создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и
региональных органов власти, органов местного самоуправления по
формированию инновационной системы;
расширение полномочий субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной
деятельности;
разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной
политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и
внедрения в производство новых технологий;
создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование
благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для
финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм
совместного финансирования инновационных проектов за счет средств
федерального бюджета и средств частных инвесторов;
создание институциональных и правовых условий для развития
венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных
проектов.
Формирование инфраструктуры инновационной системы
13. Формирование инфраструктуры инновационной системы
предусматривает:
создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
формирование инновационно-активных территорий (наукоградов,
технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих
экономических зон;
развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки
инновационной деятельности, включая фонды стартового
финансирования и венчурного предпринимательства;
формирование системы информационной поддержки, включая оказание
консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников
инновационной деятельности;
содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.
14. Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую
очередь, на территориях субъектов и муниципальных образований
Российской Федерации с высокой концентрацией инновационного
потенциала, включая наукограды, академгородки, особые
экономические зоны, закрытые административно-территориальные
образования и иные виды технополисов в соответствии с условиями
конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
Создание системы государственной поддержки коммерциализации
результатов интеллектуальной деятельности
15. Государственная поддержка коммерциализации результатов
интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и
обеспечение вывода на рынок инновационной продукции,
осуществляется путем:
координации федеральных, региональных, межведомственных и
ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации
бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной
деятельности;
комплексного решения задач инновационного развития регионов и
наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации
Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской
Федерации;
совершенствования механизмов взаимодействия участников
инновационной деятельности, в первую очередь, между научными
организациями, высшими учебными заведениями и промышленными
предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в
производство.
IV. Механизмы и основные меры реализации государственной
политики в области развития инновационной системы
16. Основные механизмы реализации государственной политики в
области развития инновационной системы:
1) формирование целостной системы организационно-правовых,
экономических и иных норм стимулирования, поддержки и
регулирования инновационной деятельности, включая:
установление порядка закрепления и передачи прав на результаты
интеллектуальной деятельности гражданского и двойного назначения,
созданные за счет средств федерального бюджета, с целью их
введения в хозяйственный оборот;
совершенствование законодательной базы для развития венчурного
предпринимательства;
2) переход к программно-целевому принципу государственной
поддержки инновационной деятельности путем координации
федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных
целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в
академиях наук, имеющих государственный статус, государственных
научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;
3) увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения
этапов инновационных проектов, включая:
создание институтов финансирования малых высокотехнологичных
предприятий на начальном этапе создания ими инновационной
продукции;
содействие формированию системы региональных и отраслевых
венчурных фондов;
4) развитие внутреннего рынка инновационной продукции;
5) привлечение организаций малого и среднего
предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных
проектах;
6) формирование у предпринимателей мотивации к развитию
инновационной деятельности, в том числе путем:
расширения финансируемых государством программ фундаментальных
и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ;
участия государства в развитии инфраструктуры инновационной
системы;
7) формирование экономических показателей в сфере инновационной
деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-
технических разработок;
8) разработка критериев выбора приоритетов государственной
политики в области развития инновационной системы и выявления на
стадии проведения научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ потенциальных возможностей для производства
конкурентоспособной инновационной продукции.
17. Основные меры по реализации государственной политики в
области развития инновационной системы:
1) организация мониторинга состояния внутреннего и мирового
рынков инновационной продукции, анализ параметров и динамики их
развития, разработка прогнозов инновационно-технологического
развития страны;
2) формирование и развитие системы учета и контроля результатов
научно-технической деятельности;
3) развитие государственной поддержки отечественных участников
инновационной деятельности, в том числе путем закупки их
инновационной продукции для государственных нужд и размещения
государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для
предприятий любой формы собственности;
4) развитие условий для стимулирования импортозамещения
отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;
5) развитие государственной поддержки экспорта
конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами
на объекты интеллектуальной собственности;
6) развитие условий для создания государственно-частных
партнерств в инновационной деятельности;
7) содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий
наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их
ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на
результаты научно-технической деятельности;
8) совершенствование системы финансовой аренды (лизинга)
уникального научного, технологического и производственного
оборудования;
9) создание условий для осуществления долгосрочного
кредитования и стимулирования инвестиционных проектов компаний,
осуществляющих инновационную деятельность;
10) создание условий для привлечения и закрепления талантливой
молодежи в сфере инновационной деятельности;
11) развитие системы непрерывной подготовки специалистов по
организации и управлению в сфере инновационной деятельности;
12) пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной
деятельности в средствах массовой информации, включая поддержку
проведения инновационных выставок и венчурных ярмарок в регионах
Российской Федерации;
13) создание системы статистического наблюдения в сфере
инновационной деятельности по основным индикаторам развития
инновационной системы.
18. Реализация Основных направлений должна способствовать
осуществлению к 2010 году структурных преобразований в экономике,
ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких
высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных
организационных, технических и бытовых услуг.
Сформированная инновационная система позволит вывести экономику
страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и
поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в
полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом
сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое
пространство.
К 2010 г. уровень и динамика коммерциализации результатов
интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в
высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности
экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества
жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности
и национальной безопасности Российской Федерации.
|