Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (УТВ. ПИСЬМОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 05.08.2005 N 2473П-П7)

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                                                             Утверждаю
                                            Председатель Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                             М.ФРАДКОВ
                                          5 августа 2005 г. N 2473п-П7
   
                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
           ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
             ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
   
                          I. Общие положения
   
       1. Основные направления политики Российской Федерации в области
   развития  инновационной  системы на  период  до  2010  года  (далее
   именуются   -   Основные  направления)  определяют  цель,   задачи,
   направления государственной политики, механизмы и основные меры  по
   ее реализации.
       2.  В Основных направлениях применяемые термины используются  в
   следующих значениях:
       инновационная деятельность - выполнение работ и (или)  оказание
   услуг, направленных на:
       создание и организацию производства принципиально новой  или  с
   новыми   потребительскими  свойствами  продукции  (товаров,  работ,
   услуг);
       создание  и  применение  новых  или  модернизацию  существующих
   способов   (технологий)   ее   производства,   распространения    и
   использования;
       применение   структурных,  финансово-экономических,   кадровых,
   информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и  сбыте
   продукции  (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию  затрат
   или создающих условия для такой экономии;
       инновационная продукция - результат инновационной  деятельности
   (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;
       инновационная  система  -  совокупность  субъектов  и  объектов
   инновационной  деятельности, взаимодействующих в процессе  создания
   и   реализации   инновационной  продукции  и  осуществляющих   свою
   деятельность  в рамках проводимой государством политики  в  области
   развития инновационной системы;
       инфраструктура  инновационной системы - совокупность  субъектов
   инновационной     деятельности,    способствующих     осуществлению
   инновационной   деятельности,  включая  предоставление   услуг   по
   созданию  и  реализации инновационной продукции.  К  инфраструктуре
   инновационной   системы  относятся  центры  трансфера   технологий,
   инновационно-технологические    центры,     технопарки,     бизнес-
   инкубаторы,    центры   подготовки   кадров    для    инновационной
   деятельности, венчурные фонды и др.;
       политика  Российской Федерации в области развития инновационной
   системы  -  составная  часть государственной  научно-технической  и
   промышленной    политики,   представляющая    собой    совокупность
   осуществляемых     государством    социально-экономических     мер,
   направленных  на  формирование условий  для  развития  производства
   конкурентоспособной  инновационной  продукции  на  базе   передовых
   достижений  науки,  технологий и техники  и  повышение  доли  такой
   продукции  в структуре производства, а также системы продвижения  и
   реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках;
       наукоемкие   высокотехнологичные   отрасли   (производства)   -
   отрасли,  сферы  или  виды экономической деятельности,  результатом
   которой   является   продукция   (товары,   работы,   услуги)    со
   значительной добавленной стоимостью, полученной за счет  применения
   достижений  науки, технологий и техники, характеризующаяся  высокой
   долей  внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном
   объеме производства такой продукции.
       3.   Политика   Российской   Федерации   в   области   развития
   инновационной  системы  базируется на равноправном  государственно-
   частном  партнерстве и направлена на объединение усилий и  ресурсов
   государства  и предпринимательского сектора экономики для  развития
   инновационной деятельности.
       4. Инновационная система включает:
       воспроизводство  знаний, в том числе с  потенциальным  рыночным
   спросом,  путем проведения фундаментальных и поисковых исследований
   в   Российской  академии  наук,  других  академиях  наук,   имеющих
   государственный статус, а также в университетах страны;
       проведение прикладных исследований и технологических разработок
   в  государственных научных центрах Российской Федерации  и  научных
   организациях     промышленности,    внедрение    научно-технических
   результатов в производство;
       промышленное      и      сельскохозяйственное      производство
   конкурентоспособной инновационной продукции;
       развитие инфраструктуры инновационной системы;
       подготовку   кадров  по  организации  и  управлению   в   сфере
   инновационной деятельности.
       5.  Инновационная система призвана стать одним  из  эффективных
   инструментов динамичного развития национальной экономики путем:
       обеспечения     рационального    сочетания    и    эффективного
   использования  высокого  научно-технического,  интеллектуального  и
   промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов страны;
       формирования     научно-технической    базы,    организационно-
   экономических  механизмов  и  стимулов,  направленных  на  развитие
   инновационного   предпринимательства,  включая  малые   и   средние
   предприятия,  работающие  в  области  коммерциализации   знаний   и
   технологий.
       6.   Инновационную  систему  характеризуют  следующие  основные
   показатели:
       доля  внутренних затрат на исследования и разработки в  валовом
   внутреннем продукте;
       доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность,  в
   общем числе предприятий в Российской Федерации;
       доля инновационной продукции в общем объеме продаж продукции на
   внутреннем и мировом рынках;
       сальдо экспорта-импорта технологий.
       7.    Содержанием    инновационной    деятельности    субъектов
   инновационной системы является:
       проведение анализа и формирование прогноза направлений  научно-
   технологического  и  инновационного  развития  экономики  с  учетом
   реальных условий рыночного потребления;
       развитие инфраструктуры инновационной системы;
       вовлечение  в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной
   деятельности;
       технологическое   переоснащение   производства   для    выпуска
   инновационной продукции;
       проведение  экспертизы  разработок, оказание  консультационных,
   информационных, юридических или иных услуг по выводу  инновационной
   продукции на рынок.
       Инновационная  деятельность базируется на приоритетах,  которые
   формируются  в  сфере коммерциализации результатов  исследований  и
   разработок   во   взаимодействии  с  предпринимательским   сектором
   экономики  исходя  из  национальных интересов  страны  и  с  учетом
   мировых тенденций развития науки, технологий и техники.
       8.  Основные  направления  развивают положения  Основ  политики
   Российской  Федерации  в области развития  науки  и  технологий  на
   период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
   
              II. Цель и задачи государственной политики
               в области развития инновационной системы
   
       9.   Целью   государственной  политики   в   области   развития
   инновационной  системы является формирование экономических  условий
   для  вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции  в
   интересах   реализации   стратегических  национальных   приоритетов
   Российской   Федерации:   повышение   качества   жизни   населения,
   достижение  экономического роста, развитие  фундаментальной  науки,
   образования,  культуры, обеспечение обороны и  безопасности  страны
   путем   объединения   усилий  государства  и   предпринимательского
   сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
       10.  Для  достижения  цели государственной политики  в  области
   развития    инновационной   системы    за    счет    внедрения    и
   коммерциализации   научно-технических  разработок   и   технологий,
   ускоренного     развития    наукоемких    высокотехнологичных     и
   ресурсосберегающих   производств   необходимо   решить    следующие
   основные задачи:
       сформировать приоритеты инновационной деятельности;
       обеспечить   нормативно-правовое  регулирование   инновационной
   деятельности;
       обеспечить  рациональное сочетание механизмов  государственного
   прямого  и  косвенного  стимулирования и  рыночных  механизмов  при
   осуществлении инновационной деятельности;
       создать условия для развития кадрового потенциала отечественной
   науки  и  обеспечения преемственности в научной  и  технологической
   сферах;
       обеспечить   активное   развитие   инновационной   деятельности
   предприятий  и  организаций, работающих в области  коммерциализации
   технологий;
       усилить   государственное  регулирование  и  поддержку  научно-
   исследовательских     и     опытно-конструкторских     работ      в
   конкурентоспособных областях, к которым, прежде  всего,  относятся:
   оборонно-промышленный   комплекс,   атомная    и    авиакосмическая
   промышленность,   связь   и   телекоммуникации,   фармацевтика    и
   биотехнология, производство программного обеспечения;
       обеспечить  развитие инновационных технологий, направленных  на
   повышение  эффективности использования энергетических  и  природных
   ресурсов   страны,  включая  уникальные  технологии,  созданные   в
   оборонно-промышленном комплексе;
       обеспечить    ускорение    процессов    интеграции     научной,
   образовательной  и  производственной  деятельности  для   повышения
   конкурентоспособности российской экономики;
       осуществить  государственное  содействие  формированию  научно-
   образовательно-производственных      интегрированных      структур,
   ориентированных  на  серийный  выпуск  и  реализацию  инновационной
   продукции    в    кооперации    с    малыми    высокотехнологичными
   предприятиями;
       обеспечить   повышение   эффективности  государственно-частного
   партнерства   при   реализации  важнейших  инновационных   проектов
   государственного значения;
       стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в
   наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.
   
          III. Основные направления государственной политики
               в области развития инновационной системы
   
       11.  Государственная политика в области развития  инновационной
   системы реализуется по следующим направлениям:
       создание  благоприятной  экономической  и  правовой   среды   в
   отношении инновационной деятельности;
       формирование инфраструктуры инновационной системы;
       создание  системы  государственной  поддержки  коммерциализации
   результатов интеллектуальной деятельности.
   
         Создание благоприятной экономической и правовой среды
                в отношении инновационной деятельности
   
       12.  Создание  благоприятной экономической и правовой  среды  в
   отношении инновационной деятельности предусматривает:
       охрану,  использование  и  защиту результатов  интеллектуальной
   деятельности;
       определение   правовых  норм,  регламентирующих   использование
   ресурсов  систем научно-технической и военно-технической информации
   для  информационной  поддержки инновационной деятельности,  включая
   обмен   знаниями  и  технологиями  между  оборонно-промышленным   и
   гражданским секторами экономики;
       создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и
   региональных  органов  власти, органов местного  самоуправления  по
   формированию инновационной системы;
       расширение   полномочий   субъектов  Российской   Федерации   и
   муниципальных  образований  по  ресурсной  поддержке  инновационной
   деятельности;
       разработку  и реализацию мер налоговой, таможенной  и  тарифной
   политики,   нацеленных   на   стимулирование   коммерциализации   и
   внедрения в производство новых технологий;
       создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование
   благоприятной   среды  для  привлечения  частных   инвестиций   для
   финансирования  инновационной деятельности, включая  развитие  форм
   совместного  финансирования инновационных проектов за счет  средств
   федерального бюджета и средств частных инвесторов;
       создание  институциональных  и правовых  условий  для  развития
   венчурного  предпринимательства в области наукоемких  инновационных
   проектов.
   
           Формирование инфраструктуры инновационной системы
   
       13.    Формирование   инфраструктуры   инновационной    системы
   предусматривает:
       создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
       формирование   инновационно-активных  территорий  (наукоградов,
   технополисов    и   др.),   в   том   числе   технико-внедренческих
   экономических зон;
       развитие  системы  региональных и отраслевых  фондов  поддержки
   инновационной     деятельности,    включая     фонды     стартового
   финансирования и венчурного предпринимательства;
       формирование системы информационной поддержки, включая оказание
   консалтинговых  услуг  для  организации  взаимодействия  участников
   инновационной деятельности;
       содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.
       14.  Инфраструктура инновационной системы развивается, в первую
   очередь,  на  территориях  субъектов  и  муниципальных  образований
   Российской   Федерации   с  высокой  концентрацией   инновационного
   потенциала,     включая    наукограды,    академгородки,     особые
   экономические    зоны,   закрытые   административно-территориальные
   образования  и  иные виды технополисов в соответствии  с  условиями
   конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
   
      Создание системы государственной поддержки коммерциализации
               результатов интеллектуальной деятельности
   
       15.   Государственная  поддержка  коммерциализации  результатов
   интеллектуальной  деятельности, включая подготовку  производства  и
   обеспечение    вывода    на    рынок    инновационной    продукции,
   осуществляется путем:
       координации   федеральных,  региональных,  межведомственных   и
   ведомственных целевых программ в целях консолидации и  концентрации
   бюджетных  и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной
   деятельности;
       комплексного решения задач инновационного развития  регионов  и
   наукоемких   высокотехнологичных  отраслей  в   рамках   реализации
   Приоритетных  направлений  развития  науки,  технологий  и  техники
   Российской  Федерации  и Перечня критических технологий  Российской
   Федерации;
       совершенствования    механизмов    взаимодействия    участников
   инновационной  деятельности,  в  первую  очередь,  между   научными
   организациями,   высшими  учебными  заведениями   и   промышленными
   предприятиями  в  целях  продвижения новых знаний  и  технологий  в
   производство.
   
       IV. Механизмы и основные меры реализации государственной
           политики в области развития инновационной системы
   
       16.  Основные механизмы реализации государственной  политики  в
   области развития инновационной системы:
       1)   формирование  целостной  системы  организационно-правовых,
   экономических   и   иных   норм   стимулирования,    поддержки    и
   регулирования инновационной деятельности, включая:
       установление порядка закрепления и передачи прав на  результаты
   интеллектуальной  деятельности гражданского и двойного  назначения,
   созданные  за  счет  средств  федерального  бюджета,  с  целью   их
   введения в хозяйственный оборот;
       совершенствование законодательной базы для развития  венчурного
   предпринимательства;
       2)   переход  к  программно-целевому  принципу  государственной
   поддержки     инновационной    деятельности    путем    координации
   федеральных,   региональных,   межведомственных   и   ведомственных
   целевых  программ, включая поддержку инновационной  деятельности  в
   академиях  наук,  имеющих  государственный статус,  государственных
   научных центрах Российской Федерации и высших учебных заведениях;
       3)  увеличение  доли внебюджетных ресурсов по  мере  выполнения
   этапов инновационных проектов, включая:
       создание  институтов  финансирования малых  высокотехнологичных
   предприятий   на   начальном  этапе  создания   ими   инновационной
   продукции;
       содействие   формированию  системы  региональных  и  отраслевых
   венчурных фондов;
       4) развитие внутреннего рынка инновационной продукции;
       5)     привлечение     организаций    малого     и     среднего
   предпринимательства к участию в целевых программах и  инновационных
   проектах;
       6)   формирование  у  предпринимателей  мотивации  к   развитию
   инновационной деятельности, в том числе путем:
       расширения  финансируемых государством программ фундаментальных
   и   поисковых  исследований,  научно-исследовательских  и   опытно-
   конструкторских работ;
       участия  государства  в  развитии инфраструктуры  инновационной
   системы;
       7) формирование экономических показателей в сфере инновационной
   деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации  научно-
   технических разработок;
       8)  разработка  критериев  выбора  приоритетов  государственной
   политики  в  области развития инновационной системы и выявления  на
   стадии     проведения    научно-исследовательских     и     опытно-
   конструкторских  работ потенциальных возможностей для  производства
   конкурентоспособной инновационной продукции.
       17.  Основные  меры  по реализации государственной  политики  в
   области развития инновационной системы:
       1)  организация  мониторинга состояния внутреннего  и  мирового
   рынков  инновационной продукции, анализ параметров  и  динамики  их
   развития,    разработка   прогнозов   инновационно-технологического
   развития страны;
       2) формирование и развитие системы учета и контроля результатов
   научно-технической деятельности;
       3)  развитие государственной поддержки отечественных участников
   инновационной   деятельности,  в  том  числе   путем   закупки   их
   инновационной  продукции  для  государственных  нужд  и  размещения
   государственных заказов на ее разработку на конкурсной  основе  для
   предприятий любой формы собственности;
       4)   развитие   условий  для  стимулирования   импортозамещения
   отечественной конкурентоспособной инновационной продукцией;
       5)      развитие     государственной     поддержки     экспорта
   конкурентоспособной  инновационной продукции с защищенными  правами
   на объекты интеллектуальной собственности;
       6)   развитие   условий   для  создания  государственно-частных
   партнерств в инновационной деятельности;
       7)  содействие  развитию торговли ценными бумагами  предприятий
   наукоемких  высокотехнологичных  отраслей  с  целью  повышения   их
   ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав  на
   результаты научно-технической деятельности;
       8)   совершенствование  системы  финансовой  аренды   (лизинга)
   уникального    научного,   технологического   и   производственного
   оборудования;
       9)    создание    условий   для   осуществления   долгосрочного
   кредитования  и  стимулирования инвестиционных  проектов  компаний,
   осуществляющих инновационную деятельность;
       10)  создание условий для привлечения и закрепления талантливой
   молодежи в сфере инновационной деятельности;
       11)  развитие  системы непрерывной подготовки  специалистов  по
   организации и управлению в сфере инновационной деятельности;
       12)  пропаганда  успехов и опыта работы в  сфере  инновационной
   деятельности  в  средствах массовой информации,  включая  поддержку
   проведения  инновационных выставок и венчурных ярмарок  в  регионах
   Российской Федерации;
       13)   создание  системы  статистического  наблюдения  в   сфере
   инновационной   деятельности  по  основным   индикаторам   развития
   инновационной системы.
       18.   Реализация  Основных  направлений  должна  способствовать
   осуществлению к 2010 году структурных преобразований  в  экономике,
   ведущих  к  росту  доли  в валовом внутреннем  продукте  наукоемких
   высокотехнологичных    отраслей    экономики,     сферы     сложных
   организационных, технических и бытовых услуг.
       Сформированная инновационная система позволит вывести экономику
   страны  из  зоны преимущественного экспортно-сырьевого  развития  и
   поддержать  высокую  динамику  роста перерабатывающих  отраслей,  в
   полной  мере  обеспечить  конкурентоспособность  России  в  мировом
   сообществе  и  ее  равноправную интеграцию в мировое  экономическое
   пространство.
       К  2010  г.  уровень  и  динамика коммерциализации  результатов
   интеллектуальной  деятельности, снижения рисков  для  инвестиций  в
   высокотехнологичные   отрасли  и  повышение   конкурентоспособности
   экономики страны должны стать решающим фактором улучшения  качества
   жизни  населения, обеспечения социально-экономической  стабильности
   и национальной безопасности Российской Федерации.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz