ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
4 августа 2005 г.
N 0100/6096-05-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗАХ
Анализ информации о санитарно-эпидемиологических экспертизах,
осуществляемых территориальными управлениями и учреждениями
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, свидетельствует о наличии недостатков и
упущений в этой работе.
Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической
экспертизе, утвержден Приказом Минздрава России от 15 августа 2001
г. N 325, в Приказе также выделена та часть продукции, санитарно-
эпидемиологическая экспертиза которой проводится Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (ранее - Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава
России).
За период с 1 января 1998 г. по 1 июля 2005 г. на основании
проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз было выдано
1518164 санитарно-эпидемиологических заключения, из них 1325916 -
территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее -
центрами госсанэпиднадзора), 40193 - Федеральной службой по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(ранее - Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России).
Как свидетельствует анализ, по-прежнему центрами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны
России, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), а
также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора
выдаются заключения на продукцию, не предназначенную для
исключительного использования на подконтрольных им объектах либо
не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе, - на части
кузова для легковых автомобилей, коробки передач, зеркала наружные
для автомобилей, стальные штанги для пресса по переработке
бумажных отходов, алюминиевые клипсы и петли для пищевой
промышленности и т.п. (ЦГСЭН ФМБА); миски для животных, чехлы для
бильярдных киев, манекены, рамки для фотографий деревянные и т.п.
(ЦГСЭН Минобороны России), на шасси для седельного тягача, головки
огнетушителей, автомобили, весла из алюминия, тракторы, ювелирные
изделия и т.п. (территориальные управления по Тверской области,
Санкт-Петербургу).
Свидетельством недостаточной квалификации специалистов и
бесконтрольности со стороны руководителей территориальных
управлений является то, что без наличия правовых оснований
оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на
деятельность и продукцию, которые санитарными правилами не
регламентированы. Так, территориальным управлением по г. Москве
оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на розничную
торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, телефонными картами и
т.п. Аналогичная ситуация сложилась в территориальном управлении
по Приморскому краю, где 23,5% санитарно-эпидемиологических
заключений выданы на продукцию, не подлежащую санитарно-
эпидемиологической экспертизе. В территориальном управлении по
Тверской области этот показатель составил 28,6%, в территориальном
управлении по Республике Алтай - 40%, в территориальном управлении
по Ростовской области - 29,4% и т.д.
Во многих территориях не соблюдается порядок выдачи
свидетельств о государственной регистрации, санитарно-
эпидемиологических заключений, который предусматривает, что
решение о необходимости проведения экспертизы принимает
территориальное управление и оно же выдает свидетельства и
заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной
регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует
деятельность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих
исследования (испытания).
Не налажена должным образом система учета, выдачи и
использования бланков санитарно-эпидемиологических заключений.
Так, в 2004 году выдано для использования 432199 бланков, а выдано
(по данным реестра) - 274525 (63,5%) санитарно-эпидемиологических
заключений. В территориальном управлении по железнодорожному
транспорту этот показатель составил 19,8%, в территориальном
управлении по Смоленской области - 23%, по Новосибирской области -
9,4%.
В ряде регионов продолжается практика взимания платы за выдачу
санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности для
целей лицензирования, а также в случаях, когда имеющихся в
территориальном управлении материалов достаточно для принятия
соответствующего решения без проведения санитарно-
эпидемиологических экспертиз. Нередко перечень видов деятельности,
для осуществления которых требуется санитарно-эпидемиологическое
заключение, необоснованно расширяется.
На основании изложенного предлагаю.
Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- впредь до издания типового регламента деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по государственной регистрации, оформлению
санитарно-эпидемиологических заключений в месячный срок
разработать и утвердить временный регламент деятельности
территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по
государственной регистрации, оформлению санитарно-
эпидемиологических заключений, предусмотрев в нем, что решение о
необходимости проведения экспертизы принимает территориальное
управление, оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр
выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-
эпидемиологических заключений, контролирует деятельность
испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования;
- установить систематический контроль за деятельностью центров
гигиены и эпидемиологии и их филиалов, включая вопросы организации
и осуществления санитарно-эпидемиологических экспертиз,
правильности учета и расходования бланков строгой отчетности,
своевременности и полноты внесения данных в реестр выданных
свидетельств о государственной регистрации, санитарно-
эпидемиологических заключений;
- установить строгий контроль за правильностью определения
необходимости государственной регистрации, оформления санитарно-
эпидемиологического заключения. Каждый случай направления на
экспертизу продукции (вида деятельности) при отсутствии на них
установленных обязательных требований расценивать как показатель
недостаточной профессиональной подготовки специалиста, к виновным
принимать меры дисциплинарного воздействия, включая перевод на
работу, не связанную с выдачей свидетельств о государственной
регистрации, оформлением санитарно-эпидемиологических заключений;
- выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии
(несоответствии) видов деятельности обязательным требованиям
осуществлять, как правило, на безвозмездной основе, по материалам
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за
действующим, вводимым в эксплуатацию объектом;
- не допускать взимания платы за предоставление гражданам,
юридическим лицам, таможенным органам информации о необходимости
санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции.
Главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств
принять меры к недопущению выдачи подчиненными учреждениями
заключений на продукцию, не предназначенную для исключительного
использования на подконтрольных объектах либо не подлежащую
санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Руководителям территориальных управлений, главным врачам
центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным
государственным санитарным врачам министерств, ведомств довести
настоящее письмо до сведения специалистов территориальных
управлений и их отделов, центров гигиены и эпидемиологии и их
филиалов, учреждений (структурных подразделений) министерств и
ведомств, осуществляющих государственный санитарно-
эпидемиологический надзор.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
|