ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2005 г. N ВКПИ05-75
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Калиниченко Ю.А.,
при секретаре - капитане юстиции Старкове Д.М.,
с участием заявителя Г.,
представителей ответчика Маковоз Т.С.
и Парамоновой В.Г.,
старшего военного прокурора отдела
Главной военной прокуратуры
полковника юстиции Титова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению гражданина Г. о признании недействующим указания в
разделе 2 Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на
2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее по тексту - Подпрограммы),
утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003
года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты"
на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", о том, что "субсидии
предоставляются в первую очередь гражданам - участникам
подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного
проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а
также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных
городков" и пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных
жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы
"Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы,
входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы (далее по тексту - Правил), утвержденных Постановлением
Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года "О некоторых
вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные
сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с
которым "в первую очередь сертификаты предоставляются гражданам,
указанным в пункте 4 настоящих Правил, не имеющим жилых помещений
для постоянного проживания на территории Российской Федерации и
признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий",
установила:
Г. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором
утверждает, что указанные им нормативные акты Правительства РФ в
оспариваемой части противоречат Федеральному закону от 27 мая 1998
года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и лишают его права на
получение государственного жилищного сертификата (далее по тексту
- ГЖС) в порядке общей очереди исходя из времени принятия на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, Г. полагает, что положения о первоочередном
предоставлении сертификатов и субсидий участникам подпрограммы
противоречат пп. "а" и "б" п. 7 Постановления Правительства РФ от
6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих,
подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с
военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних
дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной
противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений
или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства" (в редакции Постановления Правительства РФ от 8
августа 2003 года N 475), в силу которых отсутствие жилой площади,
равно как и наличие жилой площади на одного члена семьи ниже
предела социальной нормы общей площади жилого помещения,
устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не являются
основаниями для первоочередного получения жилого помещения. Тем
более что в соответствии с пунктами 28 и 29 названного
Постановления жилье и жилищные сертификаты предоставляются
гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей,
состоящим на учете, в порядке общей очереди.
По мнению заявителя, указанные положения оспариваемых
нормативных актов также вступают в противоречие с требованиями
последующих разделов самих Правил, которые не содержат в себе
указаний о порядке включения граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий и изъявивших желание участвовать в подпрограмме
ГЖС, в списки первой, второй и последующих очередей, а
предусматривают единый список получателей жилищных сертификатов в
планируемом году.
В заключение заявитель ссылается на п. 1 ст. 4 Федерального
закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым
предусмотрено, что впредь до приведения в соответствие с Жилищным
кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных актов,
действующих на территории Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не
противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему
Федеральному закону.
Поскольку положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают
предоставления жилых помещений в первоочередном порядке, заявитель
полагает, что оспариваемые им нормативные акты о первоочередном
предоставлении субсидий и сертификатов участникам подпрограммы
противоречат Жилищному кодексу РФ и применению не подлежат.
В судебном заседании заявитель Г. настаивал на удовлетворении
своих требований и пояснил, что Жилищный кодекс РФ предусматривает
предоставление жилья гражданам в порядке очередности исходя из
времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку приобретение жилья с помощью жилищного сертификата
является одной из форм улучшения жилищных условий граждан, то
жилищные сертификаты должны предоставляться в том же порядке, то
есть исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
Представители Правительства Российской Федерации Маковоз Т.С. и
Парамонова В.Г. возражали против удовлетворения заявления Г.,
указав, что Правительство Российской Федерации, принимая
Постановления N 700 от 20 ноября 2003 года и N 522 от 7 октября
2004 года, действовало в строгом соответствии с п. 14 ст. 15
Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" и своих полномочий не превысило. Указанные
Постановления, вопреки заявлению Г., Конституции РФ и Федеральному
закону "О статусе военнослужащих" не противоречат. Кроме того,
участие в подпрограмме добровольное, прав заявителя и других ее
участников не нарушает, в том числе потому, что с 2005 года
увольняемые военнослужащие обеспечиваются жильем с помощью
жилищных сертификатов федеральными органами исполнительной власти,
в которых предусмотрена военная служба. Граждане, уволенные с
военной службы и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных
условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 года,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
будут обеспечены жилищными сертификатами в течение сроков,
предусмотренных Подпрограммой.
Выслушав объяснения заявителя Г., а также представителей
Правительства Российской Федерации Маковоз Т.С. и Парамоновой
В.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым заявителю в
удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит заявление Г. не подлежащим
удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, определенным в законе
категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется
бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных
и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом
нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что
определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные
условия не только путем получения жилья по договору социального
найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение
путем получения ГЖС.
В частности, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона
от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", право на
обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших
на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005
года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств
федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных
сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по месту постановки на учет.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 названного Закона,
обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую
продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-
штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места
жительства осуществляется федеральными органами исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств
федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том
числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, при реализации ГЖС гражданами, уволенными с
военной службы и вставшими на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005
года, а также военнослужащими - гражданами, подлежащими увольнению
по указанным основаниям, выделение безвозмездной субсидии
производится за счет федерального бюджета.
В соответствии со ст. 114 и 115 Конституции Российской
Федерации Правительство РФ разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение, а также на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов
Президента Российской Федерации издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Согласно ст. ст. 13, 15 и 23 Федерального конституционного
закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской
Федерации" Правительство РФ правомочно формировать федеральные
целевые программы и обеспечивать их реализацию, разрабатывать и
представлять Государственной Думе федеральный бюджет и
обеспечивать его исполнение. Кроме того, на основании и во
исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов
Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации
издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
С этой целью, а также для обеспечения жильем семей
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, иных
категорий лиц, а также граждан, уволенных с военной службы,
Правительством РФ утверждены подпрограмма "Государственные
жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящая в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
(Постановление Правительства РФ N 700 от 20 ноября 2003 года), и
Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов
в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные
сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление
Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года).
Таким образом, Правительство Российской Федерации, принимая
соответствующие Постановления, действовало в пределах своих
полномочий, а указание в них о первоочередном предоставлении
субсидий и сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, не
имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам,
подлежащим переселению из закрытых военных городков, Конституции
РФ и Федеральному закону "О статусе военнослужащих" не
противоречит.
Действительно, в соответствии с положениями ст. 33 ЖК РСФСР,
действовавшего ранее, и в силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, предоставление
жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в порядке
очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Однако это не свидетельствует о том, что положения оспариваемых
нормативных актов о первоочередном предоставлении субсидий и
жилищных сертификатов участникам подпрограммы противоречат
действующему законодательству и применению не подлежат.
Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным
законодательством, установлен ст. 4 ЖК РФ, к которым обеспечение
военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, ГЖС не
относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения
граждан жильем посредством жилищных сертификатов и ЖК РСФСР.
Кроме того, из содержания оспариваемых нормативных актов
(Постановление Правительства РФ N 700 от 20 ноября 2003 года и
Постановление Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года)
следует, что Подпрограмма и Правила утверждены Правительством РФ,
входят в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы и регулируют особый вид правоотношений между
государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с
предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным
законодательством, а с финансовым обеспечением реализации права
указанной категории граждан на жилище.
Таким образом, закрепив за гражданами - участниками
подпрограммы, не имеющими жилых помещений для постоянного
проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а
также гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных
городков, право на первоочередное получение субсидий и жилищных
сертификатов, Правительство РФ не лишило остальные категории
граждан - участников подпрограммы права на получение субсидий и
сертификатов, а лишь упорядочило их выдачу.
Следует иметь в виду, что в соответствии с положениями
Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010
годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на
2002 - 2010 годы, участие в подпрограмме является добровольным.
Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов,
обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в
подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане -
дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить
свои жилищные условия путем приобретения жилья с помощью жилищного
сертификата, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
Что касается Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998
года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению
с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас
или отставку и службы в органах внутренних дел, а также
военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной
службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении
жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в
редакции Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 года N
475), на которое ссылается заявитель, то оно в данном случае не
препятствовало Правительству РФ в рамках имеющихся у него
полномочий и с целью реализации Подпрограммы "Государственные
жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, внести
изменения в очередность выделения субсидий и предоставления
жилищных сертификатов определенным категориям граждан - участникам
подпрограммы, не имеющим жилья вовсе либо подлежащим переселению
из закрытых военных городков.
Отсутствие в оспариваемых нормативных актах подробной
регламентации порядка составления списка первоочередников граждан
- участников подпрограммы не может служить основанием для
признания данных актов противоречащими федеральному закону или
другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. По
смыслу пунктов 15 и 17 Правил следует, что при реализации
подпрограммы учитываются интересы как лиц, не имеющих жилья для
постоянного проживания на территории Российской Федерации и
подлежащих переселению из закрытых военных городков, так и других
категорий граждан - участников подпрограммы, признанных
нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного требования Г. об оспаривании положений
Подпрограммы и Правил по указанным им основаниям удовлетворению не
подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
в удовлетворении заявления о признании недействующим указания в
разделе 2 Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на
2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме
"Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы,
входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы", о том, что "субсидии предоставляются в первую очередь
гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений
для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за
ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из
закрытых военных городков", и пункта 7 Правил выпуска и погашения
государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010
годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на
2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N
522 от 7 октября 2004 года "О некоторых вопросах по реализации
подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010
годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на
2002 - 2010 годы", в соответствии с которым "в первую очередь
сертификаты предоставляются гражданам, указанным в пункте 4
настоящих Правил, не имеющим жилых помещений для постоянного
проживания на территории Российской Федерации и признанным в
качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий", - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
|