Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.08.2005 N ВКПИ05-75 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ОТДЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА 2 ПОДПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ" НА 2004 2010 ГОДЫ, ВХОДЯЩЕЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 2010 ГОДЫ И ПУНКТА 7 (ЧАСТИЧНО) ПРАВИЛ ВЫПУСКА И ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 3 августа 2005 г. N ВКПИ05-75
   
       Именем Российской Федерации
   
       Военная   коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
   составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда Российской Федерации         Калиниченко Ю.А.,
       при секретаре - капитане юстиции                Старкове Д.М.,
       с участием заявителя                                       Г.,
       представителей ответчика                          Маковоз Т.С.
                                                  и Парамоновой В.Г.,
       старшего военного прокурора отдела
       Главной военной прокуратуры
       полковника юстиции                                Титова Н.П.,
   
       рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
   заявлению  гражданина  Г.  о  признании  недействующим  указания  в
   разделе  2  Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты"  на
   2004  -  2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы
   "Жилище"  на  2002  - 2010 годы (далее по тексту  -  Подпрограммы),
   утвержденной  Постановлением Правительства РФ  от  20  ноября  2003
   года  N  700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты"
   на  2004  -  2010  годы,  входящей  в  состав  федеральной  целевой
   программы  "Жилище"  на 2002 - 2010 годы",  о  том,  что  "субсидии
   предоставляются   в   первую   очередь   гражданам   -   участникам
   подпрограммы,   не   имеющим   жилых  помещений   для   постоянного
   проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами,  а
   также   гражданам,  подлежащим  переселению  из  закрытых   военных
   городков"  и  пункта  7 Правил выпуска и погашения  государственных
   жилищных    сертификатов    в   рамках   реализации    подпрограммы
   "Государственные  жилищные  сертификаты"  на  2004  -  2010   годы,
   входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002  -
   2010  годы  (далее по тексту - Правил), утвержденных Постановлением
   Правительства  РФ  N  522  от  7 октября  2004  года  "О  некоторых
   вопросах   по  реализации  подпрограммы  "Государственные  жилищные
   сертификаты"  на  2004 - 2010 годы, входящей в  состав  федеральной
   целевой  программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии  с
   которым  "в  первую очередь сертификаты предоставляются  гражданам,
   указанным  в пункте 4 настоящих Правил, не имеющим жилых  помещений
   для  постоянного  проживания на территории Российской  Федерации  и
   признанным в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий",
   
                              установила:
   
       Г.  обратился  в  Верховный  Суд РФ  с  заявлением,  в  котором
   утверждает,  что указанные им нормативные акты Правительства  РФ  в
   оспариваемой части противоречат Федеральному закону от 27 мая  1998
   года  N  76-ФЗ  "О статусе военнослужащих" и лишают  его  права  на
   получение  государственного жилищного сертификата (далее по  тексту
   -  ГЖС) в порядке общей очереди исходя из времени принятия на  учет
   нуждающихся в улучшении жилищных условий.
       Кроме   того,  Г.  полагает,  что  положения  о  первоочередном
   предоставлении  сертификатов  и  субсидий  участникам  подпрограммы
   противоречат пп. "а" и "б" п. 7 Постановления Правительства  РФ  от
   6  сентября  1998  года  N  1054 "О порядке  учета  военнослужащих,
   подлежащих  увольнению  с военной службы, и  граждан,  уволенных  с
   военной  службы в запас или отставку и службы в органах  внутренних
   дел,   а   также   военнослужащих  и  сотрудников   государственной
   противопожарной  службы,  нуждающихся в получении  жилых  помещений
   или   улучшении  жилищных  условий  в  избранном  постоянном  месте
   жительства"  (в  редакции  Постановления  Правительства  РФ  от   8
   августа  2003 года N 475), в силу которых отсутствие жилой площади,
   равно  как  и  наличие  жилой площади на одного  члена  семьи  ниже
   предела   социальной   нормы   общей  площади   жилого   помещения,
   устанавливаемого законодательством Российской Федерации и  органами
   исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  не  являются
   основаниями  для  первоочередного получения жилого  помещения.  Тем
   более   что   в   соответствии  с  пунктами  28  и  29   названного
   Постановления   жилье   и   жилищные  сертификаты   предоставляются
   гражданам,  уволенным  с  военной  службы,  и  членам   их   семей,
   состоящим на учете, в порядке общей очереди.
       По   мнению   заявителя,   указанные   положения   оспариваемых
   нормативных  актов  также  вступают в противоречие  с  требованиями
   последующих  разделов  самих Правил, которые  не  содержат  в  себе
   указаний  о  порядке  включения граждан,  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий и изъявивших желание участвовать  в  подпрограмме
   ГЖС,   в   списки   первой,  второй  и  последующих   очередей,   а
   предусматривают единый список получателей жилищных  сертификатов  в
   планируемом году.
       В  заключение  заявитель ссылается на п. 1 ст.  4  Федерального
   закона  от  29  декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении  в  действие
   Жилищного  кодекса Российской Федерации", в соответствии с  которым
   предусмотрено, что впредь до приведения в соответствие  с  Жилищным
   кодексом  Российской  Федерации законов и иных  нормативных  актов,
   действующих  на  территории Российской  Федерации,  законы  и  иные
   нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку  они  не
   противоречат  Жилищному кодексу Российской Федерации  и  настоящему
   Федеральному закону.
       Поскольку  положения  Жилищного кодекса РФ  не  предусматривают
   предоставления жилых помещений в первоочередном порядке,  заявитель
   полагает,  что  оспариваемые им нормативные акты  о  первоочередном
   предоставлении  субсидий  и  сертификатов  участникам  подпрограммы
   противоречат Жилищному кодексу РФ и применению не подлежат.
       В  судебном  заседании заявитель Г. настаивал на удовлетворении
   своих  требований и пояснил, что Жилищный кодекс РФ предусматривает
   предоставление  жилья  гражданам в порядке  очередности  исходя  из
   времени  принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
   Поскольку   приобретение  жилья  с  помощью  жилищного  сертификата
   является  одной  из  форм улучшения жилищных  условий  граждан,  то
   жилищные  сертификаты должны предоставляться в том же  порядке,  то
   есть  исходя  из  времени принятия граждан на  учет  нуждающихся  в
   улучшении жилищных условий.
       Представители Правительства Российской Федерации Маковоз Т.С. и
   Парамонова  В.Г.  возражали  против  удовлетворения  заявления  Г.,
   указав,    что   Правительство   Российской   Федерации,   принимая
   Постановления  N 700 от 20 ноября 2003 года и N 522  от  7  октября
   2004  года,  действовало в строгом соответствии  с  п.  14  ст.  15
   Федерального  закона  от  27  мая 1998  года  N  76-ФЗ  "О  статусе
   военнослужащих"   и   своих  полномочий  не  превысило.   Указанные
   Постановления, вопреки заявлению Г., Конституции РФ и  Федеральному
   закону  "О  статусе  военнослужащих" не противоречат.  Кроме  того,
   участие  в  подпрограмме добровольное, прав заявителя и  других  ее
   участников  не  нарушает,  в том числе  потому,  что  с  2005  года
   увольняемые   военнослужащие  обеспечиваются   жильем   с   помощью
   жилищных сертификатов федеральными органами исполнительной  власти,
   в  которых  предусмотрена  военная служба.  Граждане,  уволенные  с
   военной  службы и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных
   условий  в  муниципальных  образованиях  до  1  января  2005  года,
   органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
   будут   обеспечены  жилищными  сертификатами  в   течение   сроков,
   предусмотренных Подпрограммой.
       Выслушав   объяснения  заявителя  Г.,  а  также  представителей
   Правительства  Российской  Федерации  Маковоз  Т.С.  и  Парамоновой
   В.Г.,  исследовав  материалы  дела и заслушав  заключение  старшего
   военного  прокурора  отдела Главной военной прокуратуры  полковника
   юстиции   Титова   Н.П.,   полагавшего  необходимым   заявителю   в
   удовлетворении   его   требований   отказать,   Военная    коллегия
   Верховного   Суда   РФ   находит   заявление   Г.   не   подлежащим
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В  силу  ч.  3  ст.  40 Конституции РФ, определенным  в  законе
   категориям  граждан,  нуждающимся  в  жилище,  оно  предоставляется
   бесплатно  или за доступную плату из государственных, муниципальных
   и  других  жилищных фондов в соответствии с установленными  законом
   нормами.
       Законодательством   Российской  Федерации  предусмотрено,   что
   определенные   категории  граждан  могут  улучшить  свои   жилищные
   условия  не  только  путем получения жилья по договору  социального
   найма,  но  и  с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение
   путем получения ГЖС.
       В  частности, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального  закона
   от  27  мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", право  на
   обеспечение  жильем граждан, уволенных с военной  службы,  вставших
   на  учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января  2005
   года  в  муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств
   федерального   бюджета   путем  выдачи   государственных   жилищных
   сертификатов  органами исполнительной власти  субъектов  Российской
   Федерации по месту постановки на учет.
       Кроме  того,  в соответствии с п. 14 ст. 15 названного  Закона,
   обеспечение   жильем  военнослужащих  -  граждан,   имеющих   общую
   продолжительность военной службы 10 лет и более, при  увольнении  с
   военной  службы  по достижении ими предельного возраста  пребывания
   на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-
   штатными  мероприятиями  и  членов  их  семей  при  перемене  места
   жительства   осуществляется  федеральными  органами  исполнительной
   власти,  в  которых предусмотрена военная служба, за  счет  средств
   федерального бюджета на строительство и приобретение жилья,  в  том
   числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
       Таким  образом,  при  реализации ГЖС гражданами,  уволенными  с
   военной   службы  и  вставшими  на  учет  нуждающихся  в  улучшении
   жилищных  условий  в муниципальных образованиях до  1  января  2005
   года,  а также военнослужащими - гражданами, подлежащими увольнению
   по   указанным   основаниям,   выделение   безвозмездной   субсидии
   производится за счет федерального бюджета.
       В   соответствии  со  ст.  114  и  115  Конституции  Российской
   Федерации    Правительство   РФ   разрабатывает   и    представляет
   Государственной   Думе  федеральный  бюджет  и   обеспечивает   его
   исполнение,  а  также  на  основании и  во  исполнение  Конституции
   Российской  Федерации,  федеральных  законов,  нормативных   указов
   Президента    Российской   Федерации   издает    постановления    и
   распоряжения, обеспечивает их исполнение.
       Согласно  ст.  ст.  13,  15 и 23 Федерального  конституционного
   закона  от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской
   Федерации"  Правительство  РФ  правомочно  формировать  федеральные
   целевые  программы  и обеспечивать их реализацию,  разрабатывать  и
   представлять    Государственной   Думе   федеральный    бюджет    и
   обеспечивать  его  исполнение.  Кроме  того,  на  основании  и   во
   исполнение    Конституции    Российской   Федерации,    федеральных
   конституционных  законов, федеральных законов,  нормативных  указов
   Президента Российской Федерации Правительство Российской  Федерации
   издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
       С   этой   целью,   а  также  для  обеспечения   жильем   семей
   военнослужащих,  подлежащих  увольнению  с  военной  службы,   иных
   категорий  лиц,  а  также  граждан,  уволенных  с  военной  службы,
   Правительством    РФ   утверждены   подпрограмма   "Государственные
   жилищные  сертификаты"  на  2004 - 2010  годы,  входящая  в  состав
   федеральной  целевой  программы  "Жилище"  на  2002  -  2010   годы
   (Постановление Правительства РФ N 700 от 20 ноября  2003  года),  и
   Правила  выпуска и погашения государственных жилищных  сертификатов
   в   рамках   реализации   подпрограммы  "Государственные   жилищные
   сертификаты"  на  2004 - 2010 годы, входящей в  состав  федеральной
   целевой  программы  "Жилище"  на 2002 -  2010  годы  (Постановление
   Правительства РФ N 522 от 7 октября 2004 года).
       Таким  образом,  Правительство Российской  Федерации,  принимая
   соответствующие   Постановления,  действовало  в   пределах   своих
   полномочий,  а  указание  в  них  о  первоочередном  предоставлении
   субсидий  и  сертификатов гражданам - участникам  подпрограммы,  не
   имеющим  жилых  помещений для постоянного проживания на  территории
   Российской   Федерации  и  за  ее  пределами,  а  также  гражданам,
   подлежащим  переселению из закрытых военных  городков,  Конституции
   РФ   и   Федеральному   закону   "О  статусе   военнослужащих"   не
   противоречит.
       Действительно, в соответствии с положениями ст.  33  ЖК  РСФСР,
   действовавшего  ранее, и в силу ч. 1 ст. 57 ЖК  РФ,  предоставление
   жилых   помещений   гражданам,  состоящим  на  учете   в   качестве
   нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в  порядке
   очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
       Однако это не свидетельствует о том, что положения оспариваемых
   нормативных  актов  о  первоочередном  предоставлении  субсидий   и
   жилищных    сертификатов   участникам   подпрограммы   противоречат
   действующему законодательству и применению не подлежат.
       Исключительный   перечень  отношений,   регулируемых   жилищным
   законодательством,  установлен ст. 4 ЖК РФ, к  которым  обеспечение
   военнослужащих   и  лиц,  уволенных  с  военной  службы,   ГЖС   не
   относится.  Не  предусматривал правовых оснований  для  обеспечения
   граждан жильем посредством жилищных сертификатов и ЖК РСФСР.
       Кроме   того,  из  содержания  оспариваемых  нормативных  актов
   (Постановление  Правительства РФ N 700 от 20  ноября  2003  года  и
   Постановление  Правительства  РФ N 522  от  7  октября  2004  года)
   следует,  что Подпрограмма и Правила утверждены Правительством  РФ,
   входят  в состав федеральной целевой программы "Жилище" на  2002  -
   2010   годы   и   регулируют   особый  вид   правоотношений   между
   государством  и  военнослужащими  -  гражданами,  связанных  не   с
   предоставлением  жилья  в  натуре, как это  предусмотрено  жилищным
   законодательством,  а  с финансовым обеспечением  реализации  права
   указанной категории граждан на жилище.
       Таким   образом,   закрепив   за   гражданами   -   участниками
   подпрограммы,   не   имеющими  жилых  помещений   для   постоянного
   проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами,  а
   также  гражданами,  подлежащими  переселению  из  закрытых  военных
   городков,  право  на первоочередное получение субсидий  и  жилищных
   сертификатов,  Правительство  РФ  не  лишило  остальные   категории
   граждан  -  участников подпрограммы права на получение  субсидий  и
   сертификатов, а лишь упорядочило их выдачу.
       Следует   иметь  в  виду,  что  в  соответствии  с  положениями
   Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 -  2010
   годы,  входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"  на
   2002  -  2010  годы, участие в подпрограмме является  добровольным.
   Органы  исполнительной власти, осуществляющие выдачу  сертификатов,
   обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии  в
   подпрограмме,  об  условиях ее реализации, а указанные  граждане  -
   дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
       Поэтому,  изъявив желание участвовать в Подпрограмме и улучшить
   свои  жилищные условия путем приобретения жилья с помощью жилищного
   сертификата, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
       Что  касается Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998
   года  N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению
   с  военной  службы, и граждан, уволенных с военной службы  в  запас
   или   отставку  и  службы  в  органах  внутренних  дел,   а   также
   военнослужащих   и   сотрудников  государственной   противопожарной
   службы,  нуждающихся  в  получении жилых  помещений  или  улучшении
   жилищных  условий  в  избранном  постоянном  месте  жительства"  (в
   редакции  Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003  года  N
   475),  на  которое ссылается заявитель, то оно в данном  случае  не
   препятствовало   Правительству  РФ  в  рамках  имеющихся   у   него
   полномочий  и  с  целью  реализации  Подпрограммы  "Государственные
   жилищные  сертификаты"  на  2004 - 2010  годы,  входящей  в  состав
   федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы,  внести
   изменения   в   очередность  выделения  субсидий  и  предоставления
   жилищных  сертификатов определенным категориям граждан - участникам
   подпрограммы,  не  имеющим жилья вовсе либо подлежащим  переселению
   из закрытых военных городков.
       Отсутствие   в   оспариваемых   нормативных   актах   подробной
   регламентации  порядка составления списка первоочередников  граждан
   -   участников   подпрограммы  не  может  служить  основанием   для
   признания  данных  актов  противоречащими федеральному  закону  или
   другому  нормативному акту, имеющему большую юридическую  силу.  По
   смыслу   пунктов  15  и  17  Правил  следует,  что  при  реализации
   подпрограммы  учитываются интересы как лиц, не  имеющих  жилья  для
   постоянного   проживания  на  территории  Российской  Федерации   и
   подлежащих переселению из закрытых военных городков, так  и  других
   категорий    граждан   -   участников   подпрограммы,    признанных
   нуждающимися в улучшении жилищных условий.
       На основании изложенного требования Г. об оспаривании положений
   Подпрограммы и Правил по указанным им основаниям удовлетворению  не
   подлежат.
       Руководствуясь  ст. ст. 194 - 199, 252 и 253  ГПК  РФ,  Военная
   коллегия Верховного Суда РФ
   
                                решила:
   
       в удовлетворении заявления о признании недействующим указания в
   разделе  2  Подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты"  на
   2004  -  2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы
   "Жилище"   на   2002  -  2010  годы,  утвержденной   Постановлением
   Правительства  РФ  от  20 ноября 2003 года N  700  "О  подпрограмме
   "Государственные  жилищные  сертификаты"  на  2004  -  2010   годы,
   входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002  -
   2010  годы", о том, что "субсидии предоставляются в первую  очередь
   гражданам  -  участникам подпрограммы, не имеющим  жилых  помещений
   для постоянного проживания на территории Российской Федерации и  за
   ее   пределами,  а  также  гражданам,  подлежащим  переселению   из
   закрытых  военных городков", и пункта 7 Правил выпуска и  погашения
   государственных   жилищных   сертификатов   в   рамках   реализации
   подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 -  2010
   годы,  входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"  на
   2002  - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства  РФ  N
   522  от  7  октября 2004 года "О некоторых вопросах  по  реализации
   подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 -  2010
   годы,  входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище"  на
   2002  -  2010  годы", в соответствии с которым  "в  первую  очередь
   сертификаты  предоставляются  гражданам,  указанным  в   пункте   4
   настоящих  Правил,  не  имеющим  жилых  помещений  для  постоянного
   проживания  на  территории  Российской  Федерации  и  признанным  в
   качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий", - отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано  в  Кассационную   коллегию
   Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со  дня  его
   вынесения в окончательной форме.
   
                                                  Председательствующий
                                                 Судья Верховного Суда
                                                  Российской Федерации
                                                       Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz