ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
3 августа 2005 г.
N 01И-387/05
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 22.08.2004 N 122-ФЗ В ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ СПЕЦИАЛИСТАМИ РОСЗДРАВНАДЗОРА
В первом полугодии 2005 года специалистами Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения и социального развития было
проведено 19 проверок в 15 субъектах Российской Федерации: г.
Нижний Новгород (3 раза), Брянская, Калужская, Владимирская,
Кировская области, г. Владивосток, Пермская область, г. Санкт-
Петербург, г. Рязань (2 раза), г. Белгород и область (2 раза),
Московская область, Республика Карелия, Ярославская область, г.
Тула и область, г. Ростов-на-Дону и Ростовская область, по
контролю за реализацией Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ
в части дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Проверки вышеперечисленных субъектов Российской Федерации были
обусловлены проблемами в реализации Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного
обеспечения (ДЛО) такими, как: дефектура лекарственных средств,
высокий процент отказов населения, большой процент взятых на
обеспечение рецептов, несогласованность действий участников ДЛО и
другие.
Цель проверок выявить проблемы, донести информацию о ситуации
до участников ДЛО и руководства субъектов Российской Федерации,
найти пути решения возникших проблем.
В результате проверок выявлено, что на всех проверенных
территориях с 01.01.2005 начата реализация Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ в части ДЛО, для чего:
- определены аптечные, лечебно-профилактические учреждения,
участвующие в реализации ДЛО;
- составлены регистры населения и врачей;
- лечебно-профилактические учреждения обеспечены рецептурными
бланками нового образца;
- большинство аптечных учреждений оснащены компьютерной
техникой и программным обеспечением;
- поставлены лекарственные средства на общую сумму 20593376
тыс. рублей по 322 международным непатентованным наименованиям и
1031 торговому наименованию, выписано 69310575 рецептов, отпущено
лекарственных средств по 64958989 рецептам на общую сумму 12225112
тыс. рублей.
Однако при проверке реализации Федерального закона от
22.08.2004 N 122-ФЗ выявлены недостатки, характерные практически
для всех субъектов Российской Федерации, которые как прямо, так и
косвенно влияют на вопросы качества лекарственного обеспечения
населения в системе ДЛО, а именно:
- в большинстве аптек и лечебно-профилактических учреждений
отсутствует необходимый набор нормативной документации,
специалисты не владеют необходимыми знаниями;
- в ряде субъектов Российской Федерации в аптеках имелись
очереди в отделы по отпуску льготных лекарственных средств;
- имеют место случаи установки сокращенного режима времени
работы отделов, занимающихся отпуском льготных лекарственных
средств, что ущемляет интересы граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи;
- в большинстве регионов выписка рецептов врачами лечебно-
профилактических учреждений осуществляется по торговым
наименованиям;
- практически во всех проверенных субъектах имеются проблемы с
ведением журналов так называемого "неудовлетворенного спроса", а
именно: не все рецепты регистрируются, не всегда больным
сообщается о поступлении лекарственных препаратов, записи могут не
содержать сведений о дате постановки на учет и обеспечении
больного, нет адреса и телефона;
- как в аптеках, так и у фармацевтических организаций,
осуществляющих поставки лекарственных средств в регион,
отсутствует документооборот по заявкам, а также регламент
взаимодействия участников системы ДЛО;
- имеют место проблемы с обеспечением компьютерной техникой и
программным обеспечением, как в аптеках, так и в лечебно-
профилактических учреждениях;
- не решены вопросы облегчения работы врачей по выписке
рецептов;
- имеются задержки в оплате за отпущенные лекарственные
средства, связанные с проблемами оформления реестров и счетов, что
связано с увеличением объема выписанных рецептов.
Однако главными недостатками в работе всех субъектов Российской
Федерации по ДЛО являются:
1. Со стороны субъекта Российской Федерации:
1.1. низкое качество составления заявок определения потребности
в лекарственных средствах. В процесс составления заявок не
вовлечены лечебно-профилактические учреждения, ряд препаратов не
заявляется, а затем оказывается востребованным, заявки многократно
корректируются;
1.2. отсутствие системы управления товарными запасами,
выраженной в том, что препарат имеется в наличии на складе и в
аптеках, и в то же время рецепты принимаются на обеспечение и
долгое время не обеспечиваются;
1.3. отсутствует система информационного взаимодействия
участников ДЛО.
2. Со стороны фармацевтических организаций, осуществляющих
поставки лекарственных средств - это дефектура по лекарственным
средствам, отпускаемым по бесплатным рецептам.
Необходимо отметить, что в ряде регионов по реализации
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ достигнута стабилизация
обстановки, намечены пути устранения проблемных вопросов,
начинается организация центров по выписке и обработке рецептов,
организуются аптечные пункты при лечебно-профилактических
учреждениях для приближения лекарственной помощи к населению. Тем
не менее, много еще нерешенных проблем и в связи с этим,
Росздравнадзор предлагает обратить внимание на устранение
вышеперечисленных недостатков, а всем остальным субъектам принять
к сведению проблемы, характерные практически для всех регионов,
для их своевременного устранения.
Одновременно сообщаем, что со своей стороны Росздравнадзор
продолжит контроль и мониторинг за реализацией Федерального закона
от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Руководитель Федеральной службы
Р.У.ХАБРИЕВ
|