ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2005 г. N 25-27/7746
Направляем для использования в работе "Обзор практики
применения законодательства о назначении и выплате ежемесячной
денежной выплаты за I полугодие 2005 года".
Заместитель начальника
Департамента организации
назначения и выплаты пенсий
И.В.ПИСАРЕВА
Приложение
ОБЗОР
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ
Вопрос 1. Гражданину, являющемуся ветераном труда с 1 января
2005 года установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии
с региональным законодательством, в размере 200 рублей. 21 января
2005 года он обращается за назначением ежемесячной денежной
выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-
ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С какого срока назначается ежемесячная денежная выплата по
федеральному законодательству?
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", а также
федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения,
меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным
законодательством, так и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными
правовыми актами Российской Федерации, являются расходными
обязательствами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными
законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
являются расходными обязательствами субъектов Российской
Федерации.
При этом, как показывает анализ положений названного
Федерального закона, федеральное законодательство не запрещает
субъектам Российской Федерации в числе мер социальной поддержки
устанавливать выплату денежной суммы отдельным категориям граждан,
которым ранее предоставлялись социальные гарантии по федеральному
законодательству.
Необходимо учитывать, что в целях обеспечения реализации прав
граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных
услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного
расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты
и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение
федерального регистра лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи (пункт 1 статьи 6.4 Федерального
закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной
помощи").
Согласно статье 6.3 Федерального закона 17.07.1999 N 178-ФЗ
учет прав граждан на получение социальных услуг, указанных в
статье 6.2 этого же Закона, осуществляется по месту жительства
гражданина с даты установления ему в соответствии с
законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной
выплаты.
Это означает, что основанием для включения в Федеральный
регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной
помощи (далее - Регистр), соответствующей информации о гражданине,
является установление гражданину ежемесячной денежной выплаты по
федеральному законодательству, а прекращение указанной ежемесячной
денежной выплаты является основанием для исключения информации о
гражданине из Регистра.
Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным
категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 30.11.2004 N 294, определены правила назначения,
прекращения и выплаты ежемесячной денежной выплаты.
Согласно названному Порядку ежемесячная денежная выплата
назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения
права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты
считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда
Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается на срок, в течение
которого гражданин относится к данной категории лиц, имеющих право
на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 этого же Порядка ежемесячная
денежная выплата прекращается в случаях смерти гражданина либо
утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату.
В контексте пункта 29 Порядка под утратой права на ежемесячную
денежную выплату, в частности, понимается истечение срока
признания лица инвалидом, истечение срока, в течение которого
гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную
денежную выплату, обнаружение обстоятельств или документов,
опровергающих достоверность сведений, представленных в
подтверждение права на указанную выплату, и т.д.
В случае утраты права ежемесячная денежная выплата прекращается
с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили
обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на
ежемесячную денежную выплату.
Учитывая изложенное, нормы об условиях осуществления
ежемесячной денежной выплаты, в том числе и об установлении одной
указанной выплаты по выбору гражданина (в более высоком размере),
предусмотренные федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, нельзя распространить на
случаи установления ежемесячной денежной выплаты по
законодательству субъектов Российской Федерации.
Применительно к ситуации, изложенной в запросе, это означает,
что ежемесячная денежная выплата должна быть назначена с даты
обращения, то есть с 21 января 2005 года.
В то же время в законодательстве некоторых субъектов Российской
Федерации, принятом во исполнение Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
содержатся прямые ограничительные нормы об условиях назначения
денежной выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации, в частности об отсутствии у
гражданина ежемесячной денежной выплаты в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В силу норм пункта 5 статьи 6.4 Федерального закона от
17.07.1999 N 178-ФЗ сведения о лицах, содержащиеся в Федеральном
регистре лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом,
предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации безвозмездно.
Контроль за правильным применением законодательства органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут
осуществлять на основании данных о лицах, содержащихся в
Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи. В необходимых случаях
территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации
могут выдавать соответствующие сведения по запросам органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес ОПФР по
Владимирской области от 09.06.2005 N ЛЧ-25-27/6015.)
Вопрос 2. В управление ПФР за назначением ежемесячной денежной
выплаты обратился ветеран подразделений особого риска, ставший
инвалидом вследствие ранения, полученного при исполнении
обязанностей военной службы, связанного с непосредственным
участием в действиях подразделений особого риска. В качестве
правоподтверждающих документов представил два удостоверения: одно
- ветерана подразделений особого риска, второе - инвалида о праве
на льготы. По какому основанию должна быть назначена ежемесячная
денежная выплата?
Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого
риска регулируются Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия
Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
на граждан из подразделений особого риска" <*>.
--------------------------------
<*> Далее именуется Постановление от 27.12.1991.
В соответствии с пунктом 1 Постановления от 27.12.1991 на
граждан из подразделений особого риска распространяется действие
Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" <*> в пределах, установленных указанным
Постановлением.
--------------------------------
<*> Далее именуется Закон от 15.05.1991.
Нормами пункта 2 Постановления от 27.12.1991 гражданам из
подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируются
меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части
первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1,
статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой),
частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункту 1 части третьей статьи 27.1 Закона от
15.05.1991 ежемесячная денежная выплата инвалидам вследствие
чернобыльской катастрофы устанавливается в размере 1000 рублей.
Следовательно, гражданам из подразделений особого риска,
ставшим инвалидами, гарантируется ежемесячная денежная выплата в
размере 1000 рублей.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны,
распространяются на военнослужащих и лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной
противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения,
контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей
военной службы (служебных обязанностей) (пункт 3 статьи 14
Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" <*>).
--------------------------------
<*> Далее именуется Закон от 12.01.1995.
Основанием для отнесения лица к указанной категории является
наступление инвалидности вследствие ранения, контузии или увечья,
связанных с исполнением обязанностей военной службы (служебных
обязанностей), факт наступления которой устанавливается
федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Положениями пункта 2 Рекомендаций о порядке медицинского
освидетельствования во ВТЭК граждан из подразделений особого риска
для установления инвалидности, утвержденных Приказом Министерства
социальной защиты населения Российской Федерации от 07.05.1993 N
88, предусмотрено, что при наличии признаков инвалидности вопрос о
связи ее причины с непосредственным участием в действиях
подразделений особого риска определяется по представлению
удостоверения "Ветеран подразделений особого риска" и заключения
медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) Комитета ветеранов
подразделений особого риска Российской Федерации о причине
заболевания, травмы, увечья, ранения или контузии. Связь
инвалидности с участием в действиях подразделений особого риска
определяется в том случае, если по заключению медико-социальной
экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска
Российской Федерации она установлена в отношении последствий
заболевания, травмы, увечья, ранения или контузии, приведших к
инвалидности.
При этом для военнослужащих причина инвалидности формулируется:
"увечье (травма, ранение, контузия, заболевание), полученное при
исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным
участием в действиях подразделений особого риска".
Изложенное означает, что на ветеранов подразделений особого
риска, ставших инвалидами вследствие увечья, ранения, контузии,
полученных при исполнении обязанностей военной службы и связанных
с непосредственным участием в действиях подразделений особого
риска, распространяются положения пункта 3 статьи 14 Закона от
12.01.1995 о приравнивании их по мерам социальной поддержки к
инвалидам войны.
Нормами пункта 28 Положения о льготах для инвалидов
Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209,
предусмотрено, что инвалидам Отечественной войны и инвалидам,
приравненным к ним, выдаются соответственно "Удостоверение
инвалида Отечественной войны" и "Удостоверение инвалида о праве на
льготы", являющиеся документами, подтверждающими право на
установленные льготы.
Условия предоставления мер социальной поддержки в виде
ежемесячной денежной выплаты инвалидам войны определены в статье
23.1 Закона от 12.01.1995, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4
которой ежемесячная денежная выплата указанной категории граждан
устанавливается в размере 2000 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 154 Закона от 22.08.2004 с 1 января по
31 декабря 2005 года ежемесячная денежная выплата инвалидам
Великой Отечественной войны выплачивается в размере 1550 рублей.
Таким образом, ветераны подразделений особого риска, ставшие
инвалидами вследствие увечья, ранения, контузии, полученных при
исполнении обязанностей военной службы, связанного с
непосредственным участием в действиях подразделений особого риска,
имеют право на ежемесячную денежную выплату как инвалиды
Отечественной войны в размере 2000 рублей (в 2005 году - 1550
рублей).
В рассматриваемом примере гражданин, относящийся к категории
ветеранов подразделений особого риска, имеет два удостоверения:
одно - ветерана подразделений особого риска, второе - инвалида о
праве на льготы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Закона от 12.01.1995
гражданам, имеющим право на ежемесячную денежную выплату по
указанному федеральному закону или иному нормативному правовому
акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за
исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в
соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О
социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне"), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо
по указанному Федеральному закону, либо по другому федеральному
закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от
24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".
Таким образом, в рассматриваемой ситуации гражданин из
подразделения особого риска имеет право на ежемесячную денежную
выплату одновременно по двум основаниям: как ветеран подразделений
особого риска в размере 1000 рублей и как военнослужащий,
получивший ранение, контузию или увечье при исполнении
обязанностей военной службы, в размере 1550 рублей, либо как
ветеран подразделений особого риска в размере 1000 рублей и как
инвалид от общего заболевания, или заболевания, полученного при
исполнении обязанностей военной службы, или других причин, в
зависимости от степени ограничения способности к трудовой
деятельности.
(Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес ОПФР по
Пензенской области от 08.04.2005 N ЛЧ-25-27/3482.)
Вопрос 3. В каком размере должна быть установлена ежемесячная
денежная выплата инвалидам с детства вследствие ранения, контузии
или увечья, связанного с боевыми действиями в период Великой
Отечественной войны?
Согласно подпункту "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2
Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее -
Закон от 12.01.1995) инвалиды с детства вследствие ранения,
контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период
Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, отнесены к
участникам Великой Отечественной войны.
Основанием для отнесения лица к указанной категории является
наступление инвалидности до достижения им возраста 18 лет
вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми
действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов,
факт наступления которой устанавливается федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона от 12.01.1995
участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами
вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин
(кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их
противоправных действий), предоставляются меры социальной
поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой
инвалидности без дополнительного экспертного медицинского
освидетельствования.
К числу мер социальной поддержки инвалидов войны отнесены:
пенсионное обеспечение, выплата пособий в соответствии с
законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной
денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплата
коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое
обслуживание, условия предоставления которых определены статьями
14 и 23.1 Закона от 12.01.1995.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1 Закона от
12.01.1995 ежемесячная денежная выплата инвалидам войны
устанавливается в размере 2000 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004
N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" с 1 января по 31 декабря
2005 года ежемесячная денежная выплата инвалидам Великой
Отечественной войны выплачивается в размере 1550 рублей.
Порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов Великой
Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий
граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах",
определены Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и
льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых
действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным
законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N
69.
Согласно пункту 2.7 указанной Инструкции права и льготы
участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами
вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин
(кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их
противоправных действий), предоставляются на основании
удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября
1999 г. N 1122, или удостоверения о праве на льготы, выданного в
соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от
14 мая 1985 г. N 416, и справки учреждения медико-социальной
экспертизы.
Учитывая изложенное, участникам Великой Отечественной войны из
числа инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья,
связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной
войны 1941 - 1945 годов, указанным в подпункте "и" подпункта 1
пункта 1 статьи 2 Закона от 12.01.1995, ежемесячная денежная
выплата в 2005 году должна выплачиваться в размере 1550 рублей.
(Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес ОПФР по
Тульской области от 25.03.2005 N ЛЧ-25-27/2971.)
Вопрос 4. С какого срока следует производить перерасчет размера
ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в случае
заблаговременного освидетельствования инвалида и установления
более низкой степени ограничения способности к трудовой
деятельности?
Например, инвалидность второй группы III степени ограничения
способности к трудовой деятельности установлена на срок до 1
апреля 2005 года. При заблаговременном освидетельствовании в
учреждении медико-социальной экспертизы 25 февраля 2005 года
установлена II степень ограничения способности к трудовой
деятельности.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным
категориям граждан в Российской Федерации утвержден Приказом
Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 19 Порядка перерасчет размера
ежемесячной денежной выплаты в сторону увеличения производится со
дня вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы
соответствующего решения, а в сторону уменьшения - с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства,
влекущие за собой указанный перерасчет размера ежемесячной
денежной выплаты.
В контексте данного пункта к числу обстоятельств, влекущих за
собой перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в сторону
уменьшения, следует отнести обстоятельство - срок, по который
инвалиду установлена степень ограничения к трудовой деятельности.
Применительно к ситуации, изложенной в запросе, таким
обстоятельством считается не дата заблаговременного
освидетельствования инвалида в учреждении медико-социальной
экспертизы, а срок, по который была установлена предыдущая степень
ограничения к трудовой деятельности, то есть - 31 марта 2005 года.
В технологическом плане таким сроком является срок "по",
записанный в соответствующей строке лицевого счета.
(Письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по
Новосибирской области от 04.05.2005 N 25-27/4560.)
Вопрос 5. Применяются ли нормы Закона СССР от 01.08.1989 N 313-
1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения
социального обслуживания населения" при осуществлении ежемесячной
денежной выплаты членам семьи военнослужащего, погибшего при
исполнении обязанностей военной службы?
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших)
инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и
ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)) определены
статьями 21 и 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О
ветеранах" (далее - Закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ меры
социальной поддержки, установленные для членов семей погибших
(умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,
Государственной противопожарной службы, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы и органов государственной
безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы
(служебных обязанностей).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 23.1 Закона от
12.01.1995 N 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата членам семей
погибших (умерших) устанавливается в размере 600 рублей.
Нормами пункта 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" установлено, что с 1 января
по 31 декабря 2005 года ежемесячная денежная выплата членам семей
погибших (умерших) выплачивается в размере 150 рублей.
Таким образом, изложенное означает, что члены семей
военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы и органов
государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей
военной службы (служебных обязанностей), имеют право на
ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном для членов
семей погибших (умерших), то есть 600 рублей (в 2005 году 150
рублей).
При этом следует отметить, что нормы Закона СССР от 01.08.1989
N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и
социального обслуживания населения" в настоящее время фактически
не применяются, поскольку они утратили свою актуальность с момента
вступления в действие Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, который
устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов и
членов их семей в Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ отмечено,
что данный Федеральный закон устанавливает правовые гарантии
социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях
создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную
деятельность, почет и уважение в обществе.
Льготы, предусмотренные данным Федеральным законом для
отдельных категорий граждан, предоставляются дифференцированно с
учетом их заслуг перед Отечеством.
Учитывая, что Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ и от
22.08.2004 N 122-ФЗ были приняты и вступили в законную силу после
вступления в силу Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1, то с учетом
положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 25.06.2001 N 9-П, согласно общему правилу, при возникновении
спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее.
Таким образом, правовых оснований для применения норм,
содержащихся в статье 7 Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1, не
имеется.
(Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес ОПФР по
Воронежской области от 29.04.2005 N КА-25-27/4412.)
Заместитель начальника
Департамента организации
назначения и выплаты пенсий
И.В.ПИСАРЕВА
|