ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2005 года
Дело N 3-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Харланова А.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям
З., Г., М. и К. о признании противоречащими федеральному
законодательству и недействующими пункта 3 ч. 1 ст. 11, подпункта
"в" пункта 1 ч. 1 ст. 20 Закона Республики Коми "О социальной
поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-
РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ
по кассационной жалобе З., Г., М. и К. на решение Верховного Суда
Республики Коми от 25 апреля 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об оставлении решения без
изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
З., Г., М. и К. обратились в Верховный Суд Республики Коми с
заявлениями о признании противоречащими федеральному
законодательству и недействующими норм Закона Республики Коми "О
социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября
2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта
2005 года N 17-РЗ в части предоставления мер социальной поддержки
ветеранам труда, ссылаясь на то, что в нарушение положений
действующего федерального законодательства установленный Законом
Республики Коми размер республиканской ежемесячной денежной
выплаты не обеспечивает сохранение и возможное повышение ранее
достигнутого уровня социальной защиты ветеранов труда и является
явно недостаточным.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2005 года
постановлено: в удовлетворении заявлений З., Г., М. и К. о
признании противоречащими федеральному законодательству и
недействующими пункта 3 ч. 1 ст. 11, подпункта "в" пункта 1 ч. 1
ст. 20 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в
Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона
Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ отказать.
З., Г., М. и К. подали кассационную жалобу, в которой просят
решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные
требования. Полагают, что суд неправильно применил материальный
закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона N 122-ФЗ "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от
12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" внесены существенные изменения и
дополнения.
Новая редакция Закона "О ветеранах" действует с 01.01.2005.
Согласно статье 13 названного Закона социальная поддержка
ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг;
5) протезно-ортопедическое обслуживание.
В соответствии с п. 2 ст. 10 названного Федерального закона
меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в
соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона,
являются расходными обязательствами субъектов Российской
Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона N 122-ФЗ меры социальной
поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по
состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрен
порядок получения ежемесячной денежной выплаты, установления ее
размера, в том числе ее минимальный либо максимальный размер.
Следовательно, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно
устанавливать размер ежемесячной денежной выплаты.
Вывод суда о том, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми
"О социальной поддержке населения в Республики Коми" не
противоречат федеральному законодательству, сделан правильно.
В соответствии со ст. 20 Закона Республики Коми "О социальной
поддержке населения в Республике Коми" республиканская ежемесячная
денежная выплата ветеранам труда установлена в размере 210 руб. в
месяц. Нормами этого же Закона предусмотрено, что часть этой
выплаты может направляться на финансирование предоставления
социальной услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме
оплаты расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и
металлокерамики).
Судом также установлено, что ветераны труда имеют возможность
приобрести за 90 руб. льготный социальный проездной билет для
проезда в общественном транспорте.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том,
что данные меры социальной поддержки направлены на замену ранее
предоставлявшихся этой категории лиц на основании Федерального
закона "О ветеранах" в прежней редакции натуральных льгот в виде
бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме оплаты
расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и
металлокерамики), бесплатного проезда в транспорте общего
пользования, а также оплаты за пользование радио, коллективной
телевизионной антенной, абонентской платы за телефон в размере 50%
и являются равноценным замещением приведенных выше льгот.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот
и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до
указанной даты в натуральной форме, совокупный объем
финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть
уменьшен.
Судом установлено, что совокупный объем финансирования для
данной категории граждан после 01.01.2005 не уменьшен.
Доводы заявителей о лишении их без равноценной замены права на
льготы в виде освобождения от налогов и налоговых платежей,
бесплатного обеспечения лекарствами, приобретаемыми по рецептам
врачей, суд обоснованно признал необоснованными, так как названные
выше дополнительные льготы, не предусмотренные федеральным
законодательством, при определении размера республиканской
ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и не могут
учитываться.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают
выводов суда, являются аналогичными мотивам обращения заявителей в
суд, которым дана оценка, и последнюю, как отмечено выше, Судебная
коллегия считает правильной.
Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой,
процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не имеется.
Размер единовременной денежной выплаты определен законодателем
с учетом бюджетной обеспеченности, исходя из средних цен и
тарифов, а также имущественного положения ветеранов труда, и
согласуется с правилами сохранения уровня социальной защиты.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в
кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу З., Г., М. и К. -
без удовлетворения.
|