ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2005 г. N 3788/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Бабкина А.И.. Вышняк Н.Г.,
Зориной М.Г., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А.,
Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью
"Дальолово" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 16.06.2004 по
делу N А73-1862/2004-10 и постановления Федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа от 22.12.2004 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель заявителя - общества с
ограниченной ответственностью "Дальолово" - Аленичев Ю.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также
объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальолово" (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с
заявлением о признании недействительным решения Межрайонной
инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N
2 по Хабаровскому краю (в настоящее время - Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю) (далее -
инспекция) от 13.01.2004 N 06-62/53 (с учетом внесенных в него
изменений) в части доначисления налога на добычу полезных
ископаемых и налога на добавленную стоимость, начисления пеней и
взыскания штрафа.
Инспекцией предъявлено встречное требование о взыскании с
общества штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.06.2004 в удовлетворении
заявленного требования обществу отказано. Встречное требование
инспекции удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановлением от 22.12.2004 решение суда первой инстанции оставил
без изменения.
Рассматривая спор, суды первой и кассационной инстанций
установили отсутствие у общества правовых оснований для возмещения
из бюджета налога на добавленную стоимость и сочли, что инспекцией
правомерно произведено его доначисление, начисление пеней и
взыскание штрафа.
В этой части принятые по делу судебные акты являются законными
и обоснованными.
Что касается применения обществом ставки 0 процентов при
расчете налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году, то суды
согласились с позицией налоговой инспекции об отсутствии у
общества права на применение этой ставки в указанном периоде.
По мнению судов, до принятия Министерством природных ресурсов
Российской Федерации решения об отнесении запасов полезных
ископаемых к категории некондиционных общество не могло
воспользоваться такой ставкой.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и
постановления суда кассационной инстанций общество просит отменить
названные судебные акты и удовлетворить его требование.
В доказательство того, что обществом правомерно применена
ставка 0 процентов при расчете налога на добычу полезных
ископаемых в 2002 году, заявитель ссылается на такие
обстоятельства.
В статье 40 Закона Российской Федерации "О недрах"
предусмотрено, что в целях стимулирования освоения месторождений
полезных ископаемых пониженного качества, в том числе содержащих
трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных
ископаемых, пользователи недр могут освобождаться от платежей за
пользование недрами.
Дальневосточной территориальной комиссией по запасам полезных
ископаемых по Хабаровскому краю оловосодержащие пески (отходы
производства Солнечного горно-обогатительного комбината) отнесены
к некондиционным как не обеспечивающие положительных экономических
показателей при их переработке (протокол заседания комиссии от
02.02.2000 N 8).
В лицензии на право пользования недрами предусматривается
освобождение общества от платежей за пользование недрами.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые
судебные акты без изменения как соответствующие действующему
законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлении присутствующего в заседании представителя
заявителя, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты в
части доначисления налога на добычу полезных ископаемых,
начисления пеней и взыскания штрафа подлежат отмене по следующим
основаниям.
Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на
добычу полезных ископаемых" вступила в силу с 01.01.2002. В статье
342 этой главы Кодекса установлено, что для налогоплательщиков,
добывающих полезные ископаемые при разработке некондиционных
(остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных
запасов полезных ископаемых, установлена льгота по налогу на
добычу полезных ископаемых в виде ставки 0 процентов. При этом
отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным
осуществляется в порядке, предусмотренном Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001
N 899 принятие решения по конкретным месторождениям об их
кондиционности или некондиционности отнесено к компетенции МПР
России.
Временные методические рекомендации по подготовке и
рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов полезных
ископаемых к некондиционным запасам, МПР России утвердило только
10.09.2003. Это означает, что в течение полутора лет после
вступления в силу главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации
отсутствовал механизм получения налогоплательщиками подтверждения
их права на законную льготу.
Суды первой и кассационной инстанций не учли того, что органы
исполнительной власти, устанавливая порядок применения нормы
закона, не вправе ее отменить или отсрочить введение в действие.
В связи с этим неутверждение МПР России в течение полутора лет
порядка отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным не
может являться основанием для лишения предприятия права на
пользование законно установленной льготой при извлечении полезных
ископаемых из некондиционных месторождений.
Как следует из материалов дела, общество до 2002 года применяло
при налогообложении полезных ископаемых, добываемых из
некондиционного месторождения, ставку 0 процентов. В 2002 году оно
продолжало добывать из частично отработанного Солнечного
оловорудного месторождения полезные ископаемые (олово и попутные
компоненты), в 2000 году отнесенные на неограниченный срок к
категории некондиционных в соответствии с законодательством,
действовавшим в момент принятия этого решения.
Так, в соответствии с Положением о порядке учета запасов
полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса
запасов, утвержденным приказом МПР России от 09.07.1997 N 122
(пункты 10, 20, 21), оценка промышленной значимости запасов
полезных ископаемых и отнесение их к категории кондиционных
(подлежащих постановке на баланс) или некондиционных
(забалансовых) производится на основании заключений и протоколов
органов государственной экспертизы.
Государственная экспертиза результатов геологического изучения
отвальных хвостов в ключе Первом Солнечного горно-обогатительного
комбината отнесла оловорудные пески к некондиционным, не
обеспечивающим положительных экономических показателей при их
переработке (протокол заседания Дальневосточной территориальной
комиссии по запасам полезных ископаемых по Хабаровскому краю от
02.02.2000 N 8).
Кроме того, в связи с ходатайством общества Главным управлением
природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по
Хабаровскому краю было издано распоряжение от 28.08.2002 N 3,
продлившее обществу срок действия лицензии на право пользования
недрами до 31.12.2004 и подтвердившее его право на налоговую
ставку 0 процентов на добычу олова и попутных компонентов.
Судами также не было учтено, что ни Федеральным законом от
08.08.2001 N 126-ФЗ, которым Налоговый кодекс Российской Федерации
дополнен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", ни
изданным в соответствии со статьей 342 Кодекса Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, ни
принятым в целях реализации этого Постановления распоряжением МПР
России от 10.09.2003 N 403-р не предусматривается проведение
переоценок месторождений полезных ископаемых, отнесенных к
категории некондиционных в соответствии с порядком, действовавшим
до введения в действие главы 26 Кодекса.
Роснедрами (подведомственным МПР России федеральным органом
исполнительной власти) в соответствии с порядком, согласованным с
МПР России и ФНС России (приказ Роснедр от 31.03.2005 N 345),
признано обоснованным отнесение к некондиционным, то есть
остаточным запасам пониженного качества, оловосодержащих лежалых
хвостов на ключе Первом бывшего Солнечного горно-обогатительного
комбината, переработанных обществом в 2002 году (протокол
совещания при заместителе руководителя Роснедр от 31.05.2005 N БВ-
07/143-пр).
При подобных обстоятельствах применение обществом в 2002 году
ставки 0 процентов при налогообложении олова и попутных
компонентов, добытых из некондиционного месторождения, является
правомерным.
Поскольку оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права, они в
соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации подлежат изменению, а решение
инспекции - признанию недействительным только в части налога на
добычу полезных ископаемых.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского
края от 16.06.2004 по делу N А73-1862/2004-10, постановление
Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от
22.12.2004 по тому же делу изменить: решение Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по
Хабаровскому краю от 13.01.2004 N 06-62/53 (с учетом внесенных в
него изменений) в части доначисления обществу с ограниченной
ответственностью "Дальолово" налога на добычу полезных ископаемых,
начисления пеней по налогу и взыскания штрафа признать
недействительным.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по
Хабаровскому краю в удовлетворении встречного требования в части
взыскания с общества штрафа за неуплату налога на добычу полезных
ископаемых отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без
изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|