ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
19 июля 2005 г.
N 0100/5550-05-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Как показали проверки работы территориальных управлений по
субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии", проведенные в текущем году, территориальные
управления не владеют в полном объеме ситуацией по радиационной
безопасности населения на подконтрольной территории и не
организовали пока четкое взаимодействие по данному направлению
работы с ФГУЗ.
Несмотря на проведение в течение последних пяти лет
методической работы по радиационно-гигиенической паспортизации, до
настоящего времени в радиационно-гигиенических паспортах
территорий отражены данные не более чем о 60-85% объектов,
работающих с источниками ионизирующего излучения. В большинстве
случаев отсутствует информация о радиационно-опасных объектах,
находящихся под надзором других "ведомственных" организаций,
осуществляющих санэпиднадзор. Не отлажена работа по данному
направлению с территориальными организациями (учреждениями)
министерств и ведомств: МВД, Минобороны, ФСБ, Федеральным медико-
биологическим агентством. Вопросы обеспечения радиационной
безопасности населения не находят отражения при заключении
соглашений с территориальными органами заинтересованных
министерств, ведомств по обмену информацией в рамках социально-
гигиенического мониторинга.
Слабо проводится работа по организации радиационной
безопасности населения при использовании источников ионизирующего
излучения в медицинских целях и реализации постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
22.11.2004 N 8 "Об организации мероприятий в области обеспечения
радиационной безопасности населения".
Так, например, полностью отсутствует информация о дозовых
нагрузках и использовании средств индивидуальной защиты пациентов
при проведении рентгенодиагностических исследований детей при
диагностике аплазии, дисплазии суставов, других ортопедических
заболеваний у новорожденных и детей первых 3-лет жизни
(заболевания, при которых детям делают значительное количество
исследований и контроль за дозами облучения детей и применением
средств защиты очень актуальны).
Учитывая изложенное, руководителям территориальных управлений
службы следует обратить внимание на организацию надзора за
радиационной безопасностью как на территории субъекта Российской
Федерации, так и на объектах, использующих источники ионизирующего
излучения.
Для разъяснения однотипных вопросов, поступивших от
территориальных управлений в Федеральную службу, было подготовлено
методическое письмо "О разграничении полномочий" N 0100/2967-05-32
от 21.04.2005.
При организации работы по надзору за радиационной безопасностью
населения следует обратить внимание на следующие вопросы:
1). Для рациональной организации надзора рекомендуется
проранжировать объекты надзора по степени их радиационной
опасности (соответствие санитарно-эпидемиологического состояния
санитарным требованиям) и категории объекта. В соответствии с этим
следует распределить функции надзора за территориальными отделами
и ТУ субъекта Российской Федерации.
2). В соглашении о взаимодействии ТУ и ФГУЗ должны быть
отрегулированы особенности взаимодействия по вопросам радиационной
безопасности (выход на радиационно опасные объекты 1-ой, 2-ой и
частично 3-ей категории должен проводиться или одновременно, или с
предварительным дозиметрическим обследованием, так как нарушения в
работе источников ионизирующего излучения можно установить только
инструментальными методами исследования).
3). В ТУ в документах на объекты, находящиеся под надзором,
следует обеспечить наличие на каждый объект или аналитического
материала по надзору до 2005 года, или акта обследования объекта с
его полным описанием по вопросам радиационной безопасности, а
также результатов лабораторных исследований и измерений.
При планировании надзора за радиационной безопасностью
необходимо включать работу по следующим основным направлениям:
- надзор за техногенными ИИИ используемыми в промышленности,
науке, учебных заведениях и т.п.;
- надзор за медицинскими ИИИ, в целях профилактики, лечения,
диагностики, выделяя наиболее значимые в отношении радиационной
безопасности для конкретного региона. Например, рентгеновская
диагностика при ортопедических обследованиях, заболеваниях
новорожденных и детей раннего дошкольного возраста, рентгеновские
обследования абитуриентов кадетских и суворовских училищ,
допризывников и т.д. и т.п.);
- надзор за природными источниками ионизирующего излучения как
за продукцией, используемой в промышленности, строительстве и др.,
так и за воздействием природных источников ионизирующего излучения
на население в производственной и непроизводственной сфере;
- радиационно-гигиеническая паспортизация организаций,
территории;
- ЕСКИД (от всех видов источников);
- аварийные ситуации и их расследование;
- организационно-методическая работа, подготовка материалов для
органов исполнительной и законодательной власти, на коллегии и
пр.;
- подготовка ежегодной аналитической (в динамике) справки по
вопросам состояния радиационной безопасности как на территории
субъекта РФ, так и по отдельным неблагополучным с точки зрения
радиационной безопасности объектам, что должно находить отражение
в ежегодных государственных докладах (по субъекту РФ) и
радиационно-гигиеническом паспорте (особенно в разделе
"заключение");
- мониторинг в соответствии с требованиями МУ 2.6.1.1868-04
"Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии
объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и
пищевых продуктов в систему социально-гигиенического мониторинга".
Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании на базе ФГУЗов "Центр
гигиены и эпидемиологии" региональных банков данных о дозах
облучения населения от различных источников ионизирующего
излучения.
Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
|