ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 июля 2005 г. N ММ-6-19/567@
О ВЫДАЧЕ СПРАВОК
Федеральная налоговая служба сообщает, что анализ поступившей
информации в Управление урегулирования задолженности и обеспечения
процедур банкротства позволяет сделать вывод о случаях выдачи по
заявлениям налогоплательщиков различных справок, правами на выдачу
которых ФНС России не обладает.
Наиболее распространены следующие ошибки:
1. Выдача справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства
в отношении организаций.
2. Выдача справок об отсутствии задолженности перед федеральным
бюджетом, региональным или местными бюджетами.
3. Направление уточняющих сопроводительных писем одновременно с
выдачей справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Необходимо отметить следующее.
1. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N
314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации
как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" на
ФНС России возложены функции уполномоченного органа по
представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства
требований об уплате обязательных платежей и требований Российской
Федерации по денежным обязательствам.
Выполнение ряда функций, ранее реализовывавшихся упраздненной
ФСФО России, на ФНС России не возложено. В частности, к таким
функциям относится функция выдачи по запросам заинтересованных лиц
справок о наличии (отсутствии) процедуры банкротства в отношении
организаций.
Налоговые органы могут не обладать всей информацией о
процедурах банкротства, инициированных коммерческими кредиторами
при отсутствии задолженности по обязательным платежам и денежным
обязательствам перед Российской Федерацией. В этой связи налоговые
органы не вправе предоставлять указанные выше справки.
Данная информация была доведена письмом МНС России от
10.08.2004 N САЭ-6-19/162@ "О некоторых вопросах, возникающих при
реализации функций уполномоченного органа" (пункт 1).
2. Поручением Правительства Российской Федерации от 18.11.2000
N МК-П13-31004 МНС России было дано указание с 01.01.2001 свернуть
лицевые счета по уровням бюджетов и вести их в целом по налогу.
Таким образом, налоговыми органами в настоящее время ведется
единый лицевой счет налогоплательщика по видам налогов без
разбивки по уровням бюджетов. Следовательно, налоговые органы не
обладают полной информацией о задолженности налогоплательщика в
разбивке по бюджетам.
Данная информация была доведена письмом МНС России от
24.11.2000 N БГ-6-09/893@ "О порядке ведения в налоговых органах
лицевых счетов налогоплательщиков по налогам и сборам, зачисляемым
на счет N 40101 и распределяемым органами Федерального
казначейства по уровням бюджетов в соответствии с нормативами,
установленными законами о федеральном бюджете на соответствующий
финансовый год".
Учитывая изложенное, выдача справок об отсутствии задолженности
перед федеральным бюджетом, региональным или местными бюджетами
является недопустимой ввиду отсутствия необходимой информации в
налоговых органах о задолженности конкретных налогоплательщиков по
платежам отдельно в федеральный бюджет, региональный или местные
бюджеты.
3. Письмом от 24.02.2005 N САЭ-6-19/150 Федеральная налоговая
служба обращала внимание руководителей налоговых органов на
необходимость выдачи справок о состоянии расчетов
налогоплательщиков с бюджетом в строгом соответствии с формой N 39-
1 согласно приложению 3 к Приказу МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-
27/483 "Об утверждении форм по сверке расчетов с бюджетом и
информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом"
и методических указаний по их заполнению, после 01.06.2005 -
согласно Приказу ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об
утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам,
информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам,
сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Однако выявлены случаи выдачи справок по форме N 39-1 с
исправлениями, приписками, свидетельствующими об отсутствии
задолженности. Также установлены факты выдачи справок вместе с
сопроводительными письмами, содержащими пролонгации, расширяющие
толкование справки, либо прямо противоречащие содержанию
сопроводительного письма. Сопроводительные письма должны содержать
только информацию о том, что справка по запросу налогоплательщика
налоговым органом подготовлена и направлена в его адрес.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба обращает
внимание руководства управлений ФНС России по субъектам Российской
Федерации и указывает на то, что в случае допущения в дальнейшем
нарушений при выдаче справок о состоянии расчетов по налогам,
сборам, взносам налогоплательщиков с бюджетом, должностные лица
налоговых органов будут привлекаться к дисциплинарной
ответственности в установленном законодательством порядке.
Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ
|