МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 июля 2005 г. N ОБ-158-р
ОБ ИЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ОДМ 218.1.001-2005 "РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА"
В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений
Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом
регулировании", применения и соблюдения технических норм, а также
установления классификации, порядка разработки и экспертизы,
согласования, утверждения, регистрации, обновления и отмены
документов системы технического регулирования в сфере дорожного
хозяйства:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата
Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог,
управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям
по дорожному строительству (реконструкции) федеральных
автомобильных дорог, территориальным органам управления дорожным
хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к
применению с 1 августа 2005 г. ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по
разработке и применению документов технического регулирования в
сфере дорожного хозяйства" (далее - ОДМ 218.1.001-2005).
2. Управлению организации научно-технических исследований и
конкурсов Росавтодора (В.П. Володькин) с участием ФГУП
"Информавтодор" (Д.Г. Мепуришвили) в установленном порядке
обеспечить издание ОДМ 218.1.001-2005 и направить его в
подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего
распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за
собой.
Руководитель
О.В.БЕЛОЗЕРОВ
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИМЕНЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОДМ 218.1.001-2005
Предисловие
1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК-418
"Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом
(государственным техническим университетом), Центром метрологии,
испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и
предложений ФГУ "Росдортехнология", Российского союза научных и
инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской
ассоциации территориальных органов управления автомобильными
дорогами "Радор", Российской ассоциации подрядных организаций в
дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации проектных организаций
"Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП "РосдорНИИ", ДортрансНИИ
Ростовского ГСУ.
2. Согласован Национальным институтом технического
регулирования 01.07.2005 N 04/64.
3. Внесен Управлением организации научно-технических
исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового
обеспечения Федерального дорожного агентства.
4. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного
агентства от "__" _______________ 2005 г. N _____.
5. Имеет рекомендательный характер.
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по
разработке и применению документов технического регулирования в
сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ)
разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от
27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О
техническом регулировании") и является актом рекомендательного
характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий методический документ разъясняет и определяет
принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства
с учетом действия ФЗ "О техническом регулировании", а также
классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации,
издания, обновления, отмены и применения документов технического
регулирования в указанной сфере.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на
следующие документы:
а) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании";
б) ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки,
утверждения, обновления и отмены;
в) ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты организаций. Общие положения;
г) ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения,
изложения, оформления и обозначения;
д) ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации.
Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок
разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены;
е) ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации.
Термины и определения.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие
термины с соответствующими определениями:
Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные
дороги общего пользования Российской Федерации, а также
юридические и физические лица, осуществляющие обследование,
изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и
содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение
научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт
дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную
деятельность, связанную со строительством, реконструкцией,
ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в
области установления, применения и исполнения обязательных
требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области
установления и применения на добровольной основе требований к
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию
услуг и правовое регулирование отношений в области оценки
соответствия (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Технический регламент - документ, который принят международным
договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, или
федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации,
или постановлением Правительства Российской Федерации и
устанавливает обязательные для применения и исполнения требования
к объектам технического регулирования (продукции, в том числе
зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
(статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного
многократного использования устанавливаются характеристики
продукции, правила осуществления и характеристики процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может
также содержать требования к терминологии, символике, упаковке,
маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ "О
техническом регулировании").
Национальный стандарт Российской Федерации - утвержденный
Национальным органом Российской Федерации по стандартизации
(статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый
организацией для целей стандартизации, а также для
совершенствования производства и обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и
использования полученных в различных областях знаний результатов
исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-
2004).
Отраслевой дорожный методический документ - акт
рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального
органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий
методологию и положения нормативных правовых актов технического
регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в
области проектирования, строительства, реконструкции,
модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и
искусственных сооружений на них.
Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм
в сфере дорожного хозяйства
а) В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании"
техническое регулирование осуществляется в соответствии с
принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития
национальной экономики, развития материально-технической базы, а
также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по
сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и
приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и
измерений при проведении процедур обязательной оценки
соответствия;
- единства применения требований технических регламентов
независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении
аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного
контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на
аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного
контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов.
б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом
регулировании" к основным документам системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты (общие и специальные);
- национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и
рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением
федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом
регулировании" обязательные требования к отдельным видам
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью
требований общих технических регламентов и специальных технических
регламентов.
Требования общих технических регламентов обязательны для
применения и соблюдения в отношении любых видов продукции,
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают обязательные
требования только к тем отдельным видам продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени
риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты принимаются только в целях:
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и
юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и
растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение
приобретателей.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в
равной мере независимо от страны и (или) места происхождения
продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или
особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц,
являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом
регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты
применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере
независимо от страны и (или) места происхождения продукции,
осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания
услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся
изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила
(нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения
организационно-методические положения, которые дополняют или
конкретизируют отдельные положения основополагающего национального
стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по
стандартизации на период до принятия соответствующих специальных
технических регламентов, после чего данные положения должны быть
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004
рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-
методического характера, которые касаются проведения работ по
стандартизации и способствуют применению основополагающего
национального стандарта или содержат положения, которые
целесообразно предварительно проверить на практике до их
установления в основополагающем национальном стандарте.
ж) В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации (далее -
общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный
перечень наименований и кодов объектов классификации и (или)
классификационных группировок и направлены для применения при
создании государственных информационных систем и информационных
ресурсов и межведомственном обмене информацией.
и) В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом
регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются
равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места
происхождения продукции, осуществления процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и
(или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями,
продавцами, приобретателями.
Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства
для целей совершенствования производства и обеспечения качества
продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для
распространения и использования полученных в различных областях
знаний результатов исследований (испытаний), измерений и
разработок.
Стандарты организации, принятые конкретным субъектом
хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты профессиональных научных, общественных объединений,
ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений
юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами
этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на
себя эти обязательства.
к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые
дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства
применяются на добровольной основе для целей разъяснения
методологии и положений нормативных правовых актов, других
нормативных документов системы технического регулирования в сфере
дорожного хозяйства.
л) Совокупность документов системы технического регулирования,
обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена
в таблице 1.
Таблица 1
ДОКУМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
----T---------------T-------------------T------------------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Утверждающая ¦ Назначение документа ¦
¦п/п¦ документа ¦ инстанция ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦ Технические регламенты ¦
+---T---------------T-------------------T------------------------+
¦а) ¦Общие ¦Принимаются между- ¦Устанавливает обязатель-¦
¦ ¦технические ¦народным договором ¦ные для применения и ¦
¦ ¦регламенты ¦Российской Федера- ¦исполнения требования по¦
¦ ¦ ¦ции, федеральным ¦вопросам: ¦
¦ ¦ ¦законом, Указом ¦- безопасной эксплуата- ¦
¦ ¦ ¦Президента Российс-¦ции и утилизации машин ¦
¦ ¦ ¦кой Федерации, пос-¦и оборудования; ¦
¦ ¦ ¦тановлением Прави- ¦- безопасной эксплуата- ¦
¦ ¦ ¦тельства Российской¦ции зданий, строений, ¦
¦ ¦ ¦Федерации (статья 2¦сооружений и безопасного¦
¦ ¦ ¦ФЗ "О техническом ¦использования прилегаю- ¦
¦ ¦ ¦регулировании") ¦щих к ним территорий; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- пожарной безопасности;¦
¦ ¦ ¦ ¦- биологической безопас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ности; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- электромагнитной сов- ¦
¦ ¦ ¦ ¦местимости; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- экологической безопас-¦
¦ ¦ ¦ ¦ности; ¦
¦ ¦ ¦ ¦- ядерной и радиационной¦
¦ ¦ ¦ ¦безопасности ¦
+---+---------------+ +------------------------+
¦б) ¦Специальные ¦ ¦Устанавливают требования¦
¦ ¦технические ¦ ¦только к тем объектам ¦
¦ ¦регламенты ¦ ¦технического регулирова-¦
¦ ¦ ¦ ¦ния, в отношении которых¦
¦ ¦ ¦ ¦цели, определенные для ¦
¦ ¦ ¦ ¦принятия технических ¦
¦ ¦ ¦ ¦регламентов, не обеспе- ¦
¦ ¦ ¦ ¦чиваются требованиями ¦
¦ ¦ ¦ ¦общих технических регла-¦
¦ ¦ ¦ ¦ментов ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦ Документы в области стандартизации ¦
+---T---------------T-------------------T------------------------+
¦в) ¦Национальные ¦Утверждаются Нацио-¦Документ, в котором в ¦
¦ ¦стандарты ¦нальным органом ¦целях добровольного ¦
¦ ¦ ¦Российской Федера- ¦многократного использо- ¦
¦ ¦ ¦ции по стандарти- ¦вания устанавливаются ¦
¦ ¦ ¦зации (статья 14 ¦характеристики продук- ¦
¦ ¦ ¦ФЗ "О техническом ¦ции, правила осуществле-¦
¦ ¦ ¦регулировании") ¦ния и характеристики ¦
¦ ¦ ¦ ¦процессов производства ¦
¦ ¦ ¦ ¦эксплуатации, хранения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦перевозки, реализации и ¦
¦ ¦ ¦ ¦утилизации, выполнения ¦
¦ ¦ ¦ ¦работ или оказания ¦
¦ ¦ ¦ ¦услуг. Стандарт может ¦
¦ ¦ ¦ ¦содержать требования к ¦
¦ ¦ ¦ ¦терминологии, символике,¦
¦ ¦ ¦ ¦упаковке, маркировке или¦
¦ ¦ ¦ ¦этикеткам и правилам их ¦
¦ ¦ ¦ ¦нанесения. Национальные ¦
¦ ¦ ¦ ¦стандарты обеспечивают ¦
¦ ¦ ¦ ¦доказательную базу спе- ¦
¦ ¦ ¦ ¦циальных технических ¦
¦ ¦ ¦ ¦регламентов в сфере до- ¦
¦ ¦ ¦ ¦рожного хозяйства в слу-¦
¦ ¦ ¦ ¦чаях, если в регламентах¦
¦ ¦ ¦ ¦на них имеется ссылка ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦г) ¦Правила (нормы)¦Утверждаются Феде- ¦Устанавливают обязатель-¦
¦ ¦в области стан-¦ральным агентством ¦ные для применения орга-¦
¦ ¦дартизации ¦по техническому ре-¦низационно-методические ¦
¦ ¦ ¦гулированию и мет- ¦положения, которые до- ¦
¦ ¦ ¦рологии ¦полняют или конкретизи- ¦
¦ ¦ ¦(ГОСТ Р 1.10) ¦руют отдельные положения¦
¦ ¦ ¦ ¦основополагающего нацио-¦
¦ ¦ ¦ ¦нального стандарта и ¦
¦ ¦ ¦ ¦определяют порядок и ме-¦
¦ ¦ ¦ ¦тоды выполнения работ по¦
¦ ¦ ¦ ¦стандартизации ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦д) ¦Рекомендации ¦Утверждаются Феде- ¦Содержат советы органи- ¦
¦ ¦по стандарти- ¦ральным агентством ¦зационно-методического ¦
¦ ¦зации ¦по техническому ¦характера, которые ка- ¦
¦ ¦ ¦регулированию и ¦саются проведения работ ¦
¦ ¦ ¦метрологии ¦по стандартизации и спо-¦
¦ ¦ ¦(ГОСТ Р 1.10) ¦собствуют применению ¦
¦ ¦ ¦ ¦основополагающего нацио-¦
¦ ¦ ¦ ¦нального стандарта или ¦
¦ ¦ ¦ ¦содержат положения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦которые целесообразно ¦
¦ ¦ ¦ ¦предварительно проверить¦
¦ ¦ ¦ ¦на практике до их уста- ¦
¦ ¦ ¦ ¦новления в основопола- ¦
¦ ¦ ¦ ¦гающем национальном ¦
¦ ¦ ¦ ¦стандарте ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦е) ¦Общероссийские ¦Принимаются Феде- ¦Устанавливают системати-¦
¦ ¦классификаторы ¦ральным агентством ¦зированный перечень наи-¦
¦ ¦технико- ¦по техническому ре-¦менований и кодов объ- ¦
¦ ¦экономической ¦гулированию и мет- ¦ектов классификации и ¦
¦ ¦и социальной ¦рологии ¦(или) классификационных ¦
¦ ¦информации ¦(Постановление ¦группировок и направлены¦
¦ ¦ ¦Правительства Рос- ¦для применения при соз- ¦
¦ ¦ ¦сийской Федерации ¦дании государственных ¦
¦ ¦ ¦от 10 ноября ¦информационных систем и ¦
¦ ¦ ¦2003 г. N 677) ¦информационных ресурсов ¦
¦ ¦ ¦ ¦и межведомственном ¦
¦ ¦ ¦ ¦обмене информацией ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦ж) ¦Стандарты ¦Принимаются органи-¦Применяются для целей ¦
¦ ¦организаций ¦зациями самостоя- ¦совершенствования про- ¦
¦ +---------------+тельно на основании¦изводства и обеспечения ¦
¦ ¦Стандарты ¦п. 1 ст. 17 ФЗ "О ¦качества продукции, вы- ¦
¦ ¦профессиональ- ¦техническом регули-¦полнения работ, оказания¦
¦ ¦ных научных, ¦ровании" и могут ¦услуг, а также для рас- ¦
¦ ¦общественных, ¦согласовываться с ¦пространения и использо-¦
¦ ¦инженерных ор- ¦федеральным органом¦вания полученных в раз- ¦
¦ ¦ганизаций, ас- ¦исполнительной ¦личных областях знаний ¦
¦ ¦социаций и т.п.¦власти в области ¦результатов исследований¦
¦ +---------------+дорожного хозяйства¦(испытаний), измерений ¦
¦ ¦Стандарты ¦(необходимость сог-¦и разработок ¦
¦ ¦конкретных ¦ласования определя-¦ ¦
¦ ¦субъектов ¦ется организацией) ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦
+---+---------------+-------------------+------------------------+
¦ Акты рекомендательного характера ¦
+---T---------------T-------------------T------------------------+
¦и) ¦Отраслевой ¦Издается федераль- ¦Применяются на добро- ¦
¦ ¦дорожный мето- ¦ным органом испол- ¦вольной основе для целей¦
¦ ¦дический ¦нительной власти в ¦разъяснения методологии ¦
¦ ¦документ: ¦области дорожного ¦и положений нормативно- ¦
¦ ¦ ¦хозяйства на осно- ¦правовых актов, других ¦
¦ ¦ ¦вании п. 3 статьи 4¦документов системы тех- ¦
¦ ¦ ¦ФЗ "О техническом ¦нического регулирования ¦
¦ ¦ ¦регулировании" ¦в сфере дорожного хо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦зяйства ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Систематизирует отдель- ¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦ные элементы сферы ¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦управления дорожным ¦
¦ ¦по организации ¦ ¦хозяйством и разъясняют ¦
¦ ¦технического ¦ ¦положения организацион- ¦
¦ ¦регулирования ¦ ¦но-технических основ ¦
¦ ¦в сфере дорож- ¦ ¦технического регулиро- ¦
¦ ¦ного хозяйства ¦ ¦вания в сфере дорожного ¦
¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит методики расче-¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦та и (или) разъясняет ¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦положения, устанавлива- ¦
¦ ¦по автомобиль- ¦ ¦ющие нормативные пара- ¦
¦ ¦ным дорогам, ¦ ¦метры конструкций авто- ¦
¦ ¦конструкциям и ¦ ¦мобильных дорог и искус-¦
¦ ¦искусственным ¦ ¦ственных сооружений на ¦
¦ ¦сооружениям на ¦ ¦них, а также - к их ¦
¦ ¦них ¦ ¦транспортно-эксплуата- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ционному состоянию ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит методики рас- ¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦чета и (или) разъясняет ¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦положения технических и ¦
¦ ¦по ресурсам, ¦ ¦технико-экономических ¦
¦ ¦используемым в ¦ ¦нормируемых параметров ¦
¦ ¦дорожном хозяй-¦ ¦ресурсов и их сбережение¦
¦ ¦стве, и их сбе-¦ ¦ ¦
¦ ¦режению ¦ ¦ ¦
+---+---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит методики рас- ¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦чета и (или) разъясняет ¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦положения технических ¦
¦ ¦по дорожным и ¦ ¦параметров по выполнению¦
¦ ¦мостовым рабо- ¦ ¦работ на автомобильных ¦
¦ ¦там (услугам) ¦ ¦дорогах и искусственных ¦
¦ ¦ ¦ ¦сооружениях на них ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит технические ре-¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦комендации по технологи-¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦ческим процессам выпол- ¦
¦ ¦по технологиям,¦ ¦нения работ на автомо- ¦
¦ ¦используемым в ¦ ¦бильных дорогах и искус-¦
¦ ¦дорожном ¦ ¦ственных сооружениях на ¦
¦ ¦хозяйстве ¦ ¦них ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит технические ре-¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦комендации по обеспече- ¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦нию в дорожном хозяйст- ¦
¦ ¦по обеспечению ¦ ¦ве выполнения специаль- ¦
¦ ¦в дорожном хо- ¦ ¦ных государственно- ¦
¦ ¦зяйстве специ- ¦ ¦регулируемых функций ¦
¦ ¦альных условий ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит технические ре-¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦комендации и (или) разъ-¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦ясняет положения в об- ¦
¦ ¦по оценке соот-¦ ¦ласти соответствия, ак- ¦
¦ ¦ветствия, ак- ¦ ¦кредитации, сертификации¦
¦ ¦кредитации, ¦ ¦и контроля за соблюде- ¦
¦ ¦сертификации и ¦ ¦нием требований техни- ¦
¦ ¦контролю за ¦ ¦ческих регламентов в ¦
¦ ¦соблюдением ¦ ¦дорожном хозяйстве ¦
¦ ¦требований тех-¦ ¦ ¦
¦ ¦нических регла-¦ ¦ ¦
¦ ¦ментов в дорож-¦ ¦ ¦
¦ ¦ном хозяйстве ¦ ¦ ¦
¦ +---------------+ +------------------------+
¦ ¦Отраслевой до- ¦ ¦Содержит положения по ¦
¦ ¦рожный методи- ¦ ¦сбору, обработке, хране-¦
¦ ¦ческий документ¦ ¦нию и использованию бан-¦
¦ ¦по информацион-¦ ¦ков данных и знаний, ¦
¦ ¦ному обеспече- ¦ ¦организации и обеспече- ¦
¦ ¦нию в дорожном ¦ ¦нию функционирования ¦
¦ ¦хозяйстве ¦ ¦интегрированной информа-¦
¦ ¦ ¦ ¦ционной системы в до- ¦
¦ ¦ ¦ ¦рожном хозяйстве ¦
L---+---------------+-------------------+-------------------------
Раздел 5. Применение нормативных документов
в переходный период
а) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные
стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003
года, являются национальными стандартами и на переходный период
(до вступления в силу соответствующих технических регламентов)
подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и
юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и
растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение
приобретателей.
б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих
технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают
действовать на добровольной основе, за исключением обязательных
требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела,
следующие категории нормативных документов:
- отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
- строительные нормы и правила (СНиП);
- санитарные нормы и правила (СанПиН);
- отраслевые дорожные нормы (ОДН);
- ведомственные строительные нормы (ВСН);
- нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы
дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;
- отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);
- стандарты субъектов Российской Федерации;
- нормы субъектов Российской Федерации;
- стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);
- технические условия (ТУ).
В данные категории нормативных документов не могут вноситься
изменения и дополнения. В течение переходного периода положения
данных нормативных документов должны быть переведены либо в
технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо
правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по
стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-
экономической и социальной информации, либо в стандарты
организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в
соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в
договорной (контрактной) документации, положения данных документов
становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими
данный договор (контракт).
Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических
документов в сфере дорожного хозяйства
а) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные
методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ)
классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице
2.
Таблица 2
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ ОТРАСЛЕВЫХ ДОРОЖНЫХ
МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
----------T------------------------------------------------------¬
¦Классифи-¦ Наименование классификационной группы ¦
¦кационная¦ ¦
¦группа ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------------+
¦1 ¦Организация технического регулирования в сфере ¦
¦ ¦дорожного хозяйства ¦
¦2 ¦Автомобильные дороги, конструкции и искусственные ¦
¦ ¦сооружения на них ¦
¦3 ¦Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их ¦
¦ ¦сбережение ¦
¦4 ¦Дорожные и мостовые работы (услуги) ¦
¦5 ¦Технологии, используемые в дорожном хозяйстве ¦
¦6 ¦Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий ¦
¦ ¦производства ¦
¦7 ¦Оценка соответствия, в т.ч. аккредитация, сертификация¦
¦ ¦и контроль за соблюдением требований технических ¦
¦ ¦регламентов в дорожном хозяйстве ¦
¦8 ¦Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве ¦
¦9 ¦Другие ¦
L---------+-------------------------------------------------------
б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные
элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются
положения организационно-технических основ технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства.
в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения,
устанавливающие:
вI) параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим
компонентам:
- земляное полотно,
- дорожная одежда,
- дренаж и водоотвод;
вII) параметры искусственных сооружений по составляющим
компонентам:
- тоннели и трубы,
- мосты, путепроводы и эстакады,
- защитные сооружения,
- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог;
вIII) нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного
состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения
технических и технико-экономических параметров ресурсов,
используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:
- энергия;
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции;
- рабочая сила.
д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения
технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и
искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.):
- строительство;
- реконструкция;
- модернизация;
- ремонт;
- содержание;
- утилизация.
е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по
технологическим процессам выполнения работ на автомобильных
дорогах и искусственных сооружениях на них.
ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по
обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных
государственно-регулируемых функций:
- обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных
сооружений на них и процессов движения по дорогам;
- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог,
искусственных сооружений на них и процессов движения по
автомобильным дорогам;
- обеспечение единства измерений.
и) ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения
организационно-технических и других требований в области оценки
соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за
соблюдением требований технических регламентов в дорожном
хозяйстве.
к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по
сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний,
организации и обеспечению функционирования централизованной
интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы, согласования,
утверждения, регистрации, введения в действие, обновления
и отмены документов технического регулирования
а) Общие и специальные технические регламенты разрабатываются,
принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном
статьями 9 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
б) Правила разработки национальных стандартов Российской
Федерации определены в ст. 16 Федерального закона "О техническом
регулировании". При этом проекты национальных стандартов
Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в
соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании"
представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения
экспертизы.
В случае ссылки на утвержденные национальные стандарты в
договорной (контрактной) документации, положения данных документов
становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими
данный договор (контракт).
в) Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются,
вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября
2003 г. N 677.
г) Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации
разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и
отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004.
д) Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются,
учитываются, изменяются и отменяются организациями самостоятельно
с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ "О техническом регулировании"
и ГОСТ 1.4-2004.
Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в
данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги,
а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной
организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые
данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне
услуги, в соответствии с заключенными договорами (контрактами)
(ГОСТ Р 1.4-2004).
В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в
договорной (контрактной) документации, положения данных документов
становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими
данный договор (контракт).
По решению организации утверждаемый стандарт может быть
направлен в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенным в
разделе 8 настоящего методического документа.
е) ОДМ разрабатываются в порядке, изложенном в разделе 9 и 10
настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ
в договорной (контрактной) документации, положения данных
документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
Раздел 8. Порядок согласования стандартов организаций
федеральным органом исполнительной власти
в области дорожного хозяйства
а) Разработчиком проекта стандарта организации может быть любое
юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего организация,
предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею
стандарта организации.
Разработанный проект стандарта организации с пояснительной
запиской такая организация может разослать на отзыв
заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности дорожного
хозяйства и другим организациям для возможного полного учета их
опыта и интересов.
б) Перед утверждением организация, предполагающая взять на себя
обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации,
вправе направить окончательную редакцию проекта стандарта
организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и
замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной
власти в области дорожного хозяйства на согласование.
В случае, когда разработанный проект стандарта организации
является стандартом профессиональных научных, общественных,
инженерных организаций, ассоциаций и других объединений
юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным
органом таких объединений направляется список организаций (с
указанием их реквизитов) - участников вышеперечисленных
организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц,
готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта
организации.
В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
- наименование стандарта организации;
- название организации-разработчика (или паспортные данные
физического лица);
- контактное лицо от организации-разработчика (или физическое
лицо);
- основание для разработки проекта стандарта организации;
- краткая характеристика объекта стандартизации;
- сведения о соответствии проекта стандарта организации
законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям
принятых технических регламентов, а также национальным стандартам;
- сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и
обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений
(сводку замечаний);
- подписи руководителя (зам. руководителя) организации-
разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица -
разработчика).
Построение, изложение, оформление и содержание стандартов
организаций осуществляется по ГОСТ Р 1.5-2004.
в) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства рассматривает проект стандарта организации на предмет
соответствия:
- действующим федеральным законам, действующим техническим
регламентам;
- целям и принципам стандартизации, в том числе положениям,
установленным настоящим методическим документом;
- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области
стандартизации, общероссийским классификаторам;
- ГОСТ Р 1.5-2004;
- действующим национальным стандартам, нормативным и
методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ, в
части показателей потребительских свойств продукции.
При рассмотрении комплекта документов, упомянутых в п. б)
раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства в установленном порядке организовывает
экспертизу всех представленных материалов научными, проектными,
производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе
Техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК-
418.
г) В случае соответствия проекта стандарта организации
позициям, указанным в п. в) раздела 8, федеральный орган
исполнительной власти в области дорожного хозяйства согласовывает
его письмом за подписью заместителя руководителя федерального
органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или
начальника профильного подразделения его центрального аппарата.
В случае, если стандарт организации отклонен, мотивированное
решение федерального органа исполнительной власти в дорожном
хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме направляется
в организацию, представившую на согласование проект своего
стандарта.
д) Внесение изменений в стандарт организации и его пересмотр
осуществляют в порядке, установленном для разработки стандартов
организации (ГОСТ 1.4-2004).
При наличии согласования стандарта федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор
внесения изменений в стандарт направляет мотивированное обращение
в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в
стандарт организации с изложением объективных причин и технико-
экономическим обоснованием.
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае
положительного решения по вышеупомянутому предложению может
согласовать изменения в стандарт организации.
ж) Отмена стандарта организации проводится в установленном
порядке и осуществляется организацией, утвердившей данный
стандарт.
При наличии согласования стандарта организации федеральным
органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства
инициатор отмены стандарта организации направляет мотивированное
обращение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене
стандарта организации с изложением объективных причин и технико-
экономическим обоснованием.
Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства после рассмотрения внесенных материалов, в случае
положительного решения по вышеупомянутому предложению, может
отозвать свое согласование.
з) В случае выхода или вступления новых участников в
профессиональные научные, общественные, инженерные организации,
ассоциации и другие объединения юридических лиц, готовых принять
на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного
федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных
организаций направляется официальное уведомление в федеральный
орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства с
указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся
согласование и реквизитов выбывших участников или новых
участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта
организации.
и) Стандарты организаций, согласованные с федеральным органом
исполнительной власти в области дорожного хозяйства, применяются
наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке
ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта
организации могут указываться реквизиты официального согласования
федерального органа исполнительной власти в области дорожного
хозяйства, полученного в соответствии с п. г) раздела 8 настоящего
методического документа.
к) Отсутствие согласования федерального исполнительной власти в
области дорожного хозяйства не исключает возможности принятия
стандарта организации.
Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования
и издания отраслевых дорожных методических документов
а) Организация разработки ОДМ включает в себя подготовку и
представление заявок на разработку данного документа в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом
данной процедуры.
Предпочтение для разработки получают организации,
специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающие
наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим
потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-
экономической информацией.
Разработка ОДМ может проводиться и представляться на
рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти в области
дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке при
условии соблюдения рекомендаций настоящего методического
документа.
б) Организация, получившая заказ на разработку (размещение
государственного заказа осуществляется путем проведения
конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую
редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в
заинтересованные организации.
В пояснительной записке приводятся:
- наименование документа;
- название организации-разработчика;
- контактное лицо от организации-разработчика;
- основание для разработки документа;
- краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);
- сведения о взаимодействии с техническими регламентами,
национальными стандартами и стандартами организаций,
согласованными с федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства;
- сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенную
характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку
замечаний);
- подписи руководителя (заместителя руководителя) организации
разработчика и ответственного исполнителя.
в) Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется
согласно ГОСТ Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.
Структура ОДМ имеет следующий порядок: титульный лист,
предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки,
определения, содержательная часть документа (может состоять из
нескольких глав), ключевые слова, приложения.
Первую страницу титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с
Приложением А. Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение
Б), точно характеризовать область распространения и обеспечивать
правильное отнесение документа к конкретной классификационной
группе по таблицам 1 и 2.
В предисловии к ОДМ указывается состав разработчиков проекта
документа, сведения о согласовании, основание издания данного ОДМ,
указание о рекомендательном характере документа, а также
информация о новизне документа ("вводится впервые") или об отмене
предшествующих ("взамен").
В структурный элемент "Нормативные ссылки" включаются общие и
специальные технические регламенты, национальные стандарты,
отраслевые дорожные методические документы и другие нормативно-
технические документы (в том числе, в установленном порядке
согласованные федеральным органом исполнительной власти в области
дорожного хозяйства).
г) Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит
окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с
пояснительной запиской в федеральный орган исполнительной власти в
области дорожного хозяйства, который в установленном порядке
организовывает экспертизу всех представленных материалов научными,
проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в
том числе в ТК-418.
д) Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на
соответствие:
- действующим федеральным законам, действующим техническим
регламентам;
- целям и принципам системы технического регулирования в сфере
дорожного хозяйства, в том числе положениям, установленным
настоящим методическим документом;
- правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области
стандартизации, общероссийским классификаторам;
- действующим национальным стандартам, стандартам организаций,
согласованным с федеральным органом исполнительной власти в
области дорожного хозяйства, нормативным и методическим
документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
е) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной
экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию
и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или
заместителем руководителя федерального органа исполнительной
власти в области дорожного хозяйства).
ж) После принятия ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и
включения в реестр, а также в издательство (организацию),
определенное в установленном порядке федеральным органом
исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и
распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в
периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в
области дорожного хозяйства.
з) Внесение изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том
же порядке, что и разработка.
и) Отмена ОДМ проводится в следующем порядке:
- организация - инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный
орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо,
подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной
организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с
изложением объективных причин;
- федеральный орган исполнительной власти в области дорожного
хозяйства рассматривает данное предложение и в случае
положительного решения издает соответствующее распоряжение и
направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа из
реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических
изданиях федерального органа исполнительной власти в области
дорожного хозяйства.
Раздел 10. Обозначение отраслевых дорожных
методических документов
Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит
из его номера, включающего в себя:
- абривиатуру "ОДМ";
- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного
хозяйства;
- однозначное число, означающее классификационную группу
документа по таблице 2 настоящего методического документа;
- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в
классификационной группе;
- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.
Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного
методического документа:
ОДМ 218. 1. 001- 2005
-T- -T- -T- -T-- -T--
¦ ¦ ¦ ¦Порядковый ¦
¦Отраслевой ¦ ¦ ¦номер доку- ¦
¦дорожный ¦ ¦ ¦мента в ¦
¦методичес- ¦Комплекс ¦Классифика- ¦классифика- ¦Год регист-
¦кий доку- ¦дорожного ¦ционная ¦ционной ¦рации доку-
¦мент ¦хозяйства ¦группа "1" ¦группе "1" ¦мента
L---------- L--------- L----------- L----------- L-----------
Приложение А
__________________________________________________________________
обозначение документа
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
__________________________________________________________________
Логотип
Росавтодора
_______________________________________________________
наименование документа
__________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(Росавтодор)
МОСКВА 200_
Приложение Б
В наименовании отраслевых дорожных методических документов в
сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме
условных обозначений продукции), математические знаки, римские
цифры и греческие буквы.
Наименования отраслевых дорожных методических документов могут
носить следующие формулировки (примеры):
1. Техническая классификация автомобильных дорог.
2. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных
покрытий автомобильных дорог.
3. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при
строительстве и ремонте автомобильных дорог.
4. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного
состояния мостовых конструкций.
5. Правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
6. Методика испытания противогололедных материалов.
7. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-
строительных материалов.
8. Технологические карты по устройству земляного полотна и
дорожных одежд автомобильных дорог.
|