ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2005 г. N КАС05-290
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Пирожкова В.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 5 июля 2005 г.
гражданское дело по заявлению ОАО "Брянскэнерго" о признании
недействующими пунктов 4 и 15 части 3 "Методических разъяснений по
порядку заполнения форм документов, используемых при
государственной регистрации юридического лица", утвержденных
Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 1 ноября 2004 года N
САЭ-3-09/16@ по кассационной жалобе ОАО "Брянскэнерго" на решение
Верховного Суда РФ от 12 мая 2005 года, которым в удовлетворении
заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Федина А.И., объяснения представителей ОАО "Брянскэнерго" Оруджева
Э.В. и Панина А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
объяснения представителей Федеральной налоговой службы Брандт Л.А.
и Захаровой Н.А., возражавших против удовлетворения кассационной
жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей
кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 1 ноября 2004 года
N САЭ-3-09/16@ утверждены "Методические разъяснения по порядку
заполнения форм документов, используемых при государственной
регистрации юридического лица".
ОАО "Брянскэнерго" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о
признании недействующими пунктов 4 и 15 части 3 указанных
Методических разъяснений, сославшись на то, что оспоренные
положения нормативного правового акта противоречат требованиям
федерального закона и возлагают на юридические лица (в том числе и
на заявителя) не предусмотренную законом обязанность по указанию
некоторых сведений относительно юридического лица.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО "Брянскэнерго" ставит вопрос об
отмене судебного решения, ссылаясь на то, что суд обязан был
проверять оспоренный акт на соответствие его федеральному закону,
а не постановлению Правительства РФ. Кроме того, в кассационной
жалобе утверждается, что суд пришел к ошибочному мнению и о
соответствии оспоренных разъяснений Постановлению Правительства РФ
от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к
оформлению документов, используемых при государственной
регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного
решения.
Оспоренные положения Методических разъяснений приняты во
исполнение пункта 4 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002
года N 439 (приведенного выше).
Пунктом 4 части 3 этих Методических разъяснений предусмотрено,
что в пунктах 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной Правительством РФ
формы заявления о государственной регистрации юридического лица,
создаваемого путем реорганизации, указывается количество
участников юридического лица, соответственно, юридических и
физических лиц; сведения об участниках юридического лица -
юридических и физических лицах - указываются соответственно в
листах А и Б заявления; при заполнении указанного раздела
необходимо принимать во внимание положения, содержащиеся в пункте
4 части 2 настоящих разъяснений.
Пунктом 15 части 3 этих же Методических разъяснений
предусмотрено, что порядок заполнения листов А, Б и В заявления о
государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем
реорганизации, аналогичен порядку заполнения листов А, Б и В
заявления о государственной регистрации юридического лица при
создании, приведенному в части 2 настоящих Методических
разъяснений.
Именно в пунктах 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года формы N
Р12001, страница 02 заявления о государственной регистрации
юридического лица предусмотрено требование об указании количества
участников юридического лица и сведений об участниках юридического
лица, а также уточняется, что сведения об участниках (юридических
лицах) должны указываться в листе А, а в отношении физических лиц
- в листе Б.
Указание в пункте 4.2 Методических разъяснений о том, что при
представлении заявления о государственной регистрации общества с
ограниченной ответственностью, общества с дополнительной
ответственностью, акционерного общества, производственного
кооператива в сведениях об учредителях указываются данные всех
учредителей юридического лица, также корреспондируют положения
пунктов 3.1 и 3.2 раздела 3 утвержденной Правительством РФ формы
(приведенной выше) при том, что в пункте 4.1 Методических
разъяснений указывается об исключении из формы, утвержденной
Правительством РФ, заключающемся в том, что при представлении
заявления о государственной регистрации хозяйственных товариществ
в сведениях об учредителях указываются данные только о полных
товариществах.
Полностью соответствует содержанию Постановления Правительства
РФ от 19 июня 2002 года N 439 и положение пункта 15 части 3
Методических разъяснений.
Довод в кассационной жалобе о том, что оспоренные положения
разъяснений якобы предписывают указывать при подаче заявления о
регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации,
все сведения, необходимые к указанию и при регистрации
юридического лица, вновь создаваемого, в том числе и такие
сведения, которые на данной стадии вообще отсутствуют, -
Кассационная коллегия считает надуманным, ни на чем не основанным.
В случае возникновения конкретного спора относительно объема
необходимой к указанию информации заявитель не лишен возможности
обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Сами же оспоренные пункты 4 и 15 части 3 Методических
разъяснений не содержат предписания об объеме сведений, которые
заявитель обязан представлять при решении вопроса о регистрации
юридического лица.
При таких обстоятельствах необоснованным является утверждение в
кассационной жалобе об ошибочности вывода Верховного Суда РФ о
соответствии оспоренных пунктов Методических указаний
Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года.
Никаких иных требований к порядку оформления документов, помимо
предусмотренных приведенным нормативным правовым актом
Правительства РФ, оспоренные заявителем пункты Методических
разъяснений не содержат.
С учетом изложенного несостоятельно и утверждение в
кассационной жалобе о том, что в Методических разъяснениях якобы
содержится требование о предоставлении таких сведений, которыми
сами заявители не располагают.
В кассационной жалобе указывается на ошибочность позиции суда
первой инстанции, выразившейся в том, что суд уклонился от
проверки оспоренных положений Методических разъяснений на
соответствие их нормам федерального закона.
Однако Кассационная коллегия считает такую позицию Верховного
Суда РФ правомерной.
Полномочиями по утверждению форм и требований к оформлению
документов, используемых при государственной регистрации
юридических лиц, Правительство РФ было наделено законодателем
(Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей").
В силу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в
Постановлении от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке
конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи
27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и
третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации,
дела о признании недействующими нормативных правовых актов
Правительства РФ, принятых во исполнение полномочия, возложенного
непосредственно федеральным законом, не подлежат разрешению
Верховным Судом РФ.
Поэтому Верховный Суд РФ пришел к обоснованному выводу о том,
что он (Верховный Суд РФ) не вправе входить в обсуждение вопроса о
соответствии такого нормативного правового акта Правительства РФ
федеральному закону. Такое дело подлежит рассмотрению не в
гражданском, а в конституционном порядке.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению
не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда РФ от 12 мая 2005 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу ОАО "Брянскэнерго" - без
удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.Н.ПИРОЖКОВ
|