УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 5 июля 2005 года
Мною принята к рассмотрению информация о фактах
членовредительства осужденных в исправительной колонии N 3 УФСИН
России по Курской области с командированием на место сотрудника
аппарата Уполномоченного.
Предварительные результаты проверки обстоятельств данного
чрезвычайного происшествия подтвердили достоверность поступивших
ко мне сведений о наличии серьезных недостатков, приведших в
конечном счете к массовым нарушениям прав лиц, содержащихся в
учреждении. В ночь на 27 июня текущего года свыше 200 осужденных
совершили акты членовредительства, мотивируя это несогласием с
действиями администрации по поддержанию режима отбывания
наказания. Впоследствии к акции присоединились еще более 100
осужденных, всего за медицинской помощью в медицинскую часть
учреждения обратился 361 осужденный.
В процессе проведения проверки к сотруднику аппарата
Уполномоченного с заявлениями обратились 275 осужденных, которые
указывают в своих обращениях, что по прибытии в исправительное
учреждение они помещались в закрытые помещения (боксы) без
естественного освещения, где они содержались длительное время, при
этом осужденным не предоставлялась возможность оправки
естественных надобностей, принятия пищи. В последующем при
нахождении в карантинном помещении осужденный вызывался на беседу
к представителям администрации колонии, где ему в ультимативной
форме предлагалось написать заявление о вступлении в
самодеятельную организацию колонии, в случае отказа вступления ему
угрожали как физической расправой, так и иными действиями,
унижающими человеческое достоинство. Члены самодеятельных
организаций осужденных в этом учреждении пользуются
дополнительными льготами по отношению ко всем остальным
осужденным, проживают в отдельном помещении с одноярусными
кроватями, в то время как основная масса осужденных размещается на
двухъярусных кроватях по 100 - 130 человек в помещении, где
имеются всего 7 - 9 водопроводных кранов, члены самодеятельных
организаций имеют обувь неустановленного образца, в то время как
остальные осужденные подвергаются дисциплинарным взысканиям за
нарушение установленной формы одежды.
Данная информация требует дальнейшей тщательной проверки, а в
случае ее подтверждения принятия незамедлительных мер.
При проведении соответствующей проверки обстоятельств данного
чрезвычайного происшествия прокуратурой Курской области были
выявлены признаки состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
286 п. п. "а", "б" УК Российской Федерации (превышение должностных
полномочий), и 27 июня текущего года возбуждено уголовное дело.
Прокуратурой Курской области установлен факт выражения грубой
нецензурной бранью в адрес одного из осужденных со стороны одного
из руководителей учреждения. Причем произошло это на заседании
Совета профилактики колонии, в присутствии других осужденных.
Кроме того, возбуждено уголовное дело и по признакам совершения
преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 321 УК Российской
Федерации (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества).
Выражаю надежду на объективное и беспристрастное расследование
данных уголовных дел.
Ко мне поступило также обращение жен сотрудников этого
учреждения, которое будет рассмотрено в установленном законом
порядке. Убежден, что проблемы улучшения условий труда и быта
персонала уголовно-исполнительной системы заслуживают самого
серьезного внимания. Бытовая необустроенность, низкая заработная
плата, прохождение службы в режиме постоянного стресса порождают
раздражение и нервозность, которые, в свою очередь, и приводят к
обострению противостояния между персоналом учреждений и
осужденными. В результате не достигается законодательно
закрепленная цель уголовного наказания - исправление осужденных.
Нельзя исключать также и влияние на развитие этих событий
криминала, степень воздействия которого на происшедшие события
должно установить следствие в рамках возбужденных уголовных дел.
Эти и целый ряд других серьезных недостатков в области
соблюдения прав человека в работе Федеральной службы исполнения
наказаний обусловливают острую необходимость принятия ряда
конкретных мер по улучшению положения дел в уголовно-
исполнительной системе Российской Федерации. Концептуально эти
меры должны лежать в плоскости сосредоточения усилий как
Федеральной службы исполнения наказаний, так и общественных
объединений и укрепления сотрудничества между ними.
Среди этих мер в качестве первоочередных представляется
необходимым скорейшее принятие законодательного акта, ставящего на
регулярную и систематическую основу контроль общества за местами
лишения свободы, углубление воспитательной работы с персоналом
учреждений, принятие мер по социальной защищенности персонала.
Общественность ждет большей ясности и оперативности по этому
вопросу.
По ходу дальнейшей проверки обстоятельств, причин и условий
протестной акции осужденных планируется совместная рабочая встреча
с Министерством юстиции Российской Федерации, руководством
Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правозащитными
организациями, где намечается серьезный разговор о проблемах
соблюдения прав человека в деятельности учреждений уголовно-
исполнительной системы Российской Федерации.
В.ЛУКИН
|