МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. N 03-1230
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПО ИЗУЧЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СИМВОЛОВ РОССИИ
В целях реализации программы мероприятий по популяризации
государственных символов России до 2010 года, одобренной
распоряжением Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 г.
N 572-рп, и исполнения Приказа Минобрнауки России "О плане
действий по реализации программы мероприятий по популяризации
государственных символов России до 2010 года" от 27 апреля 2005 г.
N 129 направляем рекомендации для организации работы с
обучающимися и воспитанниками по изучению и использованию
государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Изучение и использование государственных символов России имеет
большое значение в деле воспитания подрастающего поколения.
Знакомство обучающихся и воспитанников с государственными
символами России способствует воспитанию бережного отношения и
уважения к существовавшим и существующим символам государства как
памятникам прошлого и достоянию современности.
Изучение и использование государственных символов Российской
Федерации необходимо осуществлять в соответствии с Федеральными
конституционными законами: "О Государственном флаге Российской
Федерации" от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (в редакции от 9 июля
2002 г., от 30 июня 2003 г., от 7 марта 2005 г.), "О
Государственном гербе Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г.
N 2-ФКЗ (в редакции от 9 июля 2002 г., от 30 июня 2003 г.), "О
Государственном гимне Российской Федерации" от 25 декабря 2000 г.
N 3-ФКЗ (в редакции от 22 марта 2001 г.).
Государственный флаг Российской Федерации является официальным
государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на
зданиях образовательных учреждений в дни:
государственных праздников Российской Федерации, установленных
законодательством Российской Федерации;
траура (в верхней части древка Государственного флага
Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна
длине полотнища флага).
Флаг может быть установлен во время проведения в
образовательных учреждениях торжественных собраний, посвященных
государственным праздникам Российской Федерации, а также при
проведении других торжественных мероприятий регионального,
местного значения и мероприятий образовательных учреждений.
При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага
Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, общественного объединения либо
предприятия, учреждения или организации Государственный флаг
Российской Федерации располагается с левой стороны от другого
флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме
(размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг
Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме
(размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра.
Размер других флагов не может превышать размер Государственного
флага Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации хранится в специально
отведенном и оформленном месте.
Государственный герб Российской Федерации является официальным
государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на
документах, удостоверяющих личность гражданина Российской
Федерации, помещается на печатях органов, организаций и учреждений
независимо от форм собственности, наделенных отдельными властными
полномочиями, знаменах федеральных органов исполнительной власти;
государственных наградах Российской Федерации и др. Документы
государственного образца об образовании и приложения к ним также
заверяются гербовой печатью.
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой
музыкально-поэтическое произведение. Гимн может исполняться в
оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и
инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства
звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в
образовательных учреждениях при открытии и закрытии торжественных
собраний, посвященных государственным праздникам Российской
Федерации, открытии и завершении учебного года, а также при
проведении иных торжественных мероприятий.
Государственный гимн Российской Федерации слушают и поют стоя.
Изучать государственную символику Российской Федерации
рекомендуется в процессе преподавания истории, литературы,
обществознания, права, а также музыки, курса мировой
художественной культуры, факультативных курсов. Изучение
исторических, политических, художественных и других аспектов
государственной символики России может происходить в процессе
учебно-исследовательской деятельности обучающихся и воспитанников.
Обучающимся и воспитанникам важно знать не только Государственный
герб Российской Федерации и его историю, но символику своего
региона, района, города.
Формирование уважения к символам государства у обучающихся и
воспитанников складывается на уроках, факультативных курсах, во
внеклассной работе, учебных занятиях, в системе дополнительного
образования детей, а также в процессе проведения гражданских
ритуалов, связанных с государственной символикой Российской
Федерации.
Значительное влияние на процесс изучения и воспитания
уважительного отношения к государственной символике Российской
Федерации оказывает и отражение государственных символов в
оформлении залов, фойе и учебных кабинетов образовательных
учреждений.
Особая роль в организации работы по изучению символики России
принадлежит библиотекам образовательных учреждений. В библиотеках
образовательных учреждений рекомендуется организовывать выставки
изданий, посвященных государственной символике России, составлять
списки рекомендуемой литературы, разрабатывать тематику бесед для
всех возрастных групп обучающихся, педагогических работников, а
также размещать плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные
материалы о государственных символах Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности образовательных учреждений по
изучению государственных символов Российской Федерации и их
популяризации следует руководствоваться настоящими рекомендациями
и документами Министерства образования Российской Федерации, а
именно:
письмом Департамента общего образования Минобразования России
от 1 октября 2002 г. N 13-51-111/13 "О проведении "Урока России" в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне дня
Конституции Российской Федерации";
методическими рекомендациями по проведению "Урока гражданина" в
первом классе (письмо Департамента общего образования
Минобразования России от 4 июня 2003 г. N 13-51-68/13);
рекомендациями "Об организации воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных
символов Российской Федерации и их популяризации" (письмо
Министерства образования Российской Федерации от 1 марта 2002 г. N
30-51-131/16).
При изучении государственных символов России рекомендуем
использовать специальные учебные пособия, которые были поставлены
Минобразованием России в адрес всех органов управления
образованием субъектов Российской Федерации в 2002 - 2004 годах:
- Алексеев Ю.А. Государственные символы России "Моя Родина -
Россия". М., 2002. Учебное пособие для начальной школы;
- Пчелов Е.В. Государственные символы Российской Федерации.
Герб. Гимн. Флаг. М., Русское слово, 2002. Учебное пособие для
основной школы;
- Романковский В.К. Символы российской государственности:
история и современность. М., Русское слово, 2002. Методическое
пособие для учителей;
- "Государственная символика России. История и современность".
М., ЦНСО, 2003. Наглядное пособие (методические рекомендации и
компакт-диск);
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу "Государственная
символика. Гимн. Герб. Флаг". М., ВАКО, 2004.
Обращаем внимание руководителей органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, муниципальных органов управления
образованием, образовательных учреждений и педагогических
коллективов на необходимость организации систематической и
целенаправленной работы по разъяснению значения государственных
символов Российской Федерации.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
предлагается:
довести до сведения руководителей муниципальных органов
управления образованием и образовательных учреждений всех типов, в
том числе негосударственных образовательных организаций настоящие
рекомендации для использования в работе;
организовать работу по реализации мероприятий по популяризации
государственных символов России;
обеспечить соблюдение в образовательных учреждениях всех типов
соответствующих ритуалов, связанных с использованием
государственных символов Российской Федерации.
Заместитель Директора
Департамента государственной
политики в образовании
Н.В.ТРЕТЬЯК
|