ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2005 года
Дело N 46-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Еременко Т.И.,
Харланова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Самарской области о признании противоречащим
федеральному законодательству и недействующим абзаца 6 пункта 2.2
Положения о министерстве промышленности, энергетики и технологий
Самарской области, утвержденного постановлением губернатора
Самарской области N 314 от 20 октября 2004 г., по кассационной
жалобе представителя губернатора Самарской области по доверенности
С.А. Горячева на решение Самарского областного суда от 11 марта
2005 г., которым абзац 6 пункта 2.2 Положения о министерстве
промышленности, энергетики и технологий Самарской области,
утвержденного постановлением губернатора Самарской области N 314
от 20 октября 2004 г., признан противоречащим федеральному
законодательству и недействующим с момента издания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Еременко Т.И., заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей, решение оставить
без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащим федеральному законодательству и
недействующим абзаца 6 пункта 2.2 Положения о министерстве
промышленности, энергетики и технологий Самарской области,
утвержденного постановлением губернатора Самарской области N 314
от 20 октября 2004 г.
Однако в силу пункта 1.3 Положения министерство промышленности,
энергетики и технологий Самарской области не обладает правами
юридического лица.
Оспариваемая норма противоречит требованиям статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации, которая
предусматривает, что участниками регулируемых гражданским
законодательством отношений являются граждане и юридические лица.
К ним приравниваются Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования (статья 124 Гражданского
кодекса Российской Федерации), от имени которых могут быть
участниками регулируемых гражданским законодательством отношений
органы государственной власти (статья 125 Гражданского кодекса
Российской Федерации). Прокурор считает, что органы и организации,
являющиеся участниками отношений, регулируемых гражданским
законодательством от имени субъектов гражданских отношений,
перечисленных в статье 124 Гражданского кодекса Российской
Федерации, должны иметь статус юридического лица.
Абзацем 8 пункта 2.2 оспариваемого Положения было закреплено,
что министерство дает согласие на получение федеральных лицензий
на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой
продукции.
Однако постановлением губернатора Самарской области N 52 от 9
марта 2005 г. "О внесении изменения в Положение о министерстве
промышленности, энергетики и технологий Самарской области" в
данный абзац внесены изменения, которые прокурор не оспаривает.
Постановление губернатора опубликовано в газете "Волжская коммуна"
N 43 от 11 марта 2005 г. В этой части судом вынесено определение о
прекращении производства по делу.
Представитель губернатора Самарской области требования
прокурора в части признании противоречащим федеральному закону
абзаца 6 пункта 2.2 вышеназванного Положения не признал, пояснив,
что от имени субъекта Российской Федерации приобретать своими
действиями и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права и обязанности могут, в пределах их компетенции, органы
государственной власти. В законе нет указаний на то, что органы
государственной власти в обязательном порядке должны быть наделены
статусом юридического лица. При анализе положений статей 124, 125
Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о
том, что наделение органов государственной власти статусом
юридического лица необязательно.
По делу постановлено указанное выше решение.
Представитель губернатора Самарской области по доверенности
С.А. Горячев подал кассационную жалобу, в которой просит решение
отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В силу пункта 1.3 Положения о министерстве промышленности,
энергетики и технологий Самарской области, утвержденного
постановлением губернатора Самарской области N 314 от 20 октября
2004 г., указанное министерство не обладает правами юридического
лица.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 участниками
регулируемых гражданским законодательством отношений являются
граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским
законодательством отношениях могут участвовать также Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования.
Согласно статье 124 Российская Федерация субъекты Российской
Федерации: республики, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные округа, а также
городские, сельские поселения и другие муниципальные образования
выступают в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах с иными участниками этих
отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным
субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие
участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает из закона или
особенностей данных субъектов.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрен порядок, согласно которому от
имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут
своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени
муниципальных образований своими действиями могут приобретать и
осуществлять указанные выше права и обязанности органы местного
самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке,
предусмотренных федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской
Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, по их специальному поручению от их
имени могут выступать государственные органы, органы местного
самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Частью 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации
предусмотрено, что государственную власть в субъектах Российской
Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной
власти.
Статьей 2 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. (с
последующими изменениями) "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"
установлено, что систему органов государственной власти субъекта
Российской Федерации составляют: законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной
власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с
конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией
(уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена
должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Статьей 15 Устава Самарской области предусмотрено, что
законодательную власть в Самарской области осуществляет Самарская
Губернская Дума. Исполнительную власть в Самарской области
осуществляет губернатор Самарской области, возглавляющий
правительство Самарской области, Правительство Самарской области и
иные органы исполнительной власти Самарской области.
В пункте "у" статьи 95 Устава Самарской области указано, что
губернатор Самарской области утверждает положения о министерствах
Самарской области, а в силу ст. 100 Устава Самарской области
правительство Самарской области является высшим исполнительным
органом государственной власти Самарской области, возглавляемым
губернатором Самарской области.
Согласно статье 104 Устава Самарской области министерство
промышленности, энергетики и технологий Самарской области входит в
систему органов исполнительной власти Самарской области.
Поскольку министерство не наделено статусом юридического лица и
не может участвовать в гражданском обороте, губернатор Самарской
области, возглавляющий высший орган исполнительной власти
Самарской области, был не вправе в абзаце 6 пункта 2.2
оспариваемого Положения наделить министерство промышленности,
энергетики и технологий Самарской области полномочиями на
заключение в пределах своей компетенции государственных контрактов
на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для
областных государственных нужд при реализации областных целевых
программ, а также правом на осуществление иных полномочий
государственного заказчика, предусмотренных действующим
законодательством.
Доводы в кассационной жалобе сводятся к переоценке
доказательств, данных судом, и не могут послужить основанием для
отмены постановленного по делу решения. Утверждение, что
министерству промышленности, энергетики и технологий Самарской
области были переданы необходимые полномочия, нельзя признать
состоятельным, поскольку оно не опровергает вывод суда о том, что
орган, не наделенный правами юридического лица, не может быть
участником гражданского оборота.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 11 марта 2005 г. оставить
без изменения, кассационную жалобу представителя губернатора
Самарской области по доверенности Горячева С.А. - без
удовлетворения.
|