ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2005 г. N 02-18/06-5771
Для использования в работе направляем разъяснения Управления
надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
Роструда России (письма от 04.04.2005 N 676-3-6, от 09.06.2005 N
1315-3-6) по вопросам, связанным с порядком восстановления
утраченных актов о несчастных случаях на производстве (форма Н-1).
Руководитель Департамента
страхования от несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний
И.Г.БАРАНОВСКИЙ
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2005 г. N 676-3-6
Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о
труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам, связанным
с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на
производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 230 Трудового кодекса
Российской Федерации и п. 30 Положения об особенностях
расследования несчастных случаев на производстве в отдельных
отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда
России от 24.10.2002 N 73, работодатель (уполномоченный им
представитель) обязан выдать один экземпляр утвержденного акта о
несчастном случае на производстве (форма Н-1) пострадавшему, а при
несчастном случае на производстве со смертельным исходом -
доверенным лицам пострадавшего (по их требованию). Второй
экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования
должен храниться в течение 45 лет работодателем (физическим или
юридическим лицом), осуществляющим по решению комиссии или
государственного инспектора труда, проводивших расследование, учет
несчастного случая.
При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае
на производстве и материалы расследования должны направляться
работодателем (председателем комиссии) в исполнительный орган
страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя). В этой
связи представляется, что по указанным несчастным случаям на
производстве, происшедшим после января 2000 г., оригиналы актов о
несчастных случаях на производстве, в том числе, должны находиться
в соответствующем исполнительном органе страховщика, куда
пострадавшему может быть рекомендовано обратиться за получением
дубликата акта.
В то же время представляется, что утрата акта о несчастном
случае и работодателем, и пострадавшим зачастую означает, что
отсутствует объективное подтверждение факта несчастного случая,
хотя не исключается, что в действительности он мог иметь место. В
этой связи считаем, что в данном случае для установления факта
несчастного случая и его надлежащей квалификации необходимо
проведение дополнительного расследования (в порядке,
предусмотренном частью 16 статьи 230 Трудового кодекса Российской
Федерации и п. 25 Положения об особенностях расследования
несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и
организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от
24.10.2002 N 73), по результатам которого работодателю может быть
выдано соответствующее заключение и предписание о составлении акта
о несчастном случае на производстве.
Следует учитывать также, что в случаях реорганизации
(ликвидации) организации, в которой работал пострадавший на момент
происшествия несчастного случая, без установления
правопреемственности зачастую представляется невозможным по
объективным причинам оформить, утвердить надлежащим работодателем
(его представителем) и выдать пострадавшему (его доверенному лицу)
акт о несчастном случае на производстве даже при наличии
полученных в ходе расследования объективных доказательств того,
что с пострадавшим действительно произошел несчастный случай на
производстве. В связи с этим, а также в целях обеспечения
реализации законных прав пострадавшего (его доверенного лица) на
получение страхового обеспечения полагали бы целесообразным
рассмотреть вопрос о внесений изменений в п. 4 статьи 15 ФЗ "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-
ФЗ, включив в перечень документов, необходимых для решения вопроса
о назначении страховых выплат, заключение государственного
инспектора труда (форма 5 приложения 1 к Постановлению Минтруда
России от 24.10.2002 N 73).
И, наконец, если в ходе дополнительного расследования не
удалось фактически подтвердить факт несчастного случая (и,
следовательно, восстановить возможно утраченный акт о несчастном
случае на производстве), представляется, что в этом случае вопрос
о признании несчастного случая может быть решен только в судебном
порядке в соответствии со статьями 264, 265 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Начальник Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде
И.А.ВОРОБЬЕВ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2005 г. N 1315-3-6
Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о
труде Роструда России рассмотрело обращение по вопросам, связанным
с порядком восстановления утраченных актов о несчастных случаях на
производстве (форма Н-1), и разъясняет следующее.
Как уже сообщалось ранее (письмо Роструда от 04.04.2005 N 676-3-
6), при данных обстоятельствах для установления факта несчастного
случая и его надлежащей квалификации необходимо проведение
дополнительного расследования (в порядке, предусмотренном частью
16 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 25
Положения об особенностях расследования несчастных случаев на
производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного
Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73), по результатам
которого работодателю может быть выдано соответствующее заключение
государственного инспектора труда и предписание о составлении акта
о несчастном случае на производстве. В этой связи представляется,
что форма акта о несчастном случае на производстве, составленного
по результатам расследования, должна соответствовать форме 2,
указанной в приложении 1 к Постановлению Минтруда России от
24.10.2002 N 73. При этом, в соответствии с п. 31 Положения, в
акте вместо подписей членов комиссии должна быть сделана запись о
том, что данный акт формы Н-1 оформлен на основании и в
соответствии с заключением государственного инспектора труда,
проводившего в установленном порядке расследование несчастного
случая, а в п. 8.2 акта указывается характер полученных
повреждений и орган, подвергшийся повреждению (на основании
заключения соответствующего учреждения здравоохранения), в том
числе с учетом возможных наступивших на момент проведения
дополнительного расследования последствий полученных повреждений
здоровья.
Оформленный акт о несчастном случае на производстве вместе с
прилагаемыми к нему материалами расследования (которые, в
частности, могут включать в себя заключение госинспектора труда,
иные документы, полученные в ходе расследования, и т.п.)
направляется госинспектором труда, проводившим расследование
несчастного случая, в органы и организации, перечисленные в части
10 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации (в том числе
в соответствующий исполнительный орган страховщика).
Одновременно разъясняем, что в соответствии с частью 25 статьи
229 Трудового кодекса Российской Федерации установление грубой
неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению (или
увеличению) вреда, причиненного его здоровью, и определение
степени его вины в процентах осуществляется комиссией, проводившей
в установленном порядке расследование несчастного случая, с учетом
конкретных обстоятельств происшествия и заключения профсоюзного
(иного уполномоченного застрахованным) представительного органа
данной организации. В связи с этим представляется, что
государственный инспектор труда, проводивший расследование
несчастного случая, не правомочен устанавливать в своем заключении
степень вины застрахованного в процентах.
Начальник Управления
надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде
И.А.ВОРОБЬЕВ
|