[неофициальный перевод]
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
РЕЗОЛЮЦИЯ 1459 (2005)
ОБ УСТРАНЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРАВО ГОЛОСА
(Страсбург, 24 июня 2005 года)
1. Парламентская ассамблея в соответствии со своей
Рекомендацией 1500 (2001) "Об участии иммигрантов и иностранцев-
резидентов в политической жизни государств-членов Совета Европы"
подчеркивает значение права голоса и права на выдвижение своей
кандидатуры на выборах как важнейшего предварительного условия
сохранения других основных гражданских и политических прав,
отстаиваемых Советом Европы.
2. С этой целью, в соответствии с Заключением Венецианской
комиссии, принятым в декабре 2004 года, она предлагает
государствам-членам и государствам-наблюдателям Совета Европы
пересмотреть все существующие ограничения избирательных прав и
отменить те из них, которые более не являются необходимыми и
пропорциональными для достижения законной цели.
3. Ассамблея полагает, что, как правило, приоритет должен
отдаваться предоставлению эффективных свободных и равных
избирательных прав максимально большому числу граждан, независимо
от их этнического происхождения, местожительства, состояния
здоровья, статуса военнослужащего или наличия судимости. В должной
мере следует учитывать право голоса тех граждан, которые проживают
за рубежом.
4. В соответствии с судебной практикой Европейского суда по
правам человека любые изъятия из этого права должны быть оговорены
законом, преследовать законную цель и не являться произвольными
или непропорциональными.
5. Все резиденты обязаны платить местные налоги, а решения
местных органов власти напрямую влияют на их жизнь. Поэтому право
голосовать и участвовать в качестве кандидатов в местных выборах
должно быть предоставлено всем резидентам, независимо от их
гражданства или национальности. В этой связи Ассамблея призывает
соответствующие страны выполнять рекомендации Комиссара по правам
человека о предоставлении данного права резидентам, имеющим особый
статус "неграждан" в соответствии с Конвенцией об участии
иностранцев в политической жизни на местном уровне.
6. Учитывая возможность конфликта лояльности между
государством, гражданином которого является данное лицо, и страной
его проживания, право голосовать и участвовать в качестве
кандидатов на национальных выборах (парламентских или
президентских), как правило, должно увязываться с гражданством.
Лица, являющиеся гражданами нескольких стран, должны иметь право
свободно выбирать, в какой стране они желают осуществлять свое
право голоса.
7. Учитывая значение права голоса в демократическом обществе,
государства-члены Совета Европы должны обеспечивать своим
гражданам, проживающим за границей, возможность голосовать на
национальных выборах. Они должны принять соответствующие меры с
тем, чтобы максимально облегчить осуществление таких прав голоса,
в частности, разрешая голосование заочно (по почте), в консульских
учреждениях или с использованием электронных средств в
соответствии с Рекомендацией Rec (2004) 11 Комитета Министров
государствам-членам о правовых, эксплуатационных и технических
стандартах электронного голосования. Государства-члены должны
сотрудничать друг с другом с этой целью и воздерживаться от
создания ненужных препятствий на пути эффективного осуществления
прав голоса иностранными гражданами, проживающими на их
территории.
8. Принимая во внимание, что конечной целью уголовного
наказания является перевоспитание заключенных с целью их
возвращения в общество со всеми правами и обязанностями, Ассамблея
выражает сожаление по поводу того, что во многих странах лица,
осужденные за совершение уголовных преступлений, лишаются
возможности участвовать в голосовании, причем в некоторых случаях
они в течение определенного времени лишены этого права и после
выхода из тюрьмы. Более современный подход должен заключаться в
том, чтобы лишение права голоса происходило лишь за преступления,
совершенные в отношении демократического процесса (например,
фальсификация выборов, противоправный нажим на избирателей или
кандидатов, участие в военном путче, участие в террористической
деятельности, установленное решением суда). В любом случае,
принимая во внимание Решение Европейского суда по правам человека
по делу "Херст против Соединенного Королевства" (30 июня 2004
года), национальным парламентам следует пересмотреть существующие
ограничения и определить, действительно ли они все еще направлены
на достижение законной цели и не являются произвольными или
непропорциональными.
9. Как подчеркивала Европейская комиссия "За демократию через
право" ("Венецианская комиссия"), необходимость демократического
контроля над вооруженными силами не должна использоваться в
качестве оправдания для автоматического лишения военнослужащих их
права голоса.
10. Ассамблея также подчеркивает важность защиты права голоса
уязвимых категорий населения, таких как лица, проживающие в домах
для престарелых, заключенные, солдаты и инвалиды. Должны быть
приняты соответствующие меры для того, чтобы избежать
необоснованного влияния лиц, ухаживающих за престарелыми,
надзирающего персонала или вышестоящих начальников, в частности,
путем обеспечения тайны голосования.
11. В связи с этим Ассамблея предлагает:
i) соответствующим государствам-членам и государствам-
наблюдателям Совета Европы:
a) снизить минимальные возрастные требования для осуществления
активных и пассивных избирательных прав до 18 лет для права голоса
и не более чем до 25 лет для осуществления права на выдвижение в
качестве кандидата на выборах;
b) предоставить избирательные права всем своим гражданам
(подданным), не устанавливая требований в отношении
местожительства;
c) облегчить осуществление права голоса гражданам, проживающим
на территории других стран, предусмотрев возможность заочного
голосования (по почте и/или в консульских учреждениях), а также
сотрудничать друг с другом с этой целью;
d) подписать и ратифицировать Конвенцию Совета Европы 1992 года
об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне и
предоставить активные и пассивные избирательные права на местных
выборах всем лицам, законно проживающим на их территории;
e) пересмотреть существующие ограничения на избирательные права
заключенных или военнослужащих с целью отмены тех ограничений,
которые более не являются необходимыми и пропорциональными для
достижения законной цели;
f) принять соответствующие меры по защите избирательных прав
уязвимых категорий населения (в частности, лиц, проживающих в
домах для престарелых, заключенных, военнослужащих, кочевников) в
соответствии со Сводом рекомендуемых норм при проведении выборов,
принятым в июле 2003 года Венецианской комиссией.
ii) Совету Европы и, в частности, Венецианской комиссии, далее
активизировать свою деятельность, направленную на улучшение
условий для эффективного осуществления избирательных прав, обращая
особое внимание на сотрудничество с целью облегчения осуществления
избирательных прав гражданами, проживающими на территории других
государств.
|