ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2005 г. N КАС05-249
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К.,
Анохина В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 июня 2005 года
гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими
частично абзаца первого пункта 1.3, пункта 1.4, пункта 1.5; абзаца
первого и подпунктов "а", "в", "г" пункта 1.7.2; пункта 1.9;
частично пункта 1.10 Инструкции о порядке назначения лекарственных
средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа
1999 г. N 328,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда
Российской Федерации от 25 апреля 2005 года, которым в
удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., объяснения К. и его представителя Головачева А.Н.,
поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против доводов
кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации Решетниковой С.С.,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением
об оспаривании ряда норм Инструкции о порядке назначения
лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23
августа 1999 г. N 328 (в настоящее время действует в редакции
Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 313),
устанавливающих, что:
1.3. В случаях типичного течения болезни назначение
лекарственных средств осуществляется исходя из тяжести и характера
заболевания, согласно утвержденным Минздравом России в рамках
Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской
Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - программа
госгарантий), утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.09.1998 N 1096, протоколам и стандартам
диагностики и лечения (далее - стандарт) и в соответствии с
базовыми перечнями (формулярами) лекарственных средств.
1.4. Разовые, суточные и курсовые дозы при назначении
лекарственных средств определяются исходя из возраста больного,
тяжести и характера заболевания согласно стандартам его
диагностики и лечения.
1.5. Назначение лекарственных средств (наименование препаратов,
разовая доза, способ и кратность приема/введения, ориентировочная
длительность курса, обоснование назначения лекарственных средств,
не входящих в стандарты, территориальные и/или формуляры
аналоговой замены, утвержденные в порядке, установленном п. 1.3
настоящей Инструкции (далее - аналоговые формуляры), и пр.)
фиксируется в медицинских документах больного (истории болезни,
амбулаторной карте, листе записи консультационного осмотра и пр.).
1.7. Во время нахождения больного на стационарном лечении:
1.7.1. Назначение лекарственных средств, в том числе
рекомендованных врачами-консультантами, производится единолично
лечащим врачом, за исключением случаев, указанных в п. 1.7.2 а) -
г).
1.7.2. Согласование с заведующим отделением, а в экстренных
случаях - с ответственным дежурным врачом или другим лицом,
уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического
учреждения, а также с клиническим фармакологом необходимо в
случаях:
а) одномоментного назначения пяти и более лекарственных
препаратов одному больному;
б) назначения наркотических средств, психотропных,
сильнодействующих и ядовитых веществ, анаболических гормонов;
в) необходимости назначения лекарственных препаратов согласно
аналоговым формулярам в связи с отсутствием в лечебно-
профилактическом учреждении лекарственных средств, входящих в
территориальный формуляр;
г) необходимости назначения лекарственных средств сверх
территориального формуляра при нетипичном течении болезни, наличии
осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при
назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при
непереносимости лекарственных средств, входящих в территориальный
формуляр.
Назначение лекарственных средств в случаях, указанных в подп.
а) - г), фиксируется в медицинских документах больного и
заверяется подписью лечащего врача (дежурного врача) и заведующего
отделением (ответственного дежурного врача или другого
уполномоченного лица).
1.9. Назначение лекарственных средств, зарегистрированных в
Российской Федерации (разрешенных к медицинскому применению
Минздравом России в установленном порядке), но не входящих в
стандарты, территориальные и аналоговые формуляры, стационарным
больным производится только по решению врачебной комиссии, которое
фиксируется в медицинских документах больного и журнале врачебной
комиссии.
1.10. В случаях стационарного обследования и лечения граждан на
основании договора добровольного медицинского страхования и/или
договора на оказание платных медицинских услуг могут быть
назначены лекарственные препараты, не входящие в стандарты и
территориальные и аналоговые формуляры, если это оговорено
условиями договора.
По мнению заявителя, содержащиеся в указанных нормах Инструкции
положения, обязывающие назначать лекарственные средства согласно
утвержденным Минздравом России протоколам и стандартам диагностики
и лечения в соответствии с базовыми перечнями (формулярами)
лекарственных средств (абзац первый пункта 1.3), определять дозы
согласно стандартам диагностики и лечения заболевания (пункт 1.4),
обосновывать назначения лекарственных средств, не входящих в
стандарты, территориальные и/или формуляры аналоговой замены
(пункт 1.5), в определенных случаях согласовывать назначения
лекарственных средств с заведующим отделением, с ответственным
дежурным врачом, другим лицом, уполномоченным приказом главного
врача лечебно-профилактического учреждения, с клиническим
фармакологом, а также заверять указанные назначения подписью
соответствующего уполномоченного лица (пункт 1.7.1 и подпункты
"а", "в", "г" пункта 1.7.2), назначать лекарственные средства, не
входящие в стандарты и формуляры, при наличии решения КЭК (в
настоящее время - решения врачебной комиссии) (пункт 1.9),
назначать лекарственные препараты, не входящие в стандарты и
формуляры, при наличии соответствующего договора и специальной
оговорки в нем (пункт 1.10), противоречат действующему
законодательству и изданы Минздравом России с превышением своей
компетенции.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2005
года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К., ссылаясь на нарушение и неправильное
применение норм материального и процессуального права, просит
решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении
его требований в полном объеме.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее
удовлетворения.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан к полномочиям федеральных органов
государственной власти относится установление стандартов
медицинской помощи и контроль за их соблюдением (пункт 15 статьи
5).
Федеральный закон "О лекарственных средствах" относит к
компетенции федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных
средств, регулирование отношений, возникающих в сфере обращения
лекарственных средств (статья 5).
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321,
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая принятие
нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обращением
лекарственных средств, видов, объемов и стандартов качества
специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях
государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно признал, что
оспариваемые положения Инструкции изданы Минздравом России в
пределах своей компетенции.
Довод кассационной жалобы об ошибочности такого вывода основан
на неправильном толковании статьи 5 вышеназванных Основ, правильно
истолкованной судом во взаимосвязи с другими нормами этих Основ,
Федерального закона "О лекарственных средствах" и Положения,
закрепляющими полномочия федерального органа исполнительной власти
в сфере здравоохранения.
Оспариваемые нормы по своему содержанию не противоречат статье
58 упомянутых Основ, на что ссылается заявитель, поскольку эта
статья, как и другие нормы Основ, не регулирует отношения,
связанные с использованием, назначением лекарственных средств и
выписыванием рецептов. Норм большей юридической силы, чем
оспариваемые нормы Инструкции, которые по-иному регулировали бы
указанные отношения, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые нормативные
положения устанавливают дополнительные профессиональные
обязанности медицинского работника и нарушают права пациента,
обязывая лечащего врача разглашать врачебную тайну, не
соответствуют действительности, являлись предметом обсуждения
судом первой инстанции и правомерно отвергнуты им по мотивам,
изложенным в решении.
В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых
положений Инструкции и сделан правильный вывод о том, что они не
противоречат федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в
удовлетворении заявления в соответствии с частью 1 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса РФ отказано правильно.
В кассационной жалобе не содержится доводов, позволяющих
подвергнуть сомнению такой вывод суда, и оснований для этого не
имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального
кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2005
года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без
удовлетворения.
|