ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2005 года
Дело N 44-Г05-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Маслова А.М.,
Еременко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению
заместителя прокурора Пермской области о признании недействующими
ст. 20, ст. 22 Закона Пермской области от 05.03.2004 N 1294-270
"Об исполнительных органах государственной власти Пермской
области" в части отсутствия у администрации Пермской области права
издания нормативных правовых актов по кассационному представлению
прокурора Пермской области на решение Пермского областного суда от
16.03.2005.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение оставить
без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
19 февраля 2004 г. Законодательным Собранием Пермской области
принят Закон Пермской области от 5 марта 2004 г. N 1294-270 "Об
исполнительных органах государственной власти Пермской области".
Заместитель прокурора Пермской области обратился в Пермский
областной суд с заявлением о признании недействующими ст. 20, ст.
22 названного Закона, ссылаясь на то, что оспариваемыми
положениями администрации Пермской области, в нарушение норм
действующего федерального законодательства, не предоставлено право
издания нормативных правовых актов.
Решением Пермского областного суда от 16 марта 2005 г. в
удовлетворении заявления заместителю прокурора Пермской области о
признании недействующими ст. 20, ст. 22 Закона Пермской области от
05.03.2004 N 1294-270 "Об исполнительных органах государственной
власти Пермской области" в части отсутствия у администрации
Пермской области права издания нормативных правовых актов
отказано.
В кассационном представлении прокурор Пермской области просит
отменить решение Пермского областного суда от 16 марта 2005 г. в
связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного
представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации не находит оснований для их
удовлетворения.
Частью 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено,
что система органов государственной власти республик, краев,
областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя
Российской Федерации и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленными федеральным законом.
Полномочия высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации определены в ст. 18
Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в
соответствии с которой высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации формирует высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации в соответствии с
законодательством субъекта Российской Федерации и принимает
решение об отставке высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 32 Устава Пермской области губернатор
области возглавляет высший орган исполнительной власти -
администрацию области и руководит системой исполнительных органов
государственной власти Пермской области.
Систему исполнительных органов государственной власти области
составляют администрация области, иные исполнительные органы
государственной власти области, их территориальные органы или
структурные подразделения на территории области.
Администрация области состоит из губернатора, первых
заместителей губернатора, заместителей губернатора и аппарата
администрации.
Губернатор области определяет основные направления деятельности
администрации Пермской области и организует их работу.
Также, согласно ст. 20 Устава губернатор области на основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, указов Президента Российской Федерации, Устава и законов
области издает указы и распоряжения.
Акты губернатора области, носящие нормативный правовой
характер, издаются в форме указов, а акты по оперативным и другим
текущим вопросам - в форме распоряжений.
При рассмотрении дела судом сделан правильный вывод о том, что
все правовые акты от имени администрации области издает губернатор
области единолично, наделенный таким правом согласно правовым
нормам действующего законодательства.
Противоречий оспариваемых норм Закона с положениями
действующего федерального законодательства не усматривается.
Доводы кассационного представления основаны на неправильном
толковании закона и не могут повлечь отмену решения Пермского
областного суда от 16.03.2005.
С учетом изложенного ст. ст. 20, 22 оспариваемого Закона не
противоречат нормам действующего федерального законодательства.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского областного суда от 16.03.2005 оставить без
изменения, а кассационное представление прокурора Пермской области
- без удовлетворения.
|