ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2005 г. N ВКПИ05-9
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской
Федерации полковника юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре
Старкове Д.М., с участием представителя ответчика - Министра
обороны Российской Федерации полковника юстиции Греджева В.А.,
военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Багателия В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части
19712 капитана Д. о признании недействующими п/пункта "б" пункта
первого и третьего абзаца пункта второго примечания к Перечню
воинских должностей, при замещении которых выплачивается
ежемесячная надбавка за особые условия военной службы,
утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации N 042
от 01.08.2003 (приложение N 1),
установила:
Д. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором указывает,
что до августа 2003 года ему на основании п. 9 ст. 13 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" и Приказа МО РФ N 025 от 5
февраля 1994 г. выплачивалась ежемесячная надбавка за особые
условия военной службы как офицеру, занятому техническим
обслуживанием и ремонтом самолетов.
В связи с изданием оспариваемого нормативного правового акта,
на основании абзаца третьего пункта второго примечания к Перечню,
утвержденному Приказом МО РФ от 1 августа 2003 г. N 042
(приложение N 1), выплата надбавки прекращена, так как войсковая
часть 19712 не включена в список воинских частей, указанных в
п/пункте "б" пункта первого примечания.
Обосновывая свою позицию, Д. указывает, что занимает должность
согласно Перечню, исполняет обязанности по техническому
обслуживанию и ремонту самолетов, имеет авиационную квалификацию
"мастер", однако надбавку за особые условия военной службы не
получает.
Заявитель полагает, что оспариваемые им положения Приказа МО РФ
противоречат нормам Конституции РФ о праве человека на
вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, равенстве
прав и свобод человека и гражданина, а также п. 1 ст. 3 и п. 9 ст.
13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку для
военнослужащих законом установлена единая система правовой и
социальной защиты, а дополнительные выплаты должны производиться с
учетом сложности, объема и важности выполняемых военнослужащими
задач и не зависеть от определяемого МО РФ перечня воинских частей
и подразделений.
Заявитель Д. в судебном заседании свои требования поддержал и
пояснил, что наличие в примечании к приложению N 2 Приказа МО РФ N
042 от 1 августа 2003 г. п/пункта "б", содержащего указание о
перечне воинских частей и подразделений, противоречит последнему
предложению пункта 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих". Вследствие этого данный подпункт и производный от
него абзац третий пункта второго из примечания к приложению N 2
должны быть исключены.
Представитель Министра обороны РФ Греджев В.А. возражал против
удовлетворения требований Д., указав, что нормы оспариваемого
Приказа МО РФ соответствуют положениям действующего Постановления
Совета Министров СССР N 1146-151 от 16 ноября 1990 г., а также
Федеральному закону "О статусе военнослужащих", позволяющим
Министру обороны РФ устанавливать надбавки и дополнительные
выплаты (в пределах выделенных ассигнований) в зависимости от
сложности, объема и важности выполняемых задач. Само по себе
невключение в Перечень частей и подразделений воинской части, в
которой проходит военную службу заявитель Д., не может
свидетельствовать о незаконности обжалуемого Приказа МО РФ и его
противоречии приведенным выше нормативно-правовым актам. В случае
уверенности заявителя в том, что по интенсивности и важности
выполняет специальные задачи в войсковой части 19712, аналогичные
для его военно-учетной специальности и должности в авиационном
полку, он вправе требовать оспариваемой выплаты установленным
порядком.
Выслушав Д., представителя Министра обороны РФ Греджева В.А.,
исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего
необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. кроме выплат,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом
Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в
пределах выделенных ассигнований министром обороны Российской
Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной
власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная
служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные
выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты
устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в
подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и
важности выполняемых ими задач.
6 ноября 1992 года Министром обороны РФ издан Приказ N 060 "О
размерах и порядке выплаты военнослужащим добавочных видов
денежного довольствия", которым утверждена Инструкция о порядке и
размерах выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской
Федерации надбавок за особые условия службы (кроме надбавок за
особые условия службы на кораблях и судах).
Данной Инструкцией (абзац 5 п/пункта "а" п. 1) лицам
офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной и
срочной службы установлена ежемесячная надбавка за особые условия
службы в следующих размерах:
10 процентов должностного оклада - лицам офицерского состава,
прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы и 40 процентов
должностного оклада - военнослужащим срочной службы, проходящим
службу в авиационных воинских частях на поименованных в
утверждаемых Министром обороны Российской Федерации перечнях
должностях наземных авиационных специалистов, обеспечивающих
безопасность полетов самолетов и вертолетов.
Перечень воинских должностей, замещаемых офицерами - наземными
авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов
самолетов, вертолетов и экранопланов, по которым выплачивается
ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 10
процентов оклада по воинской должности, первоначально был
утвержден Приказом МО РФ N 025 от 5 февраля 1994 года (приложение
N 3).
На основании Приказа МО РФ N 306 от 31 августа 2003 г.
указанный Приказ с 26.08.2003 был отменен, а вместо него издан
нормативный правовой акт (Приказ N 042), зарегистрированный в МЮ
РФ 13 августа 2003 г. за N 4969.
По объяснениям представителя МО РФ необходимость уточнения
Перечня должностей вызвана организационными изменениями в
структуре Вооруженных Сил РФ, который был надлежащим образом
согласован с Главным командованием Военно-Воздушных сил.
В п/пунктах "а", "б" и "в" пункта 1 примечания к указанному
Перечню (приложение 1) установлены условия выплаты указанной
надбавки.
В частности, п/пунктом "а" определено, что выплата надбавки
производится при условии, если предусмотренные в штате воинской
части по занимаемой военнослужащим воинской должности номер военно-
учетной специальности и код воинской должности (шесть цифр)
совпадают с номером военно-учетной специальности и кодом воинской
должности, указанными в настоящем Перечне.
П/пунктом "б" установлено, что надбавка выплачивается, если
воинские должности, перечисленные в настоящем Перечне, содержатся
в поименованных подразделениях, воинских частях и других
организациях (учреждениях).
В указанном п/пункте перечислены как конкретные наименования
авиационных воинских частей, подразделений и организаций, так и их
виды и категории, существующие в Вооруженных Силах РФ.
Обязательным условием, нашедшим отражение в п/пункте "в" пункта
первого примечания, является также фактическое выполнение
военнослужащими обязанностей по обеспечению безопасности полетов
самолетов и вертолетов либо обязанностей, связанных с их
техническим обслуживанием и ремонтом.
Вторым пунктом примечания к Перечню установлено, что надбавка
за особые условия военной службы не выплачивается авиационным
специалистам, занимающим воинские должности в воинских частях и
подразделениях, не указанных в примечании 1 к настоящему Перечню.
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов
позволяет прийти к следующим выводам.
Оспариваемые заявителем нормы Приказа МО РФ N 042 от 1 августа
2003 г. полностью соответствуют положениям изложенного выше п. 9
ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в
соответствии с которым Министр обороны РФ обладает полномочиями не
только устанавливать дополнительные выплаты, не предусмотренные
федеральным законом, но и определять порядок и условия их
начисления.
Именно в силу данных полномочий Министр обороны в обжалуемом
Приказе поставил выплату надбавки в зависимость от важности
выполнения военнослужащими своих должностных обязанностей по
обеспечению безопасности полетов самолетов и вертолетов, а также
их техническому обслуживанию и ремонту определенными авиационными
воинскими формированиями.
Равным образом не противоречит закону и указание, запрещающее
выплату надбавки авиационным специалистам, проходящим службу в тех
частях и подразделениях, которые таких задач не выполняют.
Кроме того, оценка важности выполнения задач определенными
воинскими формированиями или категориями военнослужащих и,
соответственно, включение их в соответствующие перечни, входит в
исключительную компетенцию Министра обороны РФ, который в силу
подпункта 14 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004
г. N 1082, координирует строительство и применение войск, воинских
формирований и органов в интересах обороны государства.
Таким образом, оспариваемый Приказ МО РФ по указанным в
заявлении Д. основаниям законодательству Российской Федерации не
противоречит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная
коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Д. в удовлетворении заявления о признании недействующими
п/пункта "б" пункта первого и третьего абзаца пункта второго
примечания к Перечню воинских должностей, при замещении которых
выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной
службы, утвержденному Приказом Министра обороны Российской
Федерации N 042 от 01.08.2003 (приложение N 1), отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО
|