ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2005 года
Дело N 58-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Маслова А.М.,
Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 8 июня 2005 года дело по
кассационной жалобе губернатора Хабаровского края на решение
Хабаровского краевого суда от 31 марта 2005 года, которым
удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края о признании
недействующим пункта 2.8 постановления губернатора Хабаровского
края от 23 августа 2004 г. N 219 "О внесении изменений и
дополнений в нормативные правовые акты губернатора Хабаровского
края и главы администрации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Гермашевой М.М., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению
без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании пункта 2.8 постановления губернатора Хабаровского края
от 23 августа 2004 года N 219 "О внесении изменений и дополнений в
нормативные правовые акты губернатора Хабаровского края и главы
администрации Хабаровского края" противоречащим федеральному
законодательству и недействующим.
В обоснование требований указал, что оспариваемым актом в
Положение о краевой конкурсной комиссии по лесопользованию при
губернаторе Хабаровского края, утвержденное постановлением
губернатора Хабаровского края от 11 сентября 2002 г. N 419 "О
краевой комиссии по лесопользованию при Губернаторе Хабаровского
края", внесены изменения и дополнения.
Так, в соответствии с пунктом 2.8 постановления вышеназванное
Положение было дополнено пунктом 6.23, установившим, что
конкурсный платеж за минусом расходов краевого государственного
учреждения "Фонд имущества Хабаровского края" на подготовку и
проведение конкурсов и аукционов в соответствии со сметой,
утвержденной председателем комиссии, распределяется следующим
образом:
- 40% - в бюджет района, на территории которого находится
конкурсный участок лесного фонда;
- 40% - на расчетный счет лесхоза, на территории которого
находится конкурсный участок лесного фонда, для охраны и
воспроизводства лесов;
- 20% - в краевой бюджет.
По мнению прокурора, данная норма противоречит статье 7
Бюджетного кодекса РФ, относящей определение основ формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ к
ведению Российской Федерации.
Кроме этого, прокурор считал, что поскольку конкурсный платеж
по существу является задатком на право аренды участков лесного
фонда, то в случае победы участника в лесном конкурсе задаток
(конкурсный платеж) должен зачисляться в счет арендной платы по
договору аренды участка лесного фонда, доходы от которой, в свою
очередь, должны распределяться в соответствии со статьей 8 Закона
Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 "О бюджетной системе
Хабаровского края на 2004 год" 20% - в краевой бюджет и в местные
бюджеты - 80%.
В противоречие бюджетному законодательству постановлением
губернатора края в оспариваемой части предусмотрено распределение
40% средств на расчетный счет лесхоза, на территории которого
находится конкурсный участок лесного фонда, минуя бюджет.
Решением суда от 31 марта 2005 года заявление прокурора
удовлетворено.
В кассационной жалобе губернатор Хабаровского края просит об
отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации считает решение суда по существу правильным и
оснований для его отмены не находит.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд ошибочно посчитал
конкурсный платеж задатком, то есть платежом, взимаемым за
пользование лесным фондом, поскольку, как это следует из
содержания оспариваемого постановления (п. 6.8), конкурсный платеж
установлен наряду с задатком, а его характер определен в качестве
дополнительного условия лесного конкурса.
Законности установления такого вида платежа прокурор не
оспаривает.
Вместе с тем с выводом суда о несоответствии внесенного в
Положение о краевой конкурсной комиссии по лесопользованию при
губернаторе Хабаровского края пункта 6.23 федеральному закону
следует согласиться.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта
Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами
разделения государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности
полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей
их части в ведении одного органа государственной власти либо
должностного лица, а также самостоятельного осуществления органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
принадлежащих им полномочий.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской
Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации,
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,
конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ органы
государственной власти субъектов Российской Федерации принимают
нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения,
в пределах своей компетенции.
Бюджетные полномочия эти органы в силу статьи 8 Бюджетного
кодекса РФ осуществляют в соответствии с настоящим Кодексом,
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами
субъектов Российской Федерации.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
полномочием распределения неналоговых доходов, к которым должен
быть отнесен установленный постановлением губернатора Хабаровского
края конкурсный платеж, между бюджетами различного уровня,
расходования таких доходов до их формирования в бюджете ни
Бюджетным кодексом РФ, ни другими федеральными законами и
принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской
Федерации не наделено.
По этой причине установление в оспариваемой прокурором норме
порядка распределения и использования собственных доходов бюджетов
противоречит федеральному закону.
Согласно статье 108 Лесного кодекса РФ финансирование расходов
на ведение лесного хозяйства, обеспечение использования, охраны,
защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется за
счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Статьей 47 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области
использования, охраны, защиты лесного фонда отнесены организация и
проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, обеспечение
воспроизводства лесов.
Однако осуществляются указанные полномочия в силу данной нормы
за счет субвенций из федерального бюджета, зачисляемых в
соответствии со статьей 51 Лесного кодекса РФ в установленном для
исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов
субъектов Российской Федерации.
В этой связи содержащиеся в оспариваемой прокурором норме
положения о том, что конкурсный платеж за минусом расходов
краевого государственного учреждения "Фонд имущества Хабаровского
края" на подготовку и проведение конкурсов и аукционов в
соответствии со сметой, утвержденной председателем комиссии, в
размере 40% перечисляется на расчетный счет лесхоза, на территории
которого находится конкурсный участок лесного фонда, для охраны и
воспроизводства лесов, нельзя признать соответствующими
федеральному закону.
По этой же причине не могут быть приняты во внимание доводы
кассационной жалобы о том, что конкурсный платеж осуществляется в
целях возмещения расходов на подготовку и проведение лесного
конкурса и обеспечения воспроизводства лесов.
Ссылка в жалобе на приказ Федеральной службы лесного хозяйства
России от 13 ноября 1998 г. N 188 "Об утверждении Положения
(общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, в
соответствии с пунктом 22 которого деятельность лесхоза
финансируется в том числе за счет средств, получаемых при
проведении лесных аукционов и конкурсов, является необоснованной.
Названный правовой акт федерального ведомства является подзаконным
актом и не может применяться в части, противоречащей федеральному
закону. К тому же из него не следует, что финансирование лесхозов
за счет таких средств должно осуществляться, минуя их зачисление в
соответствующий бюджет.
Об этом же свидетельствует и указание этого же пункта Приказа о
финансировании деятельности лесхоза за счет части лесных податей и
арендной платы, однако их распределение и использование в
соответствии со статьей 106 Лесного кодекса РФ производятся в
порядке, установленном бюджетным законодательством Российской
Федерации.
Так, например, статьей 8 Закона Хабаровского края от 29.12.2003
N 155 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год"
указанные средства распределены между краевым и местным бюджетами.
При таких обстоятельствах следует признать, что пункт 2.8
постановления губернатора Хабаровского края от 23 августа 2004
года N 219 "О внесении изменений и дополнений в нормативные
правовые акты губернатора Хабаровского края и главы администрации
Хабаровского края" противоречит федеральному и краевому
законодательству, вследствие чего был правильно признан судом
недействующим и не подлежащим применению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК
РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 31 марта 2005 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора
Хабаровского края - без удовлетворения.
|