ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2005 г. N 1321/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского
В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Иванниковой Н.П., Исайчева
В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Слесарева В.Л.,
Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью
"Белогорье" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции от 23.01.2004, постановления суда апелляционной
инстанции от 30.03.2004 Арбитражного суда Белгородской области по
делу N А08-10833/03-7 и постановления Федерального арбитражного
суда Центрального округа от 22.10.2004 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по
Белгородской области - Герасимчук Н.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также
объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 1 по Белгородской области (далее - инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о
взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Белогорье"
(далее - общество) 37564 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс), за неуплату налога на добавленную стоимость за март 2003
года.
Решением суда первой инстанции от 23.01.2004 заявленное
требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.03.2004
решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением
от 22.10.2004 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и
постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций и в
отзыве на него общество просит отменить эти судебные акты как не
соответствующие части первой и главе 21 Кодекса и указывает на
отсутствие в его действиях правонарушения в связи с включением в
налоговую декларацию за март 2003 года сумм налоговых вычетов,
относящихся к более ранним налоговым периодам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,
полученном от общества отзыве на него и выступлении
присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум
считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело -
направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по
следующим основаниям.
Инспекция провела камеральную проверку представленной обществом
декларации за март 2003 года, в которой показано к возмещению из
бюджета 164009 рублей налога на добавленную стоимость. Указанная
сумма исчислена как разность между общей суммой налога, полученной
обществом от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих
налогообложению (49429 рублей), и суммами налога, относящимися к
налоговым вычетам (213438 рублей).
По результатам проверки инспекцией принято решение от
21.07.2003 N 870а, согласно которому в качестве налоговых вычетов
принято 25618 рублей; иные суммы исключены из состава налоговых
вычетов, так как общество в нарушение положений главы 21 Кодекса
указало в декларации суммы налога, уплаченные поставщикам и
принятые к учету в 2002 году и феврале 2003 года, то есть
относящиеся к более ранним налоговым периодам.
Размер штрафа, с заявлением о взыскании которого инспекция
обратилась в арбитражный суд, определен исходя из суммы слагаемых:
23811 рублей налога, подлежащих согласно решению от 21.07.2003 N
870а уплате за март 2003 года, и 164009 рублей, указанных в
декларации к возмещению (всего 187820 рублей).
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса неуплата или
неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы,
иного неправильного исчисления налога или других неправомерных
действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20
процентов от неуплаченных сумм налога.
Между тем превышение налоговых вычетов над общей суммой
налогов, исчисленных по операциям, признаваемым объектом
налогообложения, в размере 164009 рублей, в данном случае не может
быть квалифицировано в качестве неуплаченного (неполностью
уплаченного) в бюджет налога.
Исключив из декларации часть налоговых вычетов, инспекция
указала, что у общества возникла обязанность по уплате в бюджет
23811 рублей налога.
Применение же налоговой ответственности исходя из общей суммы
доначисленного налога и налога, заявленного обществом к возмещению
из бюджета, равной 187820 рублям, является недопустимым.
Содержащееся в отзыве утверждение об отсутствии в Кодексе
положений, которыми регламентирован порядок отражения в
декларациях сведений о суммах налога на добавленную стоимость,
уплаченных налогоплательщиком поставщикам товаров (работ, услуг),
применительно к конкретным налоговым периодам необоснованно.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты
производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами
покупателю при приобретении последним товаров, и документов,
подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат
только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные
им при приобретении товаров после принятия их на учет.
Пункт 2 статьи 173 Кодекса предусматривает возможность
возмещения налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость
в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над
суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ,
услуг), в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет
после окончания соответствующего налогового периода.
Следовательно, налогоплательщик, обнаруживший факты неотражения
(неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, вправе
внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того
налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по
ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 Кодекса.
Выводы же судов относительно наличия в Кодексе положений о
включении сумм налога, уплаченных поставщикам товаров, в налоговые
декларации соответствующих налоговых периодов являются
правомерными.
При названных обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи
304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
оспариваемые судебные акты подлежат отмене как нарушающие
единообразие в применении арбитражными судами пункта 1 статьи 122
Кодекса.
Возможность привлечения общества к ответственности исходя из
суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет
за март 2003 года, судами не обсуждалась, поэтому дело подлежит
направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 23.01.2004, постановление суда
апелляционной инстанции от 30.03.2004 Арбитражного суда
Белгородской области по делу N А08-10833/03-7 и постановление
Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.10.2004
по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию
Арбитражного суда Белгородской области.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|