Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2005 г. N 6815
-------------------------------------------------------------------
Утверждено
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
2 июня 2005 г. N 5А/7.2
Председатель Правления
Федерального фонда ОМС
М.Ю.ЗУРАБОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ДОТАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОМС
НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок расчета и
предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования (далее - Фонд) дотаций территориальным фондам
обязательного медицинского страхования (далее - территориальные
фонды) на выполнение территориальных программ обязательного
медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее -
территориальные программы).
2. Финансовая помощь территориальным фондам направляется на
безвозмездной и безвозвратной основе в виде дотаций Фонда на
выполнение дефицита финансирования территориальных программ ОМС в
рамках Базовой программы ОМС (далее - Дотации).
Источником средств для выделения Дотаций являются средства
статьи бюджета Фонда "Дотации на выполнение территориальных
программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования".
II. Порядок расчета размера дотаций
1. Общий объем дотаций, предусмотренный в бюджете Фонда на
очередной финансовый год, распределяется по субъектам Российской
Федерации в следующих пропорциях:
I часть - 60% от общего объема дотаций Фонда распределяется
безусловно пропорционально условно-расчетному дефициту
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы
обязательного медицинского страхования (далее - Базовая программа
ОМС);
II часть - 40% от общего объема дотаций Фонда распределяется в
зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации.
2. Для расчета размера дотаций Фонда, направляемых субъектам
Российской Федерации, применяются следующие исходные данные:
Sф = S1 + S2 - общая сумма дотаций; где S1, S2 - части дотаций,
распределяемые:
S1 - безусловно, всем субъектам Российской Федерации j,
пропорционально дефициту территориальной программы ОМС в рамках
Базовой программы ОМС D ;
j
S2 - только наименее обеспеченным субъектам Российской
Федерации j (Q < 1);
j
Br = 762,6 руб. - базовый норматив страхового взноса на одного
неработающего, применяемый для определения расчетного поступления
страховых взносов;
pG = 1612,5 руб. - минимальный подушевой норматив затрат по
Базовой программе (единый для всех субъектов Российской
Федерации);
K = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание
АУП
административно-управленческого персонала (далее - АУП);
kp - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к
j
заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие
надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного
районов), применяемый в субъекте Российской Федерации (по данным
Минфина России);
Nз - численность застрахованного населения в субъекте
j
Российской Федерации j;
Nhp - численность неработающего населения в субъекте
j
Российской Федерации j;
G - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой
j
программы ОМС;
D - дефицит территориальной программы ОМС в рамках Базовой
j
программы ОМС j (с учетом kp );
j
D - суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках
БП
Базовой программы ОМС, D > Sф;
БП
Q - уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской
j
Федерации j (расчетный по данным Минфина России);
W - прогноз поступления единого социального налога в субъекте
j
Российской Федерации j;
BN - расчетно-нормативный объем страховых взносов на
j
неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Вr x
x Nhp x kp );
j j
k21 - поправочный коэффициент размера второй части субсидии,
j
распределяемой в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности
субъекта Российской Федерации j;
k22 - коэффициент стимулирования;
j
BP - плановые поступления страховых взносов на одного
j
неработающего в субъекте Российской Федерации j, утвержденные в
бюджете территориального фонда обязательного медицинского
страхования (далее - Территориальный фонд) на очередной финансовый
год;
B = BP / Nhp - величина взноса на одного неработающего в
j j j
субъекте Российской Федерации j.
3. Размер первой части дотации субъекту Российской Федерации
определяется исходя из условно-расчетного дефицита финансирования
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и
коэффициента компенсации условно-расчетного дефицита
финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, по формуле:
S1 = D x К1,
j j
где
S1 - размер дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации
j
j на первом этапе;
D - условно-расчетный дефицит финансирования территориальной
j
программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется
как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в
рамках Базовой программы ОМС (приложение 1) и суммой
прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного поступления
страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения по формуле:
D = G - PW , где PW = W + BN ;
j j j j j j
К1 - коэффициент компенсации условно-расчетного дефицита
финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, который
рассчитывается по формуле:
K1 = S1 / D ,
БП
где
S1 - первая часть дотации Фонда, выделяемой субъекту Российской
Федерации j;
D - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования
БП
территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС,
который определяется по формуле:
D = SUM D ,
БП j
где SUM D - суммарный условно-расчетный дефицит
j
финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой
программы ОМС.
4. Вторая часть дотации субъекту Российской Федерации
направляется наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации,
для которых Q < 1, по формуле:
j
S2 = k21 х D2 х S2 / D2, где
j j j
S2 - вторая часть дотации, распределяемая в зависимости от
j
уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j;
k21 - коэффициент дотирования условно-расчетного дефицита
j
финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС, определяется по формуле:
k21 = kb1 - (1 - Q ), где kb1 = 1, если Q < 1, иначе
j j j j j
kb1 = 0;
j
D2 - непокрытый условно-расчетный дефицит финансирования
j
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС после
выделения первой части дотации, для которого Q < 1, определяется
j
по формуле:
D2 = D - S1 ;
j j j
S2 - вторая часть дотаций Фонда;
D2 - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования
территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС
наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации после
выделения первой части дотации, определяется по формуле:
D2 = SUM (D2 x k21 )
j j
5. Объем дотаций по каждому субъекту Российской Федерации,
распределяемой на I и II этапах, утверждается в приложении к
федеральному закону о бюджете Фонда на очередной финансовый год в
абсолютных цифрах.
III. Порядок предоставления дотаций территориальным
фондам обязательного медицинского страхования
Перечисление дотаций осуществляется на основании закона о
бюджете Фонда на очередной финансовый год за счет средств,
предусмотренных в бюджете Фонда по соответствующему коду
классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Дотации зачисляются в установленном порядке на счета
Территориальных фондов, с отражением их в доходах бюджетов
Территориальных фондов.
Дотации перечисляются на счет Территориального фонда ежемесячно
в размере не менее 1/12 годовой суммы средств, предусмотренных на
указанные цели в законе о бюджете Фонда на очередной финансовый
год, по каждому субъекту Российской Федерации, с учетом
фактического исполнения бюджета Фонда.
IV. Порядок расходования и контроля
за целевым использованием дотаций
Дотации, полученные Территориальными фондами, направляются на
финансирование территориальных программ.
Финансовый контроль за целевым и рациональным расходованием
дотаций осуществляется Фондом в соответствии с действующим
законодательством.
В рамках осуществления Фондом контроля за целевым расходованием
средств Территориальный фонд ежемесячно в согласованные с Фондом
сроки представляет отчет о расходовании средств, направленных
Фондом на выполнение Территориальной программы в объеме,
соответствующем Базовой программе ОМС.
Нецелевое использование дотации устанавливается по результатам
проверок Территориального фонда контрольными органами Министерства
финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации
или контрольно-ревизионным управлением Фонда либо на основании
анализа представленного отчета Территориального фонда об
использовании средств дотации.
В случае установления факта нецелевого использования дотаций,
выразившегося в направлении Территориальным фондом и использовании
ее на цели, не соответствующие условиям получения, дотация
подлежит возврату на счет Фонда.
Возврат финансовых средств со счета Территориального фонда
осуществляется в месячный срок с момента поступления в Фонд
документов, подтверждающих факт нецелевого использования дотации,
и уведомления Территориального фонда в установленном порядке.
Невозврат дотации, использованной не по целевому назначению, по
истечении срока, установленного для ее возврата, влечет
прекращение предоставления дотаций Территориальному фонду.
Средства, возвращенные на счет Фонда, в связи с использованием
дотаций не по целевому назначению, учитываются в бюджете Фонда по
соответствующим кодам доходов и расходов бюджетной классификации
Российской Федерации.
Приложение N 1
РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС определяется исходя из нормативов финансовых затрат
на единицу объема медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической,
стационарной (больничной) и стационарозамещающей, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N
690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год"
(Таблица 1), с учетом районного коэффициента к заработной плате,
численности застрахованного населения по субъекту Российской
Федерации и коэффициента учета затрат на содержание АУП системы
ОМС, по формуле:
G = pG x Nз x kp x K ,
j j j АУП
pG - минимальный подушевой норматив затрат (см. Таблицу 1);
Nз - численность застрахованного населения в субъекте
j
Российской Федерации;
kp - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к
j
заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие
надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного
районов) (по данным Минфина России);
K = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание АУП.
АУП
Условно-расчетный дефицит финансирования территориальной
программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется как
разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках
Базовой программы ОМС и суммой прогнозируемых налоговых
поступлений и расчетного размера страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего населения по формуле:
D = G - PW , где PW = W + BN ,
j j j j j j
где
G - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой
j
программы ОМС;
W - прогнозируемые поступления (ЕСН, другие налоги и
j
неналоговые поступления, рассчитанные в соответствии с действующим
налоговым законодательством) в субъекте Российской Федерации ОМС;
BN - расчетно-нормативный объем страховых взносов на
j
неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Br
поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения (млн.
руб.) исходя из расчетного норматива страховых взносов на 1
неработающего 762,6 рублей (с учетом влияния регионального
коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг) и
численности застрахованного неработающего населения.
Суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках
Базовой программы ОМС (D ) определяется по формуле:
БП
D = SUM D ,
БП j
где SUM D - суммарный дефицит финансирования территориальных
j
программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.
РАСЧЕТ
МИНИМАЛЬНОГО ПОДУШЕВОГО НОРМАТИВА ФИНАНСИРОВАНИЯ
БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС НА 2006 ГОД
Таблица 1
--------------------T----------T-----------T---------------------¬
¦Виды медицинской ¦Нормативы ¦Нормативы ¦Минимальный подушевой¦
¦помощи, финансируе-¦объема ме-¦финансовых ¦норматив финансирова-¦
¦мые из средств ОМС ¦дицинской ¦затрат на ¦ния Базовой программы¦
¦(единица измерения ¦помощи на ¦единицу ¦ОМС (руб./на жителя) ¦
¦объема медицинской ¦1-го жите-¦объема ме- ¦(гр. 1 х гр. 2), pV ¦
¦помощи) ¦ля в год ¦дицинской ¦ ¦
¦ ¦<*> ¦помощи <**>¦ ¦
¦ ¦ ¦(руб.) ¦ ¦
+-------------------+----------+-----------+---------------------+
¦ А ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------------------+----------+-----------+---------------------+
¦1. Амбулаторно- ¦ ¦ ¦ ¦
¦поликлиническая ¦ ¦ ¦ ¦
¦помощь (посещение ¦ 8,46 ¦ 75,6 ¦ 639,6 ¦
¦врача) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+----------+-----------+---------------------+
¦2. Стационарная по-¦ ¦ ¦ ¦
¦мощь (койко/день) ¦ 1,94 ¦ 452,6 ¦ 878,0 ¦
+-------------------+----------+-----------+---------------------+
¦3. Дневные стацио- ¦ ¦ ¦ ¦
¦нары (день лечения)¦ 0,48 ¦ 197,7 ¦ 94,9 ¦
+-------------------+----------+-----------+---------------------+
¦4. ИТОГО ¦ - ¦ - ¦ 1612,5 ¦
L-------------------+----------+-----------+----------------------
--------------------------------
<*> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2004 N
690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год"
(далее - Постановление) в расчете на 1000 человек и пересчитаны на
1-го жителя.
<**> Показатели нормативов финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного
медицинского страхования, утвержденные Постановлением в расчете на
1000 человек, пересчитаны на 1-го жителя и скорректированы с
учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен на 2006
год 107%.
Расчетный норматив страхового взноса на одного неработающего на
2005 год в размере 712,7 рубля также скорректирован с учетом
индекса потребительских цен на 2006 год.
|