ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2005 г. N 1924-IV ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ
МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВЫВОДУ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА, ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ И ТАРИФАМИ
НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН ПРИ ОПЛАТЕ ИМИ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о
неотложных мерах по развитию жилищного строительства, выводу
жилищно-коммунального хозяйства из кризиса, обеспечению
государственного контроля за ценами и тарифами на жилищно-
коммунальные услуги и социальной поддержки малоимущих граждан при
оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
Правительство Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.ГРЫЗЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 27 мая 2005 года
К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
ВЫВОДУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА,
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ
И ТАРИФАМИ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН
ПРИ ОПЛАТЕ ИМИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает, что жилищно-коммунальное хозяйство страны продолжает
находиться в состоянии кризиса. До настоящего времени реформы
жилищно-коммунального хозяйства, начатые в 1997 году, не дали
необходимых результатов.
Объем жилищного строительства составляет только половину от
объема жилищного строительства, достигнутого пятнадцать лет назад,
что не только не обеспечивает решение жилищной проблемы, но и даже
не компенсирует износ жилищного фонда. По данным Федеральной
службы государственной статистики и других органов исполнительной
власти Российской Федерации, за период с 1997 по 2003 год
количество ветхого и аварийного жилья увеличилось с 42,3 до 91,3
миллиона квадратных метров и ежегодно продолжает увеличиваться
почти на 5 миллионов квадратных метров. В течение последних пяти
лет темпы роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
значительно превышают темпы роста доходов населения. При этом
финансовое положение организаций коммунального комплекса не
улучшается, а качество предоставляемых ими жилищно-коммунальных
услуг остается низким.
Многие граждане испытывают затруднения при оплате жилого
помещения и коммунальных услуг. Система адресной помощи
малообеспеченным гражданам в виде предоставления им субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг во многом
основывается на решениях органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, принимаемых исходя из финансовых
возможностей региональных бюджетов. Это приводит к существенной
дифференциации уровня социальной защиты граждан в зависимости от
места их жительства и уровня бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации. Для одинокого пенсионера, имеющего жилое
помещение, площадь которого превышает нормативную площадь жилого
помещения, используемую для расчета субсидий, в условиях роста цен
и тарифов на жилищно-коммунальные услуги такое субсидирование
становится неэффективным.
Сложившееся положение в жилищно-коммунальном хозяйстве
обусловлено многими факторами, в том числе сохраняющимся
характером нерыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных
услуг, низкой эффективностью системы регулирования цен и тарифов
на жилищно-коммунальные услуги, а также отсутствием
государственного контроля за экономической обоснованностью
регулируемых цен и тарифов.
Государственная Дума отмечает, что деятельность Правительства
Российской Федерации по созданию институциональных основ для
решения проблемы жилищного строительства и осуществления реформы
жилищно-коммунального хозяйства имеет бессистемный характер.
В период 1999 - 2003 годов Государственной Думой был принят
только один внесенный Правительством Российской Федерации
федеральный закон, который регулирует отношения в сфере жилищно-
коммунального хозяйства и которым вносились изменения только в
одну статью Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N
4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" в части
вопросов, касающихся оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Не обеспечены цели, определенные на первом этапе (2002 - 2004
годы) реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы, в первую очередь в части реализации подпрограмм
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации
из ветхого и аварийного жилищного фонда".
В сложившейся ситуации депутаты Государственной Думы в целях
реализации поставленной в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году задачи по
формированию рынка доступного жилья приняли необходимые
федеральные законы, в том числе Жилищный кодекс Российской
Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Однако эффективное правоприменение указанных федеральных
законов невозможно по причине того, что Правительство Российской
Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
- Министерство регионального развития Российской Федерации не
исполняют свои обязанности по подготовке и изданию нормативных
правовых актов, необходимых для реализации указанных федеральных
законов. До настоящего времени Правительством Российской Федерации
и федеральными органами исполнительной власти из более чем двухсот
нормативных правовых актов, необходимых для издания в соответствии
с Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным
кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами,
направленными на формирование рынка доступного жилья в Российской
Федерации, издано менее десяти.
Депутаты Государственной Думы убеждены, что Правительство
Российской Федерации, обладая полномочиями на проведение единой
государственной социальной политики, обеспечение единства системы
исполнительной власти в Российской Федерации, осуществление
контроля за деятельностью органов исполнительной власти, обязано
принять необходимые меры по обеспечению контроля за экономической
обоснованностью цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги,
социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилых
помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с вышеизложенным Государственная Дума предлагает
Правительству Российской Федерации:
1) безотлагательно издать нормативные правовые акты,
необходимые для реализации Жилищного кодекса Российской Федерации,
Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса", других федеральных
законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в
Российской Федерации;
2) уточнить и разделить полномочия Министерства регионального
развития Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам и
Федеральной антимонопольной службы в сфере регулирования цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги и осуществления контроля за
экономической обоснованностью указанных цен и тарифов;
3) внести изменения в Положение о Министерстве регионального
развития Российской Федерации, касающиеся наделения указанного
федерального органа исполнительной власти полномочиями на
проведение единой государственной социальной политики в сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
4) в 2006 году снизить размер федерального стандарта
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату
жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе с 22 до 18
процентов. Предусмотреть в последующие годы поэтапное снижение
размера указанного федерального стандарта до 15 процентов;
5) в 2006 году обеспечить соответствие федерального стандарта
предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на
один квадратный метр общей площади жилья в месяц экономически
обоснованным затратам;
6) в 2006 году предусмотреть увеличение размера федерального
стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для
расчета субсидий, для одиноко проживающих пенсионеров с 33 до 45
квадратных метров, для семьи, состоящей из двух пенсионеров, с 42
до 60 квадратных метров;
7) до 1 июля 2005 года утвердить методики расчета экономически
обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
8) до 1 сентября 2005 года внести в Государственную Думу проект
федерального закона о финансовом оздоровлении организаций жилищно-
коммунального комплекса;
9) организовать осуществление мониторинга технического
состояния основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги и контроля за экономической
обоснованностью указанных цен и тарифов;
10) до 1 июля 2005 года разработать и утвердить новую редакцию
Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы,
уточнив содержание предусмотренных указанной программой
мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации, энергосбережению и широкому внедрению
соответствующих приборов учета, переселению граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда и предусмотрев значительное увеличение
финансирования предусмотренных указанной Программой мероприятий.
Обеспечить включение необходимых для реализации этой Программы
средств федерального бюджета в состав перспективного финансового
плана на 2006 - 2008 годы.
Государственная Дума считает необходимым заслушать в
Государственной Думе до 1 октября 2005 года информацию о том,
какие из предложенных в настоящем Обращении мер реализованы
Правительством Российской Федерации.
|