ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2005 года
Дело N 18-Г05-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Макарова Г.В.,
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 18 мая 2005 г. гражданское
дело по заявлению С. о признании недействующим с 31 марта 1994 г.
пункта 3 постановления главы администрации Краснодарского края N
165 от 25 марта 1994 года в части, касающейся установления
минимального и максимального размеров предоставления жилья по
договору найма на одного человека, по кассационной жалобе
заявителя на решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря
2004 г., которым постановлено: "Отказать С. в удовлетворении
заявления о признании недействующим с 31 марта 1994 года пункта 3
постановления главы администрации Краснодарского края N 165 от 25
марта 1994 года в части, касающейся установления минимального и
максимального размеров предоставления жилья по договору найма на
одного человека".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда
оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то,
что названным постановлением утверждено "Временное положение о
порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору
найма в домах государственного, муниципального и общественного
жилищных фондов на территории Краснодарского края". Пунктом 3
постановления установлены размеры общей площади жилья: минимальный
12 квадратных метров и максимальный 18 квадратных метров,
предоставляемой на одного человека, что противоречит действующему
законодательству и нарушает права граждан. Согласно части 5 статьи
1 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма
площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного
человека, в пределах которой осуществляется предоставление
компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии
со ст. 11 названного Федерального закона социальная норма площади
жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых
помещений, который устанавливается органами государственной власти
субъекта Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной
обеспеченности, состава семьи, фонда социального использования и
других фондов. Постановление главы администрации Краснодарского
края от 25 марта 1994 года противоречит постановлениям главы
администрации Краснодарского края N 180 от 31 марта 1994 г., N 245
от 5 мая 1998 г. и N 1215 от 13 декабря 2001 г., а также Указу
Президента РФ N 425 от 28 апреля 1997 года, в которых установлена
социальная норма площади жилья в размере 20 квадратных метров
общей площади на одного человека. В результате применения
Краснодарским гарнизонным судом постановления главы администрации
края N 165 были нарушены его жилищные права и решением названного
суда от 30.10.2001 ему отказано в предоставлении жилья по
установленным законодательством нормам.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и
принятии нового - об удовлетворении заявленного требования. В
обоснование жалобы указывается на то, что суждение суда о
социальной норме площади жилья и связанным с этим расчетом
гражданам жилищных компенсаций по оплате жилья и коммунальных
услуг не соответствует понятию социальной нормы площади жилья,
предусмотренному ст. ст. 5, 11 ФЗ "Об основах федеральной жилищной
политики", согласно которым социальная норма площади жилья
эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений,
а, следовательно, ошибочными являются доводы суда о том, что
социальная норма площади жилья, применительно к ст. 11 указанного
Закона, не установлена; предусмотренная в постановлениях главы
администрации края N 180 от 31.03.1994, N 245 от 05.05.1998 и N
1215 от 13.12.01 социальная норма площади жилья применяется только
для расчета гражданам жилищных компенсаций по оплате жилья и
коммунальных услуг и указанные в этих постановлениях нормы нельзя
считать нормами предоставления жилья, поскольку они
дифференцированы в зависимости от категории населенного пункта и
состава семьи гражданина. Утверждение суда о несостоятельности
ссылки заявителя на Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425
и одобренной им Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства
в РФ противоречит содержанию данного Указа.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд исходил из того, что в соответствии
(принятыми на основании действовавшего жилищного законодательства
РСФСР) с п. 42 Примерных правил жилое помещение предоставляется
гражданам на одного человека в размере, установленном Советом
Министров автономной республики, исполнительным комитетом
краевого, областного, Московского и Ленинградского городских
Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы
площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления
жилых помещений, который устанавливается органами государственной
власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-
Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной
обеспеченности состава семьи, применяемых типов жилых помещений в
домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Аналогичными Правилами Краснодарского края (ст. 60) установлены
нормы предоставления жилой площади на одного человека в сельской
местности, городах, поселках городского типа, курортных
местностях.
Судом признано, что позиция заявителя, основанная на том, что
жилые помещения должны предоставляться исходя из размера 20 кв. м
на одного человека, является ошибочной, так как постановлениями
главы администрации Краснодарского края N 180 от 31 марта 1994 г.,
N 245 от 5 мая 1998 г., N 1215 от 13 декабря 2001 г. установлены
краевые стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг. Установленная в перечисленных актах социальная
норма площади жилья применяется для расчета гражданам жилищных
компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг и предусмотренные
для расчета стандарты нельзя считать нормами предоставления жилья,
поскольку они дифференцированы в зависимости от категории
населенного пункта и состава семьи гражданина. Исходя из правовых
актов, в которых содержатся указания о размерах предоставления
жилых помещений, норма предоставления жилья должна быть равной для
разных категорий граждан. Ссылка заявителя на Указ и Концепцию
несостоятельна, так как Концепция не устанавливает, а рекомендует
федеральный стандарт социальной нормы жилой площади. Статьи 13, 14
Закона РФ N 4218-1 от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной
жилищной политики" устанавливают, что порядок, условия
предоставления жилого помещения по договору найма гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы
государственной власти и управления РФ, субъектов РФ. Социальная
норма площади жилья в том смысле, в каком ее понимает статья 11
Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в
Краснодарском крае как субъекте Российской Федерации не
установлена. Право найма жилого помещения предоставляется
гражданам, вновь получающим жилые помещения в домах
государственного и муниципального жилищных фондов в пределах нормы
жилой площади. Согласно ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой
площади устанавливается в размере 12 квадратных метров на одного
человека. Пункт 3 постановления главы администрации является
правомерным и оснований к признанию его недействующим не имеется.
Судебная коллегия находит вывод суда по делу правильным, так
как он соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы жалобы заявителя являются аналогичными мотивам его
обращения в суд, которые являлись предметом исследования и оценки
суда. Указание в жалобе о неправильном понимании судом положений
законодательства не может быть признано основанием считать вывод
суда ошибочным в связи с его необоснованностью. Суд правомерно
признал, что установленные для оплаты жилья нормы площади не
являются однозначными нормам предоставления жилья. В решении
приведены нормы, на основании которых сделан вывод по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
Судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2004 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без
удовлетворения.
|