ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2005 года
Дело N 5-В04-80
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Василевской В.П.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 13 мая 2005 года
гражданское дело по иску В. к Управлению социальной защиты
населения "Чертаново-Центральное" о возмещении вреда, взыскании
задолженности, переданное для рассмотрения в порядке надзора в
Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации по надзорной жалобе В., на основании определения судьи
Верховного Суда Российской Федерации Кебы Ю.Г. от 15 апреля 2005
года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кебы
Ю.Г., выслушав объяснения В., поддержавшего доводы жалобы,
представителя Управления социальной защиты населения района
"Чертаново-Центральное" г. Москвы, Кариковой Л.О., возражавшей
против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей жалобу обоснованной,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
В. обратился в суд с иском в связи с отказом Управления
социальной защиты населения района "Чертаново-Центральное" г.
Москвы произвести в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 82
от 19 июля 2000 года "О минимальном размере оплаты труда"
индексацию выплачиваемой ему ежемесячно денежной суммы возмещения
вреда здоровью.
Решением Чертановского межмуниципального суда г. Москвы от 9
августа 2001 года постановлено: взыскать в пользу В. с Управления
социальной защиты населения района "Чертаново-Центральное" г.
Москвы задолженность по возмещению вреда с 1 июля 2000 года по
январь 2001 года - 51303 руб. 84 коп., пени за просрочку выплаты
возмещения вреда с 1 июля 2000 года по январь 2001 года - 27709
руб. 66 коп. единовременно.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского
городского суда от 18 сентября 2001 года снижен размер пени до
2000 руб., в остальной части решение суда первой инстанции
оставлено без изменения.
Постановлением президиума Московского городского суда от 17
апреля 2003 года указанные решение суда первой инстанции и
кассационное определение отменены с направлением дела на новое
рассмотрение.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 18 марта
2004 года, оставленным без изменения определением судебной
коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14
мая 2004 года, в удовлетворении иска В. отказано.
В надзорной жалобе В. просит отменить постановление президиума
Московского городского суда от 17 апреля 2003 года и оставить в
силе решение Чертановского межмуниципального суда г. Москвы от 9
августа 2001 года и определение судебной коллегии по гражданским
делам Московского городского суда от 18 сентября 2001 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит
к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения
состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального
права.
Из материалов дела усматривается, что В. принимал участие в
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Заключением
ВТЭК от 21 октября 1996 года он был признан инвалидом 1-й группы в
связи с заболеванием, связанным с работами по ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На 1 июля 2000 года
размер ежемесячно выплачиваемой истцу суммы возмещения вреда
составлял 10955 руб. 34 коп.
Индексируя сумму возмещения вреда здоровью, суд первой
инстанции применил коэффициент роста минимального размера оплаты
труда с 1 января 2001 года, равный 2,395, а также взыскал пени за
каждый день просрочки платежей.
Отменяя решение суда и кассационное определение, президиум
исходил из того, что согласно ст. 3 Федерального закона от 19 июня
2000 года N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда, установленный
статьей 1 настоящего Федерального закона, применяется
исключительно для регулирования оплаты труда, а также для
определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и
выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным
заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением трудовых обязанностей.
Президиум также сослался на ст. 2 Федерального закона от 12
февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в
соответствии с которой гражданам, получавшим до 15 февраля 2001
года, т.е. времени вступления в силу Федерального закона от 12
февраля 2001 года N 5-ФЗ, возмещение вреда, причиненного здоровью
в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской
катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года вместо
ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивается ежемесячная
денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы
инвалидности. Этой же нормой был установлен новый критерий
индексации указанных выплат.
С состоявшимися по настоящему делу судебными постановлениями
согласиться нельзя, поскольку они не соответствует действующему
законодательству Российской Федерации.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12 июля 1995 года,
действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в
пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется
возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным
воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с
выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или
соответствующей его части) в зависимости от степени утраты
трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками
трудовых обязанностей.
Согласно части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции
Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), ст. 1 Закона
РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных
доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента
Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288), ст. 318 ГК
РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября
2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат
пропорционально увеличению в централизованном порядке
установленного законом минимального размера оплаты труда, суд
вправе был произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000
года по 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера
оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19 июня
2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. с
применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с
1 июля 2000 года, равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учетом
коэффициента, равного 1,515, при условии, что в период с февраля
1997 года до 1 июля 2000 года не производилась индексация
указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона
(в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) и
ст. 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации
денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа
Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288),
исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в
порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.
При этом президиумом ошибочно истолковано постановление
Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П, которым
установлено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим
вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных
выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с
чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за
период с 1 июля 2000 года по 15 февраля 2001 года с учетом
величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1
Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном
размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4
этого Федерального закона, поскольку до 15 февраля 2001 года
законодатель отождествлял возмещение вреда, причиненного здоровью
в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда,
причиненного в связи с трудовыми отношениями.
Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного
здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие
Чернобыльской катастрофы, предусмотрен и п. 5 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7 "О внесении
изменений и дополнений в "Постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с
реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поскольку решение Чертановского районного суда г. Москвы от 18
марта 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским
делам Московского городского суда от 14 мая 2004 года постановлены
на основании ошибочных мотивов постановления президиума
Московского городского суда от 17 апреля 2003 года, они подлежат
отмене.
При рассмотрении данного дела суду следует учесть мотивы,
изложенные в настоящем определении, а также то, что требования о
взыскании пеней за несвоевременную выплату сумм возмещения вреда,
причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием
вследствие Чернобыльской катастрофы, не подлежат удовлетворению,
поскольку не предусмотрены законом, регулирующим данные
правоотношения.
В соответствии со ст. 2 базового Закона "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с чернобыльской
катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим
законодательством Российской Федерации в части норм, не
противоречащих настоящему Закону, и другими актами
законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии
с ними.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125 "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" применяется к отношениям, связанным
с возмещением вреда лицам, пострадавшим в результате чернобыльской
катастрофы, только в части определения порядка возмещения вреда,
причиненного жизни и здоровью работника. Нормы данного Закона,
касающиеся применения санкций за несвоевременную выплату платежей,
к данной категории правоотношений не применяются, поскольку нормы
специального Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
возможность защиты от инфляции сумм возмещения вреда здоровью
путем взыскания пеней за период просрочки платежа не
предусматривают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей ст. ст. 387,
390 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определила:
решение Чертановского межмуниципального суда г. Москвы от 9
августа 2001 года и определение судебной коллегии по гражданским
делам Московского городского суда от 18 сентября 2001 года,
постановление президиума Московского городского суда от 17 апреля
2003 года, решение Чертановского районного суда г. Москвы от 18
марта 2004 года и определение судебной коллегии по гражданским
делам Московского городского суда от 14 мая 2004 года отменить,
дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
|