Право
Навигация

 

Реклама




 

 

Ресурсы в тему

 

Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

 

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

 

Рейтинг@Mail.ru


Законодательство Российской Федерации

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 15834/04 ОТ 11.05.2005 В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ПО ИТОГАМ МЕСЯЦА СУММА, НА КОТОРУЮ УМЕНЬШЕНА СУММА ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (СУММА АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ), ПОДЛЕЖАЩАЯ УПЛАТЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ПРЕВЫСИТ СУММУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, УПЛАЧЕННЫХ ЗА СООТВЕТСТВУЮЩИЙ МЕСЯЦ, ТАКАЯ РАЗНИЦА ПРИЗНАЕТСЯ С 15-ГО ЧИСЛА МЕСЯЦА, СЛЕДУЮЩЕГО ЗА МЕСЯЦЕМ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


       ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 11 мая 2005 г. N 15834/04
   
       Президиум  Высшего  Арбитражного Суда  Российской  Федерации  в
   составе:
       председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации Иванова А.А.;
       членов  Президиума:  Андреевой Т.К.,  Арифулина  А.А.,  Бабкина
   А.И.,  Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева  Ю.А.,
   Козловой  А.С.,  Першутова  А.Г., Слесарева  В.Л.,  Стрелова  И.М.,
   Суховой Г.И. -
       рассмотрел    заявление   Инспекции   Министерства   Российской
   Федерации  по  налогам и сборам по Кировскому району города  Санкт-
   Петербурга   о   пересмотре   в   порядке   надзора   постановления
   Федерального   арбитражного   суда   Северо-Западного   округа   от
   10.09.2004  по  делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города  Санкт-
   Петербурга и Ленинградской области.
       В заседании приняли участие представители:
       от  Инспекции  МНС  России по Кировскому району  города  Санкт-
   Петербурга - Гевель М.М.;
       от  открытого акционерного общества "Ленморниипроект" - Федоров
   А.А.
       Заслушав  и  обсудив  доклад  судьи  Першутова  А.Г.,  а  также
   объяснения   представителей  участвующих  в  деле  лиц,   Президиум
   установил следующее.
       Открытое   акционерное  общество  "Ленморниипроект"  (далее   -
   общество)  обратилось в Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга  и
   Ленинградской  области  с  заявлением о признании  недействительным
   решения  Инспекции  МНС России по Кировскому району  города  Санкт-
   Петербурга  (далее - инспекция) от 24.10.2003 N 3-10-2210  в  части
   начисления  156755  рублей 28 копеек пеней по  единому  социальному
   налогу.
       Оспариваемое  в названной части решение вынесено  на  основании
   акта   от   22.09.2003   N  3-10-2210,  составленного   по   итогам
   проведенной  инспекцией налоговой проверки правильности исчисления,
   полноты  и своевременности перечисления обществом страховых взносов
   во  внебюджетные  фонды  за  период с 01.01.2000  по  31.12.2000  и
   единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.  В
   ходе  проверки, помимо прочих нарушений, выявлены случаи  занижения
   обществом  сумм  единого социального налога, подлежащего  уплате  в
   федеральный  бюджет в 2002 году, в результате применения  налоговых
   вычетов   в   размере,  превышающем  сумму  фактически   уплаченных
   страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот  же
   период.
       По  эпизоду,  связанному  с несвоевременной  уплатой  страховых
   взносов  на  обязательное  пенсионное страхование  и  занижением  в
   связи   с  этим  налоговой  базы  по  единому  социальному  налогу,
   обществу начислена указанная сумма пеней.
       Решением  суда  первой инстанции от 18.05.2004 в удовлетворении
   заявленного требования обществу отказано.
       Суд  руководствовался положениями статьи 9 Федерального  закона
   от  31.12.2001  N  198-ФЗ  "О внесении  дополнений  и  изменений  в
   Налоговый    кодекс   Российской   Федерации    и    в    некоторые
   законодательные  акты  Российской Федерации  о  налогах  и  сборах"
   (далее  -  Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ) о том,  что  в
   случае,  если  по  итогам месяца сумма, на которую уменьшена  сумма
   единого  социального налога (сумма авансового  платежа  по  единому
   социальному  налогу),  подлежащая  уплате  в  федеральный   бюджет,
   превысит   сумму  страховых  взносов  на  обязательное   пенсионное
   страхование,  уплаченных за соответствующий  месяц,  такая  разница
   признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за  который
   уплачены   авансовые   платежи  по  единому   социальному   налогу,
   занижением  суммы  единого  социального налога.  При  этом  Законом
   предусматривалось, что данное положение утрачивает силу с 1  января
   2003 года.
       Доводы  общества о том, что в 2002 году несвоевременная  уплата
   страховых   взносов   не   считалась   занижением   суммы   единого
   социального налога и, следовательно, к нему за указанный период  не
   могли  быть  применены  санкции  в  виде  начисления  пеней,   были
   признаны   судом   несостоятельными,  поскольку  Налоговый   кодекс
   Российской  Федерации не рассматривает пени в качестве санкции  или
   вида ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
       Федеральный    арбитражный    суд    Северо-Западного    округа
   постановлением   от  10.09.2004  решение  суда   первой   инстанции
   отменил,  заявленное  обществом  требование  удовлетворил:  признал
   недействительным  решение  инспекции в части  начисления  пеней  за
   несвоевременную   уплату   единого  социального   налога   как   не
   соответствующее  Налоговому кодексу Российской Федерации  и  обязал
   инспекцию  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
   общества по следующим мотивам.
       Общество  правомерно  применяло  налоговые  вычеты  в   размере
   начисленных  страховых взносов, поскольку в 2002 году  законодатель
   не  связывал возможность применения указанных вычетов с фактической
   уплатой  страховых взносов на обязательное пенсионное  страхование,
   и,  следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для
   начисления пеней.
       В  заявлении,  поданном  в  Высший Арбитражный  Суд  Российской
   Федерации,  о  пересмотре  в  порядке  надзора  постановления  суда
   кассационной  инстанции инспекция просит отменить  данный  судебный
   акт,   ссылаясь  на  неприменение  судом  нормы  права,  подлежащей
   применению.  По ее мнению, в соответствии со статьей 9 Федерального
   закона  от  31.12.2001 N 198-ФЗ превышение вычета из суммы  единого
   социального  налога  над  суммой  фактически  уплаченных  страховых
   взносов на обязательное пенсионное страхование признавалось в  2002
   году  занижением  суммы  единого  социального  налога,  подлежащего
   уплате,  то  есть  задолженностью перед  бюджетом,  с  15-го  числа
   месяца,  следующего  за  месяцем,  за  который  уплачены  авансовые
   платежи по единому социальному налогу.
       В  отзыве  на  заявление  общество  просит  оставить  названный
   судебный акт без изменения.
       Проверив  обоснованность  доводов,  содержащихся  в  заявлении,
   отзыве   на   него  и  выступлениях  присутствующих   в   заседании
   представителей  участвующих  в деле  лиц,  Президиум  считает,  что
   оспариваемое  постановление  суда кассационной  инстанции  подлежит
   отмене,  решение суда первой инстанции - оставлению  без  изменения
   по следующим основаниям.
       Федеральным   законом  от  31.12.2001  N  198-ФЗ   статья   243
   Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой  редакции,
   в  частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Сумма
   налога  (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая  уплате  в
   федеральный  бюджет,  уменьшается  налогоплательщиками   на   сумму
   начисленных  ими  за  тот  же период страховых  взносов  (авансовых
   платежей   по   страховому   взносу)  на  обязательное   пенсионное
   страхование  (налоговый вычет) в пределах таких  сумм,  исчисленных
   исходя  из  тарифов страховых взносов, предусмотренных  Федеральным
   законом   от  15  декабря  2001  года  N  167-ФЗ  "Об  обязательном
   пенсионном  страховании  в Российской Федерации".  При  этом  сумма
   налогового   вычета   не  может  превышать  сумму   налога   (сумму
   авансового  платежа  по налогу), подлежащую  уплате  в  федеральный
   бюджет, начисленную за тот же период".
       Статьей  9  Федерального  закона от 31.12.2001  N  198-ФЗ  была
   установлена  норма,  в соответствии с которой  в  случае,  если  по
   итогам   месяца   сумма,   на  которую  уменьшена   сумма   единого
   социального   налога   (сумма   авансового   платежа   по   единому
   социальному  налогу),  подлежащая  уплате  в  федеральный   бюджет,
   превысит   сумму  страховых  взносов  на  обязательное   пенсионное
   страхование,  уплаченных за соответствующий  месяц,  такая  разница
   признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за  который
   уплачены   авансовые   платежи  по  единому   социальному   налогу,
   занижением  суммы  единого социального налога. Данное  положение  в
   соответствии со статьей 10 названного Федерального закона  вступало
   в  силу  с  1  января 2002 года и утрачивало силу с 1  января  2003
   года.
       Таким  образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что  у
   налоговой   инспекции   отсутствовали   правовые   основания    для
   начисления   пеней,   неправомерен  и   основан   на   неправильном
   применении норм материального права.
       При  указанных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304
   Арбитражного    процессуального   кодекса   Российской    Федерации
   оспариваемое  постановление  суда кассационной  инстанции  подлежит
   отмене  как  нарушающее  единообразие  в  толковании  и  применении
   арбитражными судами норм права.
       Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303,  пунктом  5
   части  1  статьи  305,  статьей  306  Арбитражного  процессуального
   кодекса  Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного  Суда
   Российской Федерации
   
                              постановил:
   
       постановление  Федерального арбитражного суда  Северо-Западного
   округа  от  10.09.2004  по  делу  N А56-6232/04  Арбитражного  суда
   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.
       Решение    Арбитражного   суда   города   Санкт-Петербурга    и
   Ленинградской  области  от 18.05.2004 по этому  делу  оставить  без
   изменения.
   
                                                  Председательствующий
                                                            А.А.ИВАНОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости


Реклама

Новости сайта Тюрьма


Hosted by uCoz