ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2005 г. N 15834/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина
А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А.,
Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М.,
Суховой Г.И. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Санкт-
Петербурга о пересмотре в порядке надзора постановления
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от
10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда города Санкт-
Петербурга и Ленинградской области.
В заседании приняли участие представители:
от Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-
Петербурга - Гевель М.М.;
от открытого акционерного общества "Ленморниипроект" - Федоров
А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также
объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ленморниипроект" (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с заявлением о признании недействительным
решения Инспекции МНС России по Кировскому району города Санкт-
Петербурга (далее - инспекция) от 24.10.2003 N 3-10-2210 в части
начисления 156755 рублей 28 копеек пеней по единому социальному
налогу.
Оспариваемое в названной части решение вынесено на основании
акта от 22.09.2003 N 3-10-2210, составленного по итогам
проведенной инспекцией налоговой проверки правильности исчисления,
полноты и своевременности перечисления обществом страховых взносов
во внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2000 и
единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002. В
ходе проверки, помимо прочих нарушений, выявлены случаи занижения
обществом сумм единого социального налога, подлежащего уплате в
федеральный бюджет в 2002 году, в результате применения налоговых
вычетов в размере, превышающем сумму фактически уплаченных
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же
период.
По эпизоду, связанному с несвоевременной уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и занижением в
связи с этим налоговой базы по единому социальному налогу,
обществу начислена указанная сумма пеней.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2004 в удовлетворении
заявленного требования обществу отказано.
Суд руководствовался положениями статьи 9 Федерального закона
от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
(далее - Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ) о том, что в
случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма
единого социального налога (сумма авансового платежа по единому
социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет,
превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница
признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который
уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу,
занижением суммы единого социального налога. При этом Законом
предусматривалось, что данное положение утрачивает силу с 1 января
2003 года.
Доводы общества о том, что в 2002 году несвоевременная уплата
страховых взносов не считалась занижением суммы единого
социального налога и, следовательно, к нему за указанный период не
могли быть применены санкции в виде начисления пеней, были
признаны судом несостоятельными, поскольку Налоговый кодекс
Российской Федерации не рассматривает пени в качестве санкции или
вида ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановлением от 10.09.2004 решение суда первой инстанции
отменил, заявленное обществом требование удовлетворил: признал
недействительным решение инспекции в части начисления пеней за
несвоевременную уплату единого социального налога как не
соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и обязал
инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
общества по следующим мотивам.
Общество правомерно применяло налоговые вычеты в размере
начисленных страховых взносов, поскольку в 2002 году законодатель
не связывал возможность применения указанных вычетов с фактической
уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
и, следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для
начисления пеней.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции инспекция просит отменить данный судебный
акт, ссылаясь на неприменение судом нормы права, подлежащей
применению. По ее мнению, в соответствии со статьей 9 Федерального
закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ превышение вычета из суммы единого
социального налога над суммой фактически уплаченных страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование признавалось в 2002
году занижением суммы единого социального налога, подлежащего
уплате, то есть задолженностью перед бюджетом, с 15-го числа
месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые
платежи по единому социальному налогу.
В отзыве на заявление общество просит оставить названный
судебный акт без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении,
отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании
представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что
оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит
отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения
по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ статья 243
Налогового кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции,
в частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: "Сумма
налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в
федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму
начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых
платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное
страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных
исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным
законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма
налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму
авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный
бюджет, начисленную за тот же период".
Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ была
установлена норма, в соответствии с которой в случае, если по
итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого
социального налога (сумма авансового платежа по единому
социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет,
превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница
признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который
уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу,
занижением суммы единого социального налога. Данное положение в
соответствии со статьей 10 названного Федерального закона вступало
в силу с 1 января 2002 года и утрачивало силу с 1 января 2003
года.
Таким образом, вывод суда кассационной инстанции о том, что у
налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для
начисления пеней, неправомерен и основан на неправильном
применении норм материального права.
При указанных обстоятельствах на основании пункта 1 статьи 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
оспариваемое постановление суда кассационной инстанции подлежит
отмене как нарушающее единообразие в толковании и применении
арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного
округа от 10.09.2004 по делу N А56-6232/04 Арбитражного суда
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 18.05.2004 по этому делу оставить без
изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
|