ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ПИСЬМО
от 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1118
О ПОРЯДКЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ
Департамент валютного регулирования и валютного контроля
рассмотрел письмо Ассоциации российских банков о проблемах,
возникающих в деятельности кредитных организаций при реализации
Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации
кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение
N 262-П), и сообщает следующее.
Требование об обязанности организаций, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитных
организаций), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся
обстоятельствах меры по установлению и идентификации
выгодоприобретателей установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 7
Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(далее - Федеральный закон). При этом понятие
"выгодоприобретатель" в целях применения Федерального закона не
раскрывается.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 7 Федерального закона полномочия
по установлению для кредитных организаций порядка, определяющего
требования к идентификации выгодоприобретателей, предоставлены
Банку России.
В рамках указанных полномочий Банк России издал Положение N 262-
П, в котором содержится указание на круг субъектов, которых
следует рассматривать в качестве выгодоприобретателей. Исходя из
пункта 1.2 Положения N 262-П, под выгодоприобретателем следует
понимать лицо, которое, не являясь непосредственно участником
сделки (финансовой операции), получает выгоду от ее проведения.
При этом, совершая в интересах другого лица банковские операции и
иные сделки, клиент может действовать, в частности, на основании
агентского договора, договоров поручения, комиссии и
доверительного управления (т.е. перечень гражданско-правовых
договоров, указанный в пункте 1.2 Положения N 262-П, не является
исчерпывающим).
Учитывая изложенное, следует, что в целях применения
Федерального закона выгодоприобретателем может выступать любое
лицо, за которое происходит платеж или другое исполнение
обязательств третьим лицом.
Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон не
содержит каких-либо изъятий из общего правила в отношении
требования по установлению и идентификации выгодоприобретателя.
При этом Банк России не наделен полномочиями по толкованию норм
Федерального закона.
В связи с этим, исходя из нормы, закрепленной в подпункте 2
пункта 1 статьи 7 Федерального закона, кредитные организации при
наличии информации, что клиент действует к выгоде третьих лиц,
обязаны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся
обстоятельствах меры по установлению и идентификации
выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых
оснований совершения операции с денежными средствами или иным
имуществом.
По нашему мнению, вопрос об ограничительном толковании понятия
"выгодоприобретатель" может быть решен только путем внесения
изменений в Федеральный закон.
Е.И.ИЩЕНКО
|