ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2005 г. N 12-4-7/1119
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ АКТОВ БАНКА РОССИИ
Департамент валютного регулирования и валютного контроля
рассмотрел запрос Ассоциации российских банков о порядке
применения ряда актов Банка России, изданных в целях повышения
эффективности работы кредитных организаций по выявлению в
деятельности клиентов подозрительных операций, и сообщает
следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту -
Федеральный закон) кредитные организации обязаны в целях
предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать
правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При
этом правила внутреннего контроля должны разрабатываться
кредитными организациями с учетом рекомендаций, утверждаемых
Центральным банком Российской Федерации.
Банк России, учитывая информацию, получаемую в рамках
отчетности кредитных организаций и в ходе инспекционной
деятельности, подготовил для кредитных организаций рекомендации по
выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций. В
частности, Банком России были изданы: Письма от 21.01.2005 N 12-Т
"Методические рекомендации по усилению контроля за операциями
покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-
продажи наличной иностранной валюты" (далее - Письмо N 12-Т) и от
26.01.2005 N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными
денежными средствами" (далее - Письмо N 17-Т). Следует отметить,
что названные выше акты не являются нормативными актами Банка
России, обязательными для исполнения кредитными организациями.
Содержащиеся в данных актах положения представляют собой
рекомендации по выявлению подозрительных операций в деятельности
клиентов.
При этом право принимать окончательное решение о необходимости
классификации той или иной операции с денежными средствами или
иным имуществом в качестве подозрительной операции входит
исключительно в компетенцию кредитной организации.
Таким образом, в ходе организации внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма кредитная
организация вправе самостоятельно определять, в каком объеме
использовать в своей деятельности рекомендации Банка России,
содержащиеся в Письмах N 12-Т и N 17-Т.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что уполномоченные
представители Банка России, проводящие проверку кредитной
организации, на основании документов (информации), полученных от
кредитной организации, вправе составить профессиональное
мотивированное суждение и дать оценку степени соответствия ее
деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма
рекомендациям Банка России. Кроме того, исходя из результатов
проверки и особенностей деятельности проверяемой кредитной
организации, в целях повышения эффективности внутреннего
"противолегализационного" контроля уполномоченные представители
Банка России могут обратить дополнительное внимание руководства
кредитной организации на изложенные в актах Банка России, в
частности, Письмах N N 12-Т и 17-Т, рекомендации.
Одновременно по вопросу разъяснения термина "значительные
объемы", используемого в Письме N 17-Т, сообщаем, что в рамках
осуществления мер, направленных на противодействие легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование
терроризма, количественные характеристики, по нашему мнению, в
каждом конкретном случае должны определяться кредитной
организацией самостоятельно с учетом особенностей ее деятельности,
особенностей деятельности ее клиентов, а также степени (уровня)
риска проводимых клиентами операций.
Директор
Е.И.ИЩЕНКО
|