МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 мая 2005 г. N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, с изменениями, и
Приказом Минобрнауки России от 20 января 2005 г. N 9/к "Об
утверждении структуры центрального аппарата Министерства
образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте
государственной молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Министерства образования и науки Российской
Федерации.
2. Признать утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 24
сентября 2004 г. N 79 "Об утверждении Положения о Департаменте по
государственной молодежной политике, воспитанию и социальной
защите детей Министерства образования и науки Российской
Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Утверждено
Приказом
Минобрнауки России
от 5 мая 2005 г. N 132
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент государственной молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей (далее именуется Департамент) является
структурным подразделением Министерства образования и науки
Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке и
обеспечению реализации и нормативно-правового регулирования
государственной молодежной политики, воспитания, опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних, психолого-
педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки,
социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280, с изменениями, Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства
образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в
устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семьи", а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными службами и агентствами, находящимися в ведении
Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти,
департаментами Министерства, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, общественными организациями и
объединениями.
II. Полномочия
4. Департамент в целях выработки и обеспечения реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в установленной сфере деятельности и определению
приоритетных направлений ее развития.
4.2. Разрабатывает и (или) участвует в разработке проектов
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других
документов, относящихся к установленной сфере ведения
Департамента.
4.3. Разрабатывает план работы и прогнозные показатели
деятельности Департамента, а также предложения к проекту плана
работы и прогнозным показателям деятельности Министерства.
4.4. На основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных
законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации разрабатывает проекты следующих нормативных
правовых актов:
4.4.1. Порядок подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров сферы государственной молодежной политики,
воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних,
психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей,
включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и
повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в
федеральных образовательных учреждениях.
4.4.2. Перечень профессий (специальностей), по которым
осуществляются профессиональное образование и профессиональная
подготовка в образовательных учреждениях для сферы молодежной
политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей.
4.4.3. Федеральные требования к образовательным программам
дополнительного образования детей, индивидуально-ориентированным
коррекционно-развивающим программам.
4.4.4. Порядок аттестации руководящих кадров и специалистов
сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической
поддержки, социально-педагогической поддержки, социально-правовой
защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей, а
также установления образовательных цензов для данных работников.
4.4.5. Порядок передачи гражданам детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание, в том числе усыновление
(удочерение).
4.4.6. Порядок деятельности представительств специально
уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по
усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации.
4.4.7. Порядок создания, функционирования и развития сети
специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого
типа, учреждений органов по делам молодежи; специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии; образовательных
учреждений дополнительного образования детей; оздоровительных
образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении; учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, осуществляющих профессиональную
подготовку инвалидов; образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; общеобразовательных школ-интернатов;
кадетских школ и кадетских школ-интернатов; службы практической
психологии образования; психолого-медико-педагогических комиссий;
иных учреждений и служб сферы молодежной политики, воспитания,
психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической
поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования,
дополнительного образования детей; а также по регламентации
деятельности дошкольных учреждений компенсирующего и
комбинированного вида.
4.4.8. Формы документов государственного образца и порядок их
выдачи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
VIII вида.
4.4.9. Порядок проведения экспертизы учебников для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений всех видов.
4.4.10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию при осуществлении образовательного
процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
всех видов.
4.4.11. Федеральные компоненты государственных образовательных
стандартов, федеральные требования к содержанию образования в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4.4.12. Порядок формирования и обеспечивает ведение
Федерального реестра молодежных и детских объединений,
пользующихся государственной поддержкой.
4.4.13. Нормативные правовые акты по другим вопросам,
относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.
4.5. Координирует формирование и реализацию федеральных целевых
и иных программ в части своей компетенции в установленной сфере
деятельности.
4.6. Разрабатывает и осуществляет совместно с департаментами
Минобрнауки России, заинтересованными органами государственной
власти, общественными объединениями и организациями систему мер по
обеспечению охраны прав и законных интересов, воспитанию,
профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и
ВИЧ/СПИДа детей и молодежи, их психолого-педагогической, социально-
педагогической поддержки, социально-правовой защиты; развитию
систем специального образования, дополнительного образования
детей, а также по поддержке одаренных детей и молодежи,
формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, развитию
детско-юношеского, студенческого и молодежного спорта, созданию
правовых условий для решения социальных, материальных и жилищных
проблем молодых граждан, каникулярной занятости (отдыха,
оздоровления и сезонной трудовой занятости) обучающихся.
4.7. Участвует в разработке предложений по приоритетным
направлениям международного сотрудничества в установленной сфере
деятельности и обеспечению их реализации.
4.8. Осуществляет координацию информационно-аналитического,
научного, методического обеспечения в установленной сфере
деятельности.
4.9. Обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности.
4.10. Обеспечивает деятельность федерального банка данных о
детях, оставшихся без попечения родителей.
4.11. Осуществляет в установленном порядке подготовку
документов для решения вопроса по выдаче разрешений на открытие
представительств специально уполномоченных иностранными
государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению)
детей на территории Российской Федерации, обеспечивает контроль за
их деятельностью.
4.12. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в
ведении Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию
образовательных и иных учреждений и организаций (в т.ч.
всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан"), согласовывает
программы, планы и основные направления их деятельности, а также
осуществляет координацию и контроль их деятельности в пределах
своей компетенции.
4.13. Готовит предложения для представления в Правительство
Российской Федерации о создании, реорганизации и ликвидации
федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся
в ведении Федерального агентства по образованию.
4.14. Проводит в установленном порядке конкурсы и готовит
предложения по заключению государственных контрактов на размещение
заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности.
4.15. Формирует и утверждает в рамках компетенции Департамента
план и порядок проведения мероприятий для руководящих,
педагогических работников, специалистов в установленной сфере
деятельности.
4.16. Определяет основные направления развития системы
информационного обеспечения сферы государственной молодежной
политики, воспитания, социальной защиты, специального образования,
дополнительного образования детей, формирования детских и
молодежных информационных ресурсов, молодежного информационного
пространства.
4.17. Определяет порядок создания и развития инновационной
инфраструктуры в установленной сфере деятельности.
4.18. Участвует в формировании и утверждает календарь
всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, за исключением
всероссийских олимпиад школьников, способствует его реализации.
4.19. Участвует в организации разработки проектов нормативных
правовых актов в части лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений и их
филиалов по реализуемым ими образовательным программам, а также по
оценке качества образования в установленной сфере деятельности.
4.20. Организует прием граждан в соответствии с компетенцией
Департамента.
4.21. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере
деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными
законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации.
4.22. Готовит предложения по профессиональной подготовке,
переподготовке, повышению квалификации и стажировкам работников
Департамента.
5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной
сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции
Департамента вопросам.
5.2. Проводить оценку хода реализации федеральных целевых
программ в установленной сфере деятельности.
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки
вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства,
специалистов федеральной службы и федеральных агентств,
находящихся в ведении Минобрнауки России, научные и иные
организации, ученых и экспертов.
5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в
компетенцию Департамента, с участием при необходимости работников
Департаментов Министерства и специалистов федеральной службы и
федеральных агентств, находящихся в ведении Минобрнауки России,
руководителей органов управления образованием субъектов Российской
Федерации и руководителей образовательных учреждений.
5.5. Создавать экспертные группы, а также советы, комиссии,
рабочие группы в установленной сфере деятельности Департамента.
5.6. Вести служебную переписку с органами государственной
власти и управления, органами местного самоуправления;
общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим
в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить предложения по изданию в установленном порядке
информационных бюллетеней, методических и иных материалов,
сборников, аналитических обзоров, справочников и других печатных
изданий в установленной сфере деятельности.
5.8. Готовить предложения для учреждения в установленном
порядке печатных средств массовой информации для публикации
нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения
других материалов по вопросам в установленной сфере деятельности.
5.9. Готовить предложения по учреждению в установленном порядке
знаков отличия в сфере образования и государственной молодежной
политики и представлению к награждению ими работников в указанных
областях.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе
осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется в
этом вопросе положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Министром образования и науки
Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Департамент полномочий и реализацию государственной
политики в установленной сфере деятельности.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Министром образования и науки
Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по
основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях
(отделах) Департамента и должностные инструкции работников.
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении
на должность и освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию
отделов Департамента в пределах установленных Правительством
Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников
Министерства.
9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а
по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Департамента - ненормативного характера.
9.6. Издает распоряжения по вопросам работы Департамента.
9.7. Подчиняется непосредственно заместителю Министра
образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
10. Департамент имеет бланки установленного образца.
|